Файл: Состав, структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В последнее время российское общество претерпело значительные трансформации практически во всех сферах государственной и общественной жизни. Основное направление такого развития в нашей стране, особенно в области построения и совершенствования права, будет заключаться в закладке и укреплении основ государственности Российской Федерации идей и принципов правового государства, направленных на укрепление верховенства государства. закона в стране, правового просвещения граждан, того факта, что люди могут активно защищать свои права и свободы с помощью юридических процедур. В этих условиях очень актуальна проблема формирования и развития методов, средств и органов правовой и судебной защиты населения Российской Федерации, а, следовательно, и роль Конституционного Суда Российской Федерации как органа, осуществляющего конституционный контроль и как одна из важнейших гарантий конституционности, законности, правопорядка в стране приобретает особую актуальность. Конституционный суд является единственным источником, который может юридически интерпретировать конституцию Российской Федерации, а также призван быть наиболее важным органом, который может эффективно и действенно стать гарантом возникающих демократических институтов.

Объект исследования – Конституционный Суд.

Предмет исследования – состав, структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации.

Целью исследования является комплексный анализ Конституционного Суда Российской Федерации.

Данной целью обусловлены следующие задачи:

– исследовать понятие Конституционного Суда РФ;

– проанализировать структуру и организацию деятельности;

– изучить правовые позиции Конституционного Суда;

– рассмотреть полномочия Конституционного Суда;

– определить статус судьи Конституционного Суда.

Методы исследования: диалектический метод познания, ретроспективный анализ теоретических положений; общенаучный метод: анализ, синтез, комплексный и др.

Прежде всего, источниковедческой значимостью отличаются работы таких авторов, как: Балковая В.Г., Баранников Л.И., Баранов А.В., Бондарев А.С., Братановский С.Н., Габричидзе Б.Н., Гальперин М.Л., Кравченко Ю.Б., Мазарчук Д.В., Малахов В.П., Сырых В.М., Чашин А.Н., Чепурнова Н.М. в которых подробно рассмотрены общие вопросы темы исследования.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1 ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ

1.1 Понятие Конституционного Суда РФ

Конституционный суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть в рамках конституционного судопроизводства.

В 1991 году впервые в истории России был создан принципиально новый конституционно-правовой институт - Конституционный суд, который является судебным органом конституционного контроля. Первые попытки ввести такое правосудие были в СССР. в 1989 году съезд народных депутатов ссср сформировал комитет конституционного надзора. однако он, начав довольно успешно, просто не успел проявить себя.

При этом на начальном этапе своей деятельности Конституционный Суд должен был исходить из Конституции РСФСР 1978 года, в которую в начале 90-х годов было внесено около 300 поправок, которые привели к объединению в нее как бы двух формы государства: советская и общедемократическая.

Новый этап в конституционно-правовом развитии страны связан с Конституцией России[1], принят всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года. Он представляет собой правовую основу процесса реформирования российского общества, затрагивающего все его сферы - социально-экономическую, политическую, государственно-правовую и духовную.

В соответствии с Конституцией 1993 года Конституционный Суд Российской Федерации является органом власти, как и все другие судебные органы. В России впервые была создана не просто судебная система, а независимая судебная власть.

Конституционный Суд Российской Федерации - федеральный орган судебной власти, не имеющий нижестоящих судебных органов. Как, например, Верховный суд.

Что касается задач Конституционного Суда Российской Федерации, то они достаточно четко изложены в статье 125 Конституции, которая гласит, что Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Президента Российской Федерации, Федерация Совет, Государственная Дума, пятая часть членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации решают дела. о соответствии Конституции РФ:


а) федеральные законы и постановления Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства России;

б) конституции республик, уставы, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, публикуемые по вопросам деятельности органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, соглашения между органами государственной власти субъектов Федерации;

г) международные договоры Российской Федерации, не вступившие в силу. [2]

Возникает вопрос, а зачем контролировать законодательство, особенно конституции, уставы субъектов Российской Федерации? Марат Викторович Баглай говорит по этому поводу: «Нет в мире страны, какой бы демократической она не признавала себя, где законодатель не ошибается, где не принимаются правовые акты, которые рано или поздно оказываются несовместимые с конституцией, ущемляют права граждан. Поэтому необходим тщательный анализ. Это то, что требует механизма, который бы выявлял недостатки и противоречия ».

Деятельность Конституционного Суда способствует обеспечению демократического характера Российского государства. Это непростая задача. У нас есть сильные традиции прошлого, когда власть принадлежала самодержавному монарху, а на протяжении семи десятилетий ХХ века - политической партии. Как отмечает Б. Топорнин, «... Демократия в ее нынешнем состоянии, отражая условия и потребности нового общества, где развиваются особые технологии, создается огромный информационный материал, модернизируется система управления, остается основным озабоченность Конституционного суда ".

