Файл: Практическая работа 1. Тема Ключевые компоненты функциональной грамотности. Особенности ключевых компонентов функциональной грамотности. Условия их развития и формирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №1.
Тема 3.1. «Ключевые компоненты функциональной грамотности. Особенности ключевых компонентов функциональной грамотности. Условия их развития и формирования».
Задание. 1). Изучив теоретический материал проведите сравнительный анализ характеристик компонентов функциональной грамотности и условий их развития и формирования в школе. Результат представьте в виде таблицы.
Сравнительный анализ компонентов функциональной грамотности
Компоненты функциональной грамотности | Формируемые компетенции, умения | Контексты заданий на формирование компонента функциональной грамотности | Условия развития и формирования |
Читательская | • Находить и извлекать информацию • Интегрировать и интерпретировать информацию • Осмысливать и оценивать содержание и форму текста • Использовать информацию из текста. |
|
1) Читательская грамотность формируется внутри каждого предмета. Учебная задача ставится исходя из логики предмета. Для решения учебной задачи привлекаются нужные тексты. Типы текстов, с которыми работает ученик, для каждого предмета должны быть свои. Подходы к работе с текстами общие. 2) При разработке заданий ориентироваться нужно, прежде всего, на цели чтения, адекватные данному предмету. Соответствующие умения «приложатся» к этим целям. 3) Ученик должен знать, чему он должен научиться. Кроме предметных задач, ему должны быть известны такие стоящие перед ним задачи: Ø научиться «читать», т.е. «расшифровывать», извлекать информацию из словарей, справочников, карт, таблиц, диаграмм, графиков и т.п.; Ø научиться анализировать информацию и на основе анализа выявлять лакуны, обнаруживать несоответствия, формулировать вопросы, предлагать решения, выдвигать гипотезы, реконструировать недостающие элементы, устанавливать закономерности; Ø научиться понимать скрытые смыслы, содержащиеся в тексте, «расшифровывать» намерения автора, формулировать и аргументировать свое понимание; Ø научиться действовать в соответствии с прочитанной «инструкцией», поставленной задачей; Ø научиться отличать факты от мнений, выявлять разные точки зрения на одну проблему, анализировать аргументы 4) Учитель должен всему этому последовательно учить на своих уроках на тех текстах, которые используются в рамках данного предмета. 5) Важен способ построения урока (организация деятельности учащихся): переход от «знаниевого» к «задачному» способу обучения Учитель на уроке: Ø Создает условия, при которых ученик обязательно оказывается в ситуациях действия по отношению к предметному материалу (содержательным единицам предмета) и общения по поводу этого материала. Ø Ставит учебно-познавательную, учебно-исследовательскую задачу (превращает знаниевое содержание в учебную задачу) Ø При формировании читательской грамотности учебная задача должна содержать в себе определенную ситуацию для чтения. Чтение становится не целью, а средством, способом для решения учебной задачи. Ø Учитель организует деятельность учащихся, наблюдает (помогает, объясняет, советует, консультирует), т.е. является фасилитатором, консультантом. |
Математическая | формулировать ситуацию математически • применять математические понятия, факты, процедуры • интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты. • рассуждать (над формулированием, над решением, над результатом |
| - формирования знаний о правилах и нормах общения, создания письменного или устного текста/высказывания; - развития умения решать практические и прикладные задачи; - использования навыков понимания и преобразования текста для передачи в новых ситуациях; - развитие способов деятельности, а именно аналитических умений отличать причину и следствие, общее и частное; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
Естественнонаучная | - научное объяснение явлений; - понимание особенностей естественнонаучного исследования; -интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. | • здоровье; • природные ресурсы; • окружающая среда; • опасности и риски; • связь науки и технологий. | Формирование естественнонаучной грамотности учащихся будет успешным при следующих условиях: 1. Интегративности, непрерывности и преемственности в формировании естественнонаучной грамотности на всех этапах общего образования. 2. Реализации четырех взаимосвязанных направлений: - интеграция учебных дисциплин естественнонаучной и социальной направленности с учетом современных достижений науки; - включение в учебные планы спецкурсов и факультативов естественнонаучной направленности, расширение спектра внеурочной работы естественнонаучной направленности; - межпредметная и метапредметная интеграция, интеграция урочной и внеурочной деятельности с целью углубления естественнонаучных знаний учащихся и формирования соответствующих убеждений, приобретения школьниками разностороннего опыта применения полученных знаний на практике в различных сферах жизнедеятельности; - организация межпредметного взаимодействия путем создания межпредметных модулей, тесного взаимодействия учителей, активного применения межпредметных технологий, организации коллективного решения проблем, в т.ч. в процессе сетевого взаимодействия. |
Финансовая | Знание и понимание: • Деньги и операции с ними • Планирование и управление финансами • Риски и выгоды (вознаграждения) • Финансовая среда (отдельные вопросы из области финансов. Познавательные умения, действия и стратегии: - Выявление финансовой информации - Анализ информации в финансовом контексте. - Оценка финансовых проблем - Применение финансовых знаний и понимание. |
| Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами. Формирование представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем. Развитие умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения |
Глобальные компетенции | 1). Знание и понимание: а) осознание и понимание глобальных проблем: • осведомленность о наиболее значимых глобальных проблемах; • понимание взаимосвязей между глобальными проблемами, влияния глобальных проблем на локальные тенденции. б) осознание и понимание межкультурных различий, взаимопонимание: • осознание сходства и различий разных культур; • понимание иной точки зрения, осознание факторов, влияющих на выбор той или иной позиции. 2) «Умения» а) аналитическое мышление: • следование логике; • системность рассмотрения проблемы; • соблюдение последовательности рассмотрения проблемы; • способность интерпретировать смысл элементов текста; • способность устанавливать связи и выявлять противоречия при рассмотрении проблемы. б) критическое мышление: • оценка значимости, обоснованности, достоверности информации (текста, источника, утверждения) с позиций внутренней целостности, непротиворечивости объективным данным и личному опыту; • осознание связи собственных взглядов с определенными ценностями |
|
Целостность и непрерывность процесса с 5-го по 9-й классы основной школы Движение к общим целям и их дифференциация на каждом этапе Сочетание образовательных и воспитательных целей и задач Учет требований преемственности и последовательного усложнения содержания Отбор «знаниевого» содержания с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов Направленность на достижение метапредметных образовательных результатов Необходимость междисциплинарной интеграции учителей |
Креативное мышление |
- выдвижение разнообразных идей; - выдвижение креативных идей; - уточнение и совершенствование идей. Оценка и отбор идей: - оценивать сильные и слабые стороны идеи; - отбор наиболее креативных идей. Креативное самовыражение (письменное или устное, изобразительное или символическое). Решение проблем (естественнонаучных или математические, социальные или межличностные). | − личная сфера: • образовательные проблемы и проблемы учения, • досуг и хобби, • повседневные и бытовые проблемы; − социальная сфера: • проблемы межличностных и групповых отношений, • проблемы нравственного выбора, • проблемы безопасности, экологические проблемы, • социальное проектирование, • получение нового знания и открытия; сфера природы и технологий: • проблемы методологии и научного познания, получение и преобразование знаний, новые сферы его применения, проведение лабораторных опытов и естественно-научных исследований, проблемы сбора, обработки и интерпретации данных, • решение прикладных проблем, имеющих значение для человека и социума (например, укрепления здоровья, снижения уровня опасностей и рисков, защиты окружающей среды и т.д.), • техническое творчество, инженерные разработки и проектирование, • проблемы взаимоотношения человека, природы и технологий. |
Учебно-методические средства обучения:
|