ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
КЕЙс
Техсервис «Планета-АВТО»:
стратегия выживания в условиях кризиса
Введение
Экономический кризис в России, берущий свое начало с весны 2014 г., многие эксперты называют одним из самых болезненных и сравнивают с кризисом 90-х гг. Снижение на треть реальных доходов населения, рост безработицы, сокращение платежеспособного спроса, существенное ослабление курса рубля, вызванное падением цен на нефть, стагнация экономики и рост инфляции – вот далеко не полный перечень характеристик, отражающих реальное положение дел в экономике России в 2016 году.
В сложившейся ситуации компании ищут способы выживания, при этом в наиболее тяжелой ситуации находятся представители малого бизнеса, как правило, не обладающие финансовой мощностью и ресурсами для поддержки своей устойчивости и платежеспособности.
По результатам 2015 г. объемы производства «Планета-Авто» – одного из самых крупных авторизированных сервисов по кузовному ремонту в г. Иркутске – снизились на треть (по сравнению с 2013 годом). В 2014 г. компания впервые столкнулась с убытками по итогам года, 2015 год, несмотря на предпринятые руководством меры, также не принес утешительных результатов и в 2016 год автосервис вступил с отрицательной величиной прибыли (Приложение 1).
В сложившейся ситуации руководству предприятия необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на преодоление вызовов экономического кризиса.
Характеристика отрасли
В целом иркутский рынок автомастерских разделен на три сегмента. К первому относятся дилерские центры (по разным оценкам их доля составляет 25-33%), сотрудничающие с производителями напрямую и имеющие в штате сертифицированных специалистов. Гарантийное обслуживание предполагает регулярное посещение сервисного центра для проведения профилактики и, если потребуется, ремонтных работ как автомобиля в целом, так и его отдельных запчастей. Цена услуг авторизированных центров выше, чем в независимых или частных мастерских.
Второй и третий сегменты – неавторизированные автосервисы (55-60%) и индивидуальные мастерские (15-20%). Популярность независимых СТО объясняется достаточно просто – они предлагают своим клиентам гибкую ценовую политику, кроме того, у большинства потребителей автосервисных услуг присутствует стойкое убеждение, что в дилерских центрах цены намного выше, и они не хотят переплачивать «за бренд».
Индивидуальные мастерские – «гаражный формат» – не могут гарантировать наличия необходимых деталей и оборудования и не всегда отличаются высоким качеством услуг, но привлекают автолюбителей низкой стоимостью работ.
Необходимо обратить внимание на доверие потребителей к авторемонтным мастерским. Так, по некоторым данным, часть автомобилистов не доверяют работе даже официальных сервисов. При этом, что неудивительно, большинство из них владельцы изделий отечественного автопрома, иномарок, собираемых на территории РФ, и машин китайской сборки. Среди них сомнения относительно качества предоставляемых услуг возникают у каждого второго опрошенного потребителя. По иномаркам премиального сегмента ситуация следующая: более 60% клиентов доверяют работе сервисных мастерских официальных дилерских центров. Если говорить о том, чего же именно боятся автомобилисты при обращении в автосервис, то первое место среди опасений занимает навязывание дополнительных дорогостоящих работ (около половины опрошенных). На втором месте – страх передать свою машину неопытному или некомпетентному мастеру (35%). Тройку страхов завершает боязнь использования некачественных запчастей (15%).
Вместе с тем в условиях кризиса автолюбителей в первую очередь интересует цена ремонта и обслуживания автомобиля, что заставляет их все чаще обращаться не в дилерские центры, а пользоваться услугами неавторизированных сервисов и кустарных мастерских, либо вовсе отказаться от ремонта или обслуживания автомобиля.
Характеристика предприятия
ООО «Техсервис «Планета-АВТО» было образовано в 2008_году, в настоящее время располагается на ул. Ширямова, 10/6 в непосредственной близости от автодилерского центра. Организационная структура предприятия представлена на рис.1.
Рис.1. Организационная структура ООО «Техсервис «Планета-АВТО»
Численность персонала: в 2012-2013 гг. – 30 человек, в 2014 г. – 25 человек, в 2015 г. – 20 человек (сократились ставки мойщика, колориста, мастеров-консультантов). Сокращение численности персонала вызвано в первую очередь с сокращением объемов производства и снижением заработной платы, переходом с повременной на сдельную форму оплаты труда (таблица 1).