Особо хотел бы подчеркнуть роль Конституционного Суда в защите основных прав и свобод человека и гражданина. Суд справедливо видит в этом главный смысл демократии и ее главную цель. Такая позиция суда абсолютно правильна, потому что нарушения прав и свобод человека опасны не только для тех, кого они затрагивают, но и для всего общества, подрывают и размывают его основы, отталкивают людей от государства.

Конституционный суд Российской Федерации много делает для укрепления единства и целостности правовой системы страны и ее государственного строя. Особенно значимы судебные решения по вопросам статуса субъектов Федерации, толкования суверенитета республики и вопросов собственности субъектов Федерации на землю и природные ресурсы.


Конституционный суд активно и непосредственно участвует в разработке конституционного права. Судебные решения все чаще признаются источником права даже теми, кто ранее считал, что суд не создает, а только применяет закон. Судебная практика изучается в исследовательских центрах, преподается в высших учебных заведениях.

При этом Конституционный суд закрывается не только в рамках конституционного права. Его решения влияют на другие отрасли права, включая гражданское, уголовное и налоговое право. В ряде случаев Суд стал носителем новых демократических принципов, заменив устаревшие и устаревшие нормы Уголовно-процессуального кодекса и УПК. И это не случайно, потому что, с одной стороны, суд руководствуется основным законом страны, а с другой - никакое право, даже конституционное, не может и не должно решать свои задачи в одиночку.

Являясь равноправной и независимой ветвью судебной власти, Конституционный Суд Российской Федерации решает общие проблемы правосудия и обеспечивает безпроблемную судебную защиту прав граждан от незаконных (незаконных) ненормативных и нормативных актов, Конституционный Суд наделен полномочиями: лишить юридической силы закона, не соответствующего Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд не имеет права вмешиваться в компетенцию других судебных органов. Однако его решения, в которых верховенство права признано неконституционным, могут указывать на судебную ошибку, если применение этого правила судом в конкретном деле имело решающее значение. В этом смысле решения Конституционного Суда являются юридическим ориентиром для всех судебных органов, применяющих закон.[3]

Конституционный суд обладает исключительной компетенцией оценивать закон на предмет соответствия конституции и фиксировать эту оценку в своем решении. все другие суды имеют право только подвергнуть сомнению конституционность закона и направить соответствующий запрос в конституционный суд. В этой связи прямое применение конституции Российской Федерации при разрешении дел всеми судами (кроме Конституционного суда) ограничивается законами, которые еще не прошли проверку Конституционным судом. Такой подход, сформулированный самим конституционным судом, закреплен в процессуальных законах (Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации).


1.2 Структура и организация деятельности

Модель Конституционного Суда РФ в редакции 1991 г. оказалась очень и очень далекой от совершенства, что в итоге привело к печально известным событиям (приостановлена ​​деятельность Конституционного Суда РФ). Федеральный конституционный закон 1994 года внес существенные изменения в организационные формы конституционного судопроизводства, которые были направлены на повышение эффективности и действенности деятельности Конституционного суда. Раньше Конституционный суд работал в единой структуре. В перерывах между сессиями по одному делу он не мог рассматривать другие дела. Это привело к задержкам во многих случаях и несоблюдению сроков.

В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, а в заседаниях палат участвуют судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель председателя Конституционного суда не могут быть членами одной палаты. Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более трех лет подряд. Порядок исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего на ее заседаниях определяется на заседании палаты.

На пленарном заседании суд вправе рассматривать любой вопрос, отнесенный к его компетенции.

А на пленарных заседаниях решает дела о соответствии Конституции Российской Федерации конституциям республик и уставам субъектов Российской Федерации; толкует Конституцию Российской Федерации; дает заключение о соблюдении установленного порядка предъявления обвинения Президенту Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; принимает сообщения Конституционного Суда РФ; решает законодательную инициативу по вопросам своей компетенции.

На пленарных заседаниях также избираются председатель, заместитель председателя, судья-секретарь Конституционного Суда Российской Федерации, формируется персональный состав палат, утверждается Регламент Конституционного Суда Российской Федерации и др.

На заседаниях палат решаются все дела о соответствии Конституции законов, договоров и постановлений, помимо конституций республик и уставов субъектов Российской Федерации, разрешаются споры о компетенции и проверяется конституционность. закон, применяемый или подлежащий применению в конкретном случае, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и обращениям судов.[4]