Файл: Практическая работа 1. Тема Ключевые компоненты функциональной грамотности. Особенности ключевых компонентов функциональной грамотности. Условия их развития и формирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №1.

Тема 3.1. «Ключевые компоненты функциональной грамотности. Особенности ключевых компонентов функциональной грамотности. Условия их развития и формирования».

Задание. 1). Изучив теоретический материал проведите сравнительный анализ характеристик компонентов функциональной грамотности и условий их развития и формирования в школе. Результат представьте в виде таблицы.


Сравнительный анализ компонентов функциональной грамотности


Компоненты функциональной грамотности

Формируемые компетенции, умения

Контексты заданий на формирование компонента функциональной грамотности

Условия развития и формирования

Читательская

• Находить и извлекать информацию

• Интегрировать и интерпретировать

информацию

• Осмысливать и оценивать содержание и форму

текста

• Использовать информацию из текста.

  • Личный,

  • Образовательный,

  • Общественный,

  • Множественный.

  • Реализация принципа непрерывности формирования читательской грамотности «всегда, везде, во всем»,

  • Использование различных типов текстов и различных источников.


1) Читательская грамотность формируется внутри каждого предмета. Учебная задача ставится исходя из логики предмета. Для решения учебной задачи привлекаются нужные тексты. Типы текстов, с которыми работает ученик, для каждого предмета должны быть свои. Подходы к работе с текстами общие.

2) При разработке заданий ориентироваться нужно, прежде всего, на цели чтения, адекватные данному предмету. Соответствующие умения «приложатся» к этим целям.

3) Ученик должен знать, чему он должен научиться. Кроме предметных задач, ему должны быть известны такие стоящие перед ним задачи:

Ø научиться «читать», т.е. «расшифровывать», извлекать информацию из словарей, справочников, карт, таблиц, диаграмм, графиков и т.п.;

Ø научиться анализировать информацию и на основе анализа выявлять лакуны, обнаруживать несоответствия, формулировать вопросы, предлагать решения, выдвигать гипотезы, реконструировать недостающие элементы, устанавливать закономерности;

Ø научиться понимать скрытые смыслы, содержащиеся в тексте, «расшифровывать» намерения автора, формулировать и аргументировать свое понимание;

Ø научиться действовать в соответствии с прочитанной «инструкцией», поставленной задачей;

Ø научиться отличать факты от мнений, выявлять разные точки зрения на одну проблему, анализировать аргументы

4) Учитель должен всему этому последовательно учить на своих уроках на тех текстах, которые используются в рамках данного предмета.

5) Важен способ построения урока (организация деятельности учащихся): переход от «знаниевого» к «задачному» способу обучения

Учитель на уроке:

Ø Создает условия, при которых ученик обязательно оказывается в ситуациях действия по отношению к предметному материалу (содержательным единицам предмета) и общения по поводу этого материала.

Ø Ставит учебно-познавательную, учебно-исследовательскую задачу (превращает знаниевое содержание в учебную задачу)

Ø При формировании читательской грамотности учебная задача должна содержать в себе определенную ситуацию для чтения. Чтение становится не целью, а средством, способом для решения учебной задачи.

Ø Учитель организует деятельность учащихся, наблюдает (помогает, объясняет, советует, консультирует), т.е. является фасилитатором, консультантом.

Математическая

формулировать ситуацию математически

• применять математические понятия, факты,

процедуры

• интерпретировать, использовать и оценивать

математические результаты.

• рассуждать (над формулированием, над

решением, над результатом

  • общественная жизнь;

  • личная жизнь; образование/профессиональная деятельность;

  • научная деятельность.




- формирования знаний о правилах и нормах общения, создания письменного или устного текста/высказывания; 

- развития умения решать практические и прикладные задачи; 

- использования навыков понимания и преобразования текста для передачи в новых ситуациях; 

- развитие способов деятельности, а именно аналитических умений отличать причину и следствие, общее и частное; 

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. 

Естественнонаучная

- научное объяснение явлений;

- понимание особенностей естественнонаучного

исследования;

-интерпретация данных и использование научных

доказательств для получения выводов.

• здоровье;

• природные ресурсы;

• окружающая среда;

• опасности и риски;

• связь науки и технологий.

Формирование естественнонаучной грамотности учащихся будет успешным при следующих условиях:

1. Интегративности, непрерывности и преемственности в формировании естественнонаучной грамотности на всех этапах общего образования.