Таблица 1
Изменение формы оплаты труда и стоимости нормо-часа
в «Техно-Авто» в 2015 году
Категория работников | Форма оплаты труда в 2014 г. | Форма оплаты труда в 2015 г. | Выработка в нормо-часах | Стоимость нормо-часа в 2014 г., р. | Стоимость нормо-часа в 2015 г., р. |
Работники цеха | сдельная | сдельная | 0-50 | 200 | 200 |
50-75 | 260 | 230 | |||
75-100 | 290 | 270 | |||
100-150 | 310 | 290 | |||
150-180 | 330 | 310 | |||
180-200 | 340 | 320 | |||
200 и более | 350 | 340 | |||
Мастера-консультанты | сдельно-повременная | Сдельная +10% от наценки на запасные части | 0-300 | 20000 р. + 30 р. один нормо-час | 50 |
300-500 | 65 | ||||
500-700 | 70 | ||||
700 и более | 75 | ||||
Колорист | повременная | сдельная | - | 35000 | 38 |
Мойщик | повременная | сдельная | - | 20000 | 20 |
Технический работник | повременная | повременная | - | 15000 | 15000 |
Кладовщик | повременная | сдельная | - | 25000 | 25 |
Водитель | повременная | сдельная | - | 30000 | 30 |
Начальник кузовного цеха | сдельная | сдельная | 0-750 | 25 | 25 |
750-1000 | 30 | 30 | |||
1000-1300 | 35 | 35 | |||
1300 и выше | 40 | 40 | |||
Оператор | повременная | сдельно-повременная | - | 25000 | 15000 р. + 10 р. один нормо-час |
Стоимость одного нормо-часа в 2015 г. составляла 935 р., в 2014 г. – 1032 р., в 2013 г. – 1018 р., 2012 г. – 917 р.
Производственные мощности автосервиса составляют примерно 240 а/м в месяц или 2000 нормо-часов в год.
В 2015 году средняя годовая выработка в месяц составила 915 нормо-часов, в 2014 году 1132 нормо-часа в месяц, в 2013 году – 1760 нормо-часов в месяц, в 2012 году – 2000 нормо-часов в месяц, таким образом, объемы производства на предприятии сократились более чем в два раза, что в первую очередь обусловлено сокращением заказов от партнеров предприятия (официального автодилера и страховых компаний).
Ассортимент
Ассортимент предприятия включает в себя стандартный набор услуг автосервисных предприятий (табл.2)
Таблица 2
Ассортимент услуг «Техсервис «Планета-АВТО»
Вид услуги | Цена |
Диагностические работы | |
Диагностика системы кондиционирования | от 200 рублей |
Чистка форсунок | от 600 рублей |
Заправка кондиционера | от 1000 рублей |
Регулировочные работы | |
Развал-схождение (компьютерный стенд) | от 400 рублей |
3. Ремонтные работы | |
Замена шаровой опоры | от 350 рублей |
Замена передней амортизаторной стойки | от 550 рублей |
Замена ступичного подшипника | от 550 рублей |
Замена передних тормозных колодок | от 400 рублей |
Замена задних тормозных колодок | от 400 рублей |
Замена ремня ГРМ | от 1500 рублей |
Электротехнические работы | |
Замена лампы фары | от 100 рублей |
Замена лампы заднего габарита | от 100 рублей |
Покрасочные работы | |
Окраска нового элемента включая материалы | от 6000 рублей |
Окраска + ремонт элемента включая материалы | от 7000 рублей |
Ценовая политика
Цены автосервиса находятся на уровне цен неавторизированных автосервисов.
Используется политика скидок для постоянных клиентов.
Карты лояльности клиентов не используются.
Политика продвижения
В 2015 г. автосервис использовал следующие виды продвижения:
– Рекламные листовки, распространяются в офисах страховых компаний – партнеров.
Взаимоотношения с основными партнерами
Основные поставщики и партнеры Планета-АВТО – это автодилерское предприятие, официальным автосервисом которого оно является, и страховые компании, оплачивающие услуги по договорам страхования КАСКО.
Вместе с тем, российский автодилерский рынок за три квартала 2015 г. сократился почти наполовину по сравнению с тем же периодом рекордного 2012 г. При этом в 2015 г. существенный объем продаж автомобилей в России обеспечили покупатели из Казахстана и Белоруссии. В 2016 году рассчитывать на такой же приток покупателей не приходится.
По состоянию на 2016 г., практически каждый четвертый автомобильный дилер в России находится на грани банкротства. Об этом свидетельствуют распространенные сегодня данные «Автостат», где отмечается, что проблема платежеспособности касается и официальных автосалонов. Аналитическое агентство в своем сообщении ссылается на заявление Вячеслава Жигалова, занимающего пост президента «Российские автодилеры». По словам эксперта, в наступившем 2016 году многие дилеры авто (в том числе и официальные салоны) могут лишиться прежних объемов, что неизбежно приведет к снижению их рентабельности. Уже сейчас численность компаний, занимающихся реализацией машин в России и оказавшихся на грани банкротства достигает двадцати пяти процентов. Другими словами: каждый четвертый автодилер банкрот.
В структуре доходов дилеров на первый план все активнее выходит бизнес автомобилей с пробегом. Что касается сервисного потенциала, то к настоящему времени не выстроены в полной мере отношения между автодиллером и автосервисом, чтобы клиент приезжал на официальный сервис даже сразу после покупки автомобиля. У дилеров есть еще возможности для укрепления бизнеса, но многие думали, что повторится ситуация кризисов 1998 и 2008 гг., когда через год начиналось восстановление рынка. В марте 2016 г. автодилеры отмечают третью годовщину падения рынка.