Файл: Коммуникации в организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный университет»

ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИСКУССТВА, СЕРВИСА И КУЛЬТУРЫ

Кафедра дошкольного и начального образования
РЕФЕРАТ

на тему:

«Коммуникации в организации»


Работу выполнила

студентка 4 курса

заочного отделения

по направлению подготовки

«Педагогическое образование»

профилю подготовки «Начальное образование»

Алимбекова Эмилия Ильдаровна

Проверила:

Дубченкова Н.О.,

старший преподаватель

кафедры дошкольного

и начального образования

Астрахань – 2023

Содержание




Введение……………………………………………………………………….

3

1

 Понятие и сущность коммуникаций в организации………………………

5

2

Совершенствование коммуникаций в организации……………………......

13




Заключение……………………………………………………………………

16




Список литературы…………………………………………………………...

18


ВВЕДЕНИЕ

Процессы коммуникации, в которых участвуют работники аппарата управления, являются жизненно важными связующими звеньями между руководителем и его подчиненными, между руководителями одного уровня, между организацией и внешней средой. В целом передачу информации от одного человека к другому принято называть коммуникацией. Обмен информацией между руководителем, органом управления и исполнителями – все это коммуникация.

Информация – это основное условие конкурентной способности организации. Руководителя интересует информация о физических и юридических лицах, передовой технологии, экономической и финансовой ситуации и т. д. Оперативная, надежная, достоверная и своевременная информация является основой управленческого процесса, и от того насколько она совершенна, во многом зависит качество управления предприятием.


Информация может приниматься руководителем к сведению, служить основой будущих решений, расширять знания и кругозор. Без информации невозможна совместная работа в условиях разделения труда, нехватка нужной, как и избыток ненужной информации дезориентирует любую хозяйственную деятельность.

В повседневной работе руководитель должен использовать информацию от различных доступных источников – вышестоящих руководителей, подчиненных, руководителей того же уровня, заказчиков, поставщиков и т. д. Процессы коммуникаций позволяют руководителям эффективно выполнять свою работу и принимать решения о выборе оптимальной стратегии для достижения поставленных целей. Так как обмен информацией встроен во все основные виды управленческой деятельности, поэтому эта тема очень актуальна на сегодняшний день.

В своей работе я постараюсь достичь следующих целей: показать природу и сложность коммуникаций, рассмотреть их значение в организации; раскрыть содержание коммуникационного процесса и рассмотреть препятствия, стоящие на пути коммуникаций; рассмотреть различные виды коммуникаций и определить методы повышения их эффективности; раскрыть роль и содержание межличностных и организационных коммуникаций и определить факторы, влияющие на них.

В связи с поставленными целями в реферате решались следующие задачи: изучить теоретические основы коммуникаций, рассмотреть анализ систем коммуникаций, обосновать основные направления совершенствования коммуникаций в организации.

Предметом исследования является коммуникации в организации. Объектом работы является совокупность отношений, возникающих в коммуникационных процессах.

В процессе написания работы использовались методы анализа, сравнения, демографический. Основными источниками написания реферата являются научные труды российских и зарубежных авторов.


  1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ


Коммуникации в организационном контексте включают «взаимодействие между людьми. Это процесс обмена информацией и передачи сведений между отдельными людьми или их группами. Организационная коммуникация– это процесс, с помощью которого руководители развивают систему предоставления информации большому количеству людей внутри организации и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Она служит необходимым инструментом в координации деятельности подразделений организации, позволяет получать необходимую информацию на всех уровнях управления»[3] .



По мнению Виханского О. С. «коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов»[4] .

По мнению Латфуллиной Г. Р. под коммуникацией понимается «обмен идеями, мнениями и информацией в устном и письменном виде посредством символов. При этом передаваемая информация должна быть значима для участников коммуникации. Цель коммуникации – добиться от предпринимающей стороны точного понимания отправленного сообщения».[5]

С другой стороны, Чаусов Н. Ю. считает, что коммуникации – «это обмен информацией, на основе которого руководитель принимает решения и доводит их до сотрудников организации».[6]

Формирование коммуникационных сетей и создание условий для успешного функционирования коммуникаций в организации составляют одну из важнейших задач управления. Не случайно немецкий ученые В. Зигерт и Л. Ланг отмечают: «Хлеб людей организации – информация и коммуникации. Если нарушаются информационные потоки внутри предприятия и связи с внешним миром, само существование этого предприятия под угрозой. Одной информации недостаточно. Только когда она соответствующим образом преобразуется и обрабатывается, т. е. когда возникают коммуникативные связи, обеспечиваются существование и эффективная деятельность организации».[7]

Согласно ряду опросов, проведенных американскими исследователями 73% американских руководителей организаций считают, что недостаточная разработанность коммуникаций является главным препятствием на пути достижения эффективности деятельности организации.

«Основу процесса управления составляет взаимодействие между элементами управленческой структуры – подразделениями, должностями, отдельными лицами, осуществляемое с помощью соединяющих их коммуникационных каналов, создаваемых в процессе личных контактов, обмена документами, функционирование электронных средств связи и т. д».[8]

Далее рассмотрим основные элементы организационных коммуникаций.