2. Реализации четырех взаимосвязанных направлений: - интеграция учебных дисциплин естественнонаучной и социальной направленности с учетом современных достижений науки;

- включение в учебные планы спецкурсов и факультативов естественнонаучной направленности, расширение спектра внеурочной работы естественнонаучной направленности;

- межпредметная и метапредметная интеграция, интеграция урочной и внеурочной деятельности с целью углубления естественнонаучных знаний учащихся и формирования соответствующих убеждений, приобретения школьниками разностороннего опыта применения полученных знаний на практике в различных сферах жизнедеятельности;

- организация межпредметного взаимодействия путем создания межпредметных модулей, тесного взаимодействия учителей, активного применения межпредметных технологий, организации коллективного решения проблем, в т.ч. в процессе сетевого взаимодействия.

Финансовая

Знание и понимание:

• Деньги и операции с ними

• Планирование и управление финансами • Риски

и выгоды (вознаграждения)

• Финансовая среда (отдельные вопросы из

области финансов.

Познавательные умения, действия и стратегии:

- Выявление финансовой информации

- Анализ информации в финансовом контексте. -

Оценка финансовых проблем

- Применение финансовых знаний и понимание.

  • Деньги и денежные ситуации,

  • Планирование и управление финансами,

  • Риски и вознаграждения,

  • Финансовая среда (отдельные вопросы из области финансов)

Выработка целесообразных моделей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, связанных с финансами.

Формирование представлений о возможных альтернативных решениях личных и семейных финансовых проблем.

Развитие умения предвидеть позитивные и негативные последствия выбранного решения

Глобальные компетенции

1). Знание и понимание:

а) осознание и понимание глобальных проблем:

• осведомленность о наиболее значимых

глобальных проблемах; • понимание

взаимосвязей между глобальными проблемами,

влияния глобальных проблем на локальные

тенденции.

б) осознание и понимание межкультурных

различий, взаимопонимание:

• осознание сходства и различий разных культур;

• понимание иной точки зрения, осознание

факторов, влияющих на выбор той или иной

позиции.

2) «Умения»

а) аналитическое мышление:

• следование логике;

• системность рассмотрения проблемы;

• соблюдение последовательности рассмотрения

проблемы;

• способность интерпретировать смысл

элементов текста;

• способность устанавливать связи и выявлять

противоречия при рассмотрении проблемы.

б) критическое мышление:

• оценка значимости, обоснованности,

достоверности информации (текста, источника,

утверждения) с позиций внутренней целостности,

непротиворечивости объективным данным и

личному опыту;

• осознание связи собственных взглядов с

определенными ценностями

  • Общественный,

  • Личный.




  1. Изучение вопросов местного, глобального и межкультурного значения; 2. Понимание и оценка точки зрения и мировоззрения других; 3. Участие в открытом, адекватном и эффективном межкультурном взаимодействии; 4. Содействие коллективному благополучию и устойчивому развитию.


Целостность и непрерывность

процесса с 5-го по 9-й классы

основной школы

Движение к общим целям и их

дифференциация на каждом

этапе

Сочетание образовательных и

воспитательных целей и задач

Учет требований

преемственности и

последовательного усложнения

содержания

Отбор «знаниевого» содержания с учетом

возрастных особенностей школьников,

накопленных ими контекстных знаний, а также

«чувствительных» для российского общества

вопросов

Направленность на достижение

метапредметных

образовательных результатов

Необходимость

междисциплинарной

интеграции учителей

Креативное мышление

  • Выдвижение и совершенствование идей:

- выдвижение разнообразных идей;

- выдвижение креативных идей;

- уточнение и совершенствование идей.

Оценка и отбор идей:
- оценивать сильные и слабые стороны идеи; - отбор наиболее креативных идей.

 Креативное самовыражение (письменное или устное, изобразительное или символическое).

 Решение проблем (естественнонаучных или математические, социальные или межличностные).

− личная сфера:

• образовательные проблемы и проблемы учения,

• досуг и хобби,

• повседневные и бытовые проблемы;

− социальная сфера:

• проблемы межличностных и групповых отношений,

• проблемы нравственного выбора,

• проблемы безопасности, экологические проблемы,

• социальное проектирование,

• получение нового знания и открытия;

сфера природы и технологий: • проблемы методологии и научного познания, получение и преобразование знаний, новые сферы его применения, проведение лабораторных опытов и естественно-научных исследований, проблемы сбора, обработки и интерпретации данных, • решение прикладных проблем, имеющих значение для человека и социума (например, укрепления здоровья, снижения уровня опасностей и рисков, защиты окружающей среды и т.д.), • техническое творчество, инженерные разработки и проектирование, • проблемы взаимоотношения человека, природы и технологий.

  • реализация педагогических практик развивающего обучения

  • внедрение новой системы учебных заданий и учебных ситуаций, ориентированных на формирование креативного мышления

Учебно-методические средства обучения:

  • технологии развивающего обучения

  • эффективные педагогические практики

  • учебные задания и учебные ситуации