Файл: Ано дпо "волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "ВОЛГОГРАДСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ"
Программа профессиональной переподготовки
Специальная (коррекционная) педагогика. Организация обучения лиц по адаптированным и специальным индивидуальным программам развития (620)
Дисциплина: Психология детей с нарушением слуха, основы сурдопедагогики
Практическое задание 3, Модуль 3. Основы сурдопедагогики
Выполнил:
слушатель Черепанова Елизавета Александровна
Преподаватель:
Гриднева Ольга Валериевна
г.о. ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД – 2023
Задание№1
Рекомендации родителям, по воспитанию ребёнка со слуховым дефектом.
1.Родители должны быть внимательными к ребенку, к его потребностям. Стараться понимать, чего он хочет, а не отмахиваться от него.
2.Добиваться, чтобы ребенок понял, что от него хотят родители.
3.Ребенок со слуховым дефектом, должен жить вместе со слышащими, и иметь равные отношения с ними. Видеть, как общаются и взаимодействуют дети и
взрослые.
4.Воспитывать такие качества, как доброжелательность, готовность помочь другим людям, внимательность к окружающим.
5. Необходимо приучать ребенка к режиму дня, его к организованности. Это
обеспечит достаточное пребывание на воздухе, регулярное питание и укрепит его
здоровье.
6. Планировать совместное время препровождения с детьми (экскурсии, походы, домашние концерты). Во время совместно проведенного дня у ребенка возникает потребность в речи, а приподнятое эмоциональное состояние создает благоприятную почву для этого.
7.Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является
протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно
иметь слуховые аппараты на оба уха. С ними ребенок будет познавать звуки
окружающего мира.
8.Чтобы научиться слышать и понимать речь, говорить, ребенок должен носить слуховой аппарат каждый день и в течение всего дня.
9. Необходимо дать возможность ребёнку слушать разные неречевые и речевые звуки, сравнивать их, запоминать, различать.
10.Привлекайте внимание ребёнка к разным окружающим звукам, проявляйте живой интерес к ним, объясняйте что звучало (звенело, гремело, стучало, шуршало и т.д.), как звучало и как называется. Научите ребёнка искать звуки. Если есть возможность, повторите этот звук, дайте ребёнку повторить, пусть ребёнок назовет, что это и как звучит. Пример: звонит телефон: «Слышишь? Слушай, что это? Что звонит, знаешь? Телефон звонит, где телефон? Найди телефон. Как звонит телефон? Телефон звонит громко/тихо».
11.Постоянно разговаривайте с ребёнком. Комментируйте свои и его действия, интересуйтесь, что ребёнок делал в школе, что ел на обед, как прошел день, чего нового он узнал сегодня.
12. Помогайте ребёнку составлять фразы, задавайте наводящие вопросы.
13. Создавайте ситуации, когда от ребёнка требуется что-то сказать, не
поворачивайтесь, пока он Вас не позовет по имени, голосом. Не помогайте, пока
он не попросит устно.
14. В процессе развития и воспитания необходимо, чтобы были привлечены все, кто заботится о ребенке — братья, сестры, бабушки, дедушки, сверстники.
Задание 2. Подберите приемы и материалы для коррекции личности и межличностных отношений на коррекционно-развивающих занятиях.
Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры. В основе различных методик игротерапии лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности.
Характерная особенность игры – ее двуплановость:
1) играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением конкретных, часто нестандартных задач;
2) ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью.
Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения, при коррекции успеваемости детей с трудностями в обучении, для интеллектуального и эмоционального развития детей со сниженными умственными способностями и др.
Принципы осуществления игротерапии: создание атмосферы принятия ребенка (равноправные дружеские отношения с ребенком, принятие ребенка таким, какой он есть; ребенок – хозяин положения, он определяет сюжет, тему занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения); недирективность в управлении коррекционным процессом, отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс, минимальность числа ограничений и лимитов, вводимых игротерапевтом в игру; установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка.
Этапы игровой психотерапии по Захарову А.И. включают:
1. Объединение детей в группу – начинается совместной и интерес-
ной для них деятельностью в виде экскурсий, предметных игр, рассказах об увлечениях.
2. Рассказы – сочиняются и по очереди рассказываются в группе.
3. Игра – проводится на тему, предлагаемую детьми и психологом. В играх последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и реальные ситуации. Игры на данном этапе в отличие от этапа объединения требуют включения психолога и высокой активности играющих. По мере движения группы вперед содержание ролевых игр меняется от терапевтически направленных до обучающих. Терапевтические игры своей целью имеют устранение аффективных препятствий межличностным отношениям, а обучающие – достижение более адекватных способов адаптации и социализации детей.
4. Обсуждение.
Игротерапия может быть директивной (направленной) и не директивной. В направленной игротерапии взрослый – центральное лицо в игре – берет на себя функции организатора игры, интерпретации ее символического значения. Для такого подхода характерны заранее разработанные планы игры, четкое распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагается в готовом виде несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате игры происходит осознание ребенком себя и своих конфликтов.
В ненаправленной игротерапии взрослый не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу принятия, тепла и безопасности.
Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Групповая игротерапия предпочтительнее, так как у ребенка существует социальная потребность в общении. Групповая игротерапия призвана помочь ребенку осознать свое реальное «Я», повысить самооценку, развить потенциальные возможности. В процессе взаимодействия дети помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений, приобрести опыт построения отношений с другими людьми. Наблюдая других детей, ребенок обретает смелость попробовать то, что ему хочется.
Каждый ребенок в группе должен получить возможность свободного самовыражения, без угроз и насмешек. Деятельность психолога направлена не на группу в целом, а на каждого ее члена в отдельности. В задачи игротерапии не входит коррекция группы как социальной единицы.
Арттерапия – терапия искусством, термин принадлежит Адриану Хиллу (США, 1938) – основной целью имеет гармонизацию развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Цели арттерапии:
1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негаивным чувствам (например, работа над рисунками дает возможность разрядить напряжение).
2. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.
3. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять.
4. Наладить отношения между психологом и ребенком.
5. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками,
картинками или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм,
концентрируется внимание на ощущениях и чувствах.
6. Развить художественные способности и повысить самооценку, поскольку побочным продуктом арттерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.
В арттерапии выделяется несколько направлений: музыкотерапия, библиотерапия, изотерапия, сочинение историй, сказкотерапия, куклотерапия и др.
Музыкотерапия – в качестве средства коррекции используется музыка. Данный метод используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Активная музыкотерапия представляет коррекционно-направленную активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизация с помощью человеческого голоса или выбранных музыкальных инструментов. Активная музыкотерапия может быть как индивидуальной, так и групповой.
Рецептивная музыкотерапия предполагает восприятие музыки с кор-рекционной целью. На одном занятии прослушиваются, как правило, три произведения или более-менее законченных отрывка, каждый по 5-10 минут. Программа музыкальных произведений строится на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпов с учетом их различной эмоциональной нагрузки.
Первое произведение – спокойное, отличающееся расслабляющим действием. Оно формирует определенную атмосферу для всего занятия, вводит в занятие. Второе произведение – динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку. Его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций из собственной жизни ребенка. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени обсуждению переживаний, воспоминаний, возникших у участников. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть либо спокойным, релаксирующим, либо, напротив, энергичным, дающим заряд оптимизма и бодрости.
В процессе групповой психокоррекции активность участников можно стимулировать с помощью различных дополнительных заданий. Например, участнику предлагается постараться понять, у кого из членов группы эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; или из имеющейся фонотеки подобрать собственный музыкальный портрет и т.п.
Библиотерапия – специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
Коррекционное воздействие при библиотерапии может быть неспецифическим, то есть характеризоваться универсальностью воздействия на всю личность. В результате у ребенка формируются чувство уверенности в себе, общая психическая активность. Ребенка может успокаивать специально подобранная художественная литература – чтение таких произведений приводит в состояние покоя, умиротворения. Чтение хорошей книги дает необходимое дополнительное удовольствие, что очень важно для людей с проблемами, поскольку, переживая трудности, человек чувствует себя отделенным от мира своей проблемой и ограничен в получении удовольствия из этого мира.
Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности возникает при чтении биографий, автобиографий, воспоминаний, писем выдающихся людей и чтении книг, где персонажи с трудной судьбой, тем не менее, с достоинством выходят из достаточно сложной жизненной ситуации. Кроме того, большинство литературных жанров могут вызывать высокую психическую активность, которая стимулирует нормальные и защитные психические реакции, подавляя негативные, что способствует исчезновению травмирующих переживаний.
Читая книги, ребенок отождествляет переживания героев со своими собственными, может понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки и посмотреть на свою жизнь глазами человека со стороны.
Литература дает возможность, которую не может дать ни один психолог – основательно, не торопясь узнать, научиться анализировать и, следовательно, контролировать свое эмоциональное отношение и свои реакции.
Проигрывая в воображении диалоги, альтернативное (по сравнению с действующими лицами произведения) поведение, учитывая свои особенности, ребенок получает знания об иных возможных формах поведения и способах переживания. Кроме того, чтение книг, сюжет которых совпадает с сюжетами жизни клиента, позволяет ему видеть возможные пути выхода из ситуации и эмоционально на них отреагировать, что ведет иногда к разрешению эмоционального конфликта.