Отправитель или источник – лицо, передающее информацию. Источники информации могут быть внутренние и внешние. К внутренним относятся: бухгалтерская и статистическая отчетность, счета клиентов, текущие наблюдения, специальные исследования. Внешние источники более многочисленны и разнообразны. Прежде всего, здесь нужно выделить сотрудников со своими идеями, намерениями, информацией и целью коммуникации; партнеров; средства массовой информации и др.


Сообщение, т. е. собственно информация.

Канал – средство передачи информации. Каналы относятся к передаточным механизмам от источ­ника коммуникации к получателю информации. Известно, что предприятия используют несколько каналов передачи данных как во внутренней среде, так и во внешней. К наиболее часто применяемым относятся: курьеры, почтовая связь, телефон, радиосвязь, электронная почта, локальная сеть, и, наконец, устное обсуждение.

Получатель – лицо (исполнитель, руководитель), которому предназначена информация.

Кроме того, организационные коммуникации включают в себя:

кодирование – это перевод идей источника в систематический набор символов на язык, выражающий цели источника. Функ­ция кодирования — обеспечение формы, в которой идеи и цели могут быть выражены как передача сигналов;

передачу сигнала – цель источника коммуникации выражена в виде сигнала, форма которого зависит в значительной мере от используемого канала;

расшифровку-прием – чтобы процесс коммуникации был завершен необходимо, чтобы сигнал был расшифрован. Каждый получатель информации интерпретирует (расшифровывает) сигнал, используя опыт и предлагаемые рекомендации. Чем ближе закодированный сиг­нал к цели, поставленной источником, тем более эффективна комму­никация;

обратную связь – источник коммуникации надеется, что его сигнал будет иметь высокую степень точности. Поскольку точность сигнала редко совершенна, желательно обеспечение обратной связи в коммуникационном процессе. Односторонняя связь является более оперативной, чем двусторонняя. Однако двусторонняя связь гораздо более точная. Петля обратной связи обеспечивает канал для ответа получателя информации, что позволяет источнику коммуникации определить, был ли получен сигнал. С помощью обратной связи ру­ководитель может оценить, насколько эффективно он осуществляет коммуникацию, а также повысить точность сигналов в будущих ком­муникациях;

помехи и барьеры, нарушающие качество сигнала. В деятельности организации к ним относятся: 1) отвлечения; 2) неправильная интер­претация со стороны получателя или источника информации; 3) раз­личные значения, придаваемые одним и тем же словам различными людьми (семантические проблемы); 4) статусное различие между ру­ководителями и подчиненными в восприятии организационной дис­танции, вследствие чего расширяется коммуникационный разрыв между ними; 5) получатель информации слышит только то, что хочет услышать (ценностная оценка). Можно добавить и случаи, когда не понят шифр; когда получатель не увязывает информацию с положе­нием лица, посылающего ее; когда при передаче обнаруживаются так называемые шумы.


«Коммуникация в организациях — это сложный и динамичный про­цесс. Он может рассматриваться как действие, как взаимодействие и как собственно процесс. В зависимости от этого и различаются моде­ли коммуникации».[9]

Коммуникация как действие. В этой модели источник коммуникации разрабатывает послание, со­стоящее из символов. Символы затем превращаются в сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя ин­формации, который их расшифровывает или интерпретирует. Модель также включает звук, который влияет на процесс. Модель коммуникации как действия первоначально применялась к электронной ком­муникации, однако использовалась также для описания коммуника­ции между людьми. Коммуникация рассматривалась как односторон­ний процесс. В этой модели нет места для обратной связи.

Коммуникация как взаимодействие Введение элемента обратной связи ознаменовало переход ко второму типу модели — коммуника­ции как взаимодействия.

Коммуникация как процесс. Современные модели коммуникации являются более полными, поскольку отражают коммуникацию как про­цесс. Сутью модели коммуникации как процесса является то, что человек одновременно и постоянно выступает в ней в роли и источни­ка, и получателя информации.

Коммуникации, осуществляемые в организациях, могут быть классифицированы по ряду признаков.

Признак классификации

Виды коммуникаций

Субъект и средства коммуникаций

1. Коммуникации с помощью технических средств,

информационных технологий.

2. Межличностные

Форма общения

1. Вербальные

2. Невербальные

Каналы общения

1. Формальные

2. Неформальные

Организационный признак (пространственного расположения каналов)

1. Вертикальные

2. Горизонтальные

3. Диагональное

Направленность общения

1. Нисходящие

2. Восходящие

Коммуникации, осуществляемые с помощью технических средств, информационных технологий , в современных условиях приобретают важнейшее значение. Осуществляются с помощью электронной почты, телекоммуникационных систем, управленческих информационных технологий (УИС). Менеджеры с помощью УИС могут, например, обратиться к другим сотрудникам за информацией, нужной для решения проблем, а могут также изучить литературу о современных достижениях в какой-либо интересующей их области.