Файл: В советском Союзе государственные органы контролировала партийносоветская номенклатура в лице Политбюро и Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза (цк кпсс)..rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
134. В Советском Союзе государственные органы контролировала партийносоветская номенклатура в лице Политбюро и Центрального комитета
Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС). На местах контроль
осуществляли первые секретари ЦК республик, обкомов, горкомов. Какой подход к
пониманию государственной службы фактически был реализован в Советском
Союзе?
Тип ответа: Одиночный выбор
Политический, поскольку в качестве ключевой функции государственного аппарата в тот период рассматривалось обеспечение реализации политикоуправленческих решений, принимаемых партийным руководством страны.
135. Студент Петров поспорил со студентом Ивановым по поводу понимания
понятий «государственная служба» и «публичная служба» в условиях современной
России. Петров утверждал, что эти понятия несопоставимы друг с другом. Иванов
настаивал, что это синонимичные понятия. Кто из студентов прав? Как соотносятся
между собой категории «государственная служба» и «публичная служба» в
современной России?
Тип ответа: Одиночный выбор
Прав студент Петров. Данные категории несопоставимы, поскольку в федеральном законодательстве категория «публичная служба» отсутствует.
136. В Министерстве N проводится конкурс на замещение вакантной
должности консультанта отдела методологии государственных закупок. На
должность претендуют четыре кандидата, каждый из которых соответствует
квалификационным требованиям к должности. Однако в ходе оценки методами
тестирования, индивидуального собеседования с непосредственным руководителем и
собеседования с конкурсной комиссией все претенденты продемонстрировали явно
недостаточный уровень профессионализма и компетентности. Комиссия принимает
решение об отсутствии победителя в данном конкурсе. В то же время несколько
членов комиссии – представителей структурных подразделений министерства –
выразили желание включить данных претендентов в кадровый резерв по старшей
группе должностей для дальнейшего назначения на должности главных и ведущих
специалистов в своих подразделениях. Правомерно ли в данной ситуации включение
претендентов в кадровый резерв по старшей группе должностей?
Тип ответа: Одиночный выбор
Неправомерно, поскольку включение в кадровый резерв возможно лишь по той группе должностей, к которой относится вакантная должность (в данном случае – к ведущей).
137. На научном семинаре «Государство, власть, управление и право:
история и современность» между представителями ряда ведущих университетов
произошел спор о характере государственной службы в современной России.
Профессор Иван С. Утверждал, что государственная служба в России исторически
тяготеет к клиентелисткому типу. Его оппонент доцент Александр Н. оспаривал
данный тезис, отмечая принадлежность России к романо-германской правовой семье
и, следовательно, карьерный тип российской государственной службы. Кто из
оппонентов прав и почему?
Тип ответа: Одиночный выбор
Оба оппонента по-своему правы. Традиционно Россия тяготеет к карьерному подходу к государственной службе, но реформы последних десятилетий привнесли в практику кадровой политики много черт, характерных для клиентелистской модели: система «открытых дверей», сочетание карьерных и патронажных назначений (в т. ч. особые правила назначения на службу и прохождения службы для лиц, замещающих должности категории «помощники (советники)» и «руководители» главной и высшей групп), принципы бюджетирования, ориентированного на результат.
138. В министерстве сельского хозяйства и продовольствия N-ской области
проходит конкурс на замещение вакантной должности заместителя заведующего
отделом по охране и контролю использования объектов животного мира Управления
регулирования использования объектов животного мира, отнесенных к объектам
охоты Министерство заинтересовано в сохранении баланса между опытом
заслуженных сотрудников и активностью молодых. На должность претендуют два
кандидата: Л. – 26 лет, не женат, имеет высшее образование и стаж службы на
должности главного специалиста в аналогичном подразделении федерального
министерства 1 год. Основной аргумент, приведенный Л. в ходе собеседования, –
знание практической стороны дела, опыт работы в аналогичном подразделении
Министерства природных ресурсов и экологии РФ (в том числе выездов на участки),
опыт подготовки проектов нормативных документов в данной сфере. П. – 48 лет,
женат, имеет высшее образование и богатый опыт руководящей работы в сфере
сельского хозяйства, последняя должность – начальник отдела сельского хозяйства в
администрации муниципального района. Опыта работы по специфике вакантной
должности нет. Основной аргумент, приведенный П., – опыт руководящей работы и
общения с людьми, способность осваивать новые направления деятельности. Какое
решение должна принять конкурсная комиссия, исходя из приоритетов
министерства?
Тип ответа: Одиночный выбор
Признать победителем П, поскольку для рассматриваемой вакансии опыт руководящей работы и знание людей важнее, чем знания и навыки по конкретной узкой тематике. Рассмотреть возможность включения Л. в кадровый резерв.
139. В федеральном министерстве N служит главный специалист-эксперт К.
(мужчина, 28 лет, стаж государственной гражданской службы 5 лет). По истечении
испытательного срока (7 месяцев после назначения на должность) К. был присвоен
первый классный чин – референт государственной гражданской службы 3 класса. По
прошествии двух лет К. обратился к своему непосредственному руководителю с
просьбой о присвоении очередного классного чина. Руководитель оказал К. с
формулировкой «недостоин». Правомерно ли поступил руководитель?
Тип ответа: Одиночный выбор
Правомерно, поскольку порядок присвоения классных чинов устанавливает лишь минимальный срок пребывания в предыдущем классном чине, необходимый для присвоения следующего. Фактически же решение о присвоении следующего классного чина принимает представитель нанимателя по представлению непосредственного руководителя.
140. В феврале 2021 г. на должность начальника отдела методологии
государственных закупок Министерства N был назначен Алексей С. В марте того же
года Министерство N объявило конкурс на заключение государственного контракта
о закупке канцтоваров. В ходе кампании по приему заявок в конкурсе приняли
участие три фирмы, предложившие сопоставимые по качеству и ассортименту
канцелярские товары: Фирма А. Генеральный директор – Ирина С. Юридический
адрес – г. Москва, ул. Ильинка. Предложения по цене контракта – 4,5 млн руб.
Предложения по качеству товара – в соответствии с техническим заданием (ТЗ).
Фирма Б. Генеральный директор – Александра В. Юридический адрес – г.
Ивантеевка, ул. Трудовая. Предложения по цене контракта – 6,1 млн руб.
Предложения по качеству товара – в соответствии с ТЗ. Фирма В. Генеральный
директор – Николай А. Юридический адрес – г. Калуга, ул. Советская. Предложения
по цене контракта – 5,3 млн руб. Предложения по качеству товара – в соответствии с
ТЗ. Вскоре после вскрытия конвертов с заявками в Министерство N поступило
анонимное сообщение о том, что генеральный директор фирмы А Ирина С. является
законной супругой начальника отдела методологии государственных закупок
Министерства N. Алексея С. Сам же Алексей С. в неформальных беседах не отрицал
данного факта и подчеркивал, что не имеет к бизнесу жены никакого отношения,
служебные вопросы с ней не обсуждает, а о конкурсе она узнала не от него, а через
сайт госзакупок. Когда выяснилось, что Алексей С. будет курировать данный
конкурс, он провел беседу с супругой, и супругами было решено, что она будет
участвовать в нем на общих основаниях. Какие действия должен предпринять
Алексей С. в сложившейся ситуации?
Тип ответа: Одиночный выбор
Алексей С. должен представить министру письменное уведомление о наличии личной заинтересованности, после чего вопрос будет рассмотрен на комиссии по урегулированию конфликта интересов. Скорее всего Алексей С. будет отстранен от выполнения должностных обязанностей на время конкурса либо его должностной статус будет изменен.
141. В начале 2000-х гг. в Правительстве РФ решался вопрос о
реформировании государственной службы с учетом мирового опыта. Стратегия
реформы неоднократно обсуждалась с участием политиков, экспертов и практиков в
области государственного управления. Принципиальным был вопрос о том, опыт
каких именно стран более применим к российской действительности. Лучшие
практики каких стран целесообразнее всего использовать при реформировании
государственной службы в России? Почему?
Тип ответа: Одиночный выбор
При исследовании лучших практик кадровой политики в сфере государственной и муниципальной службы следует ориентироваться на опыт стран, наиболее близких России в цивилизационном плане. Речь идет, в первую очередь, о странах континентальной Европы (романо-германской правовой семьи), т.е. Франции, Испании, ФРГ, Италии, Австрии, Швеции, Норвегии и др. Опыт данных стран проще адаптировать к российским реалиям, нежели англосаксонский, китайский или японский.
142. Прослужив более 20 лет в министерстве культуры N-ской области и
выйдя в отставку в возрасте 59 лет, С. получил предложение возглавить одно из
учреждений культуры M-ского района той же области. В период прохождения
службы С. возглавлял в министерстве управление, которое взаимодействовало с
районными учреждениями культуры. Имеет ли С. право принять данное
предложение? Если да, то на каких условиях?
Тип ответа: Одиночный выбор
С. вправе принять данное предложение при условии наличия разрешения министерства культуры N-ской области. Такое разрешение министр культуры может дать по рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию конфликта интересов) – в случае если комиссия не усмотрит в подобном назначении риска возникновения конфликта интересов.
143. В ходе обсуждения претендентов на должность заместителя начальника
отдела в региональном министерстве стало очевидно, что председатель конкурсной
комиссии жестко продавливает кандидата А. С этим не согласились некоторые
члены комиссии. Обсуждение приняло характер жесткой дискуссии на повышенных
тонах. Когда мнения членов комиссии разделились, председатель спросил
начальника отдела, кого из двух кандидатов тот хотел бы видеть своим
заместителем. По внешнему виду начальника было понятно, что он эмоционально
подавлен и старается уйти от прямого конфликта. По его словам, собеседование оба
претендента прошли успешно, ему лично больше понравился кандидат Б., но он
полностью доверяет руководству и ни на чем не настаивает. Начальник отдела
принял решение проголосовать за кандидата А, пользовавшегося поддержкой
председателя конкурсной комиссии. В результате голоса членов комиссии
распределились следующим образом: За кандидата А – 4 голоса (председатель
конкурсной комиссии, его заместитель, секретарь комиссии, начальник отдела). За
кандидата Б – 2 голоса (юрист, независимый эксперт). Воздержался – 1 голос
(представитель администрации губернатора). Насколько верно поступил начальник
отдела, поддавшись давлению руководства? Мог ли в данной ситуации быть другой
исход голосования?
Тип ответа: Одиночный выбор
Начальник отдела избрал неверный стиль поведения, поскольку речь шла о должности, находящейся в его непосредственном подчинении. Ему следовало более решительно отстаивать свою позицию, и это дало бы диаметрально противоположный результат при голосовании.