Файл: Ано дпо "волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Проведение библиотерапии выглядит следующим образом: психолог составляет список литературы, наиболее актуальной для ребенка, в соответствии с его проблемами, трудностями, целями, личностными особенностями, и литературы, стимулирующей осознание характера затруднений и причин трудностей.

Перед чтением ребенок получает инструкцию: что из списка требует особого внимания, что может быть опущено, что из прочитанного необходимо сравнить со своим опытом, что следует немедленно проверить на практике.

После прочтения книги проводится беседа:

– Что особенно интересно было узнать?

– Какую пользу он из этого извлек?

– Что вызвало сомнение, опасение?

– Что осталось неясным?

– Как он относится к отдельным персонажам?

Рисуночная терапия (изотерапия) – психокоррекционное воздействие посредством изобразительной деятельности. Рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, безболезненно соприкасается с неприятными, травмирующими образами. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, при коррекции эмоционального неблагополучия, страхов, тревожности. Проективный рисунок позволяет диагностировать и интерпретировать затруднения в общении, эмоциональные проблемы. Метод позволяет работать с чувствами, которые субъект не осознает по тем или иным причинам.

Задание№3

Конспект психокоррекционного занятия по развитию личности

Форма занятия: групповая

Возрастная группа (класс): 5 - 6 лет

Продолжительность занятия: 25 минут

Тема занятия: «Боремся со Злом»

Место и роль занятия в изучаемой теме: занятие по развитию личности, соответствует календарно-тематическому планированию

Тип занятия: коррекционно-развивающее

Цель: развитие личности дошкольника

Задачи занятия:

- коррекционно-развивающие:

1. Развивать эмоциональную сферу дошкольника, учить его понимать свои эмоции и проявлять их.

2. Развивать продуктивную деятельность и творческий потенциал детей через использование личностно-ориентированного подхода.

3. Способствовать интеллектуально-познавательному развитию:

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- развитие речи.

4. Обеспечивать благоприятные условия для психоэмоционального благополучия и общего развития детей, коррекции поведенческих особенностей.

5. Воздействовать на процесс социализации личности, позитивные изменения в ней.


6. Развивать определенные умения и навыки.

- воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативные качества, взаимовыручку.

2. Формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других; способствовать развитию сплоченности группы.

3. Воспитывать нравственные нормы поведения и продолжать знакомить детей с их внутренним смыслом.

4. Воспитывать желание преодолевать застенчивость, повышать самооценку, приобретать чувство уверенности, умение работать в коллективе.
Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

Социальная компетенция - навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность.

Коммуникативная компетенция - развития коммуникативной функции речи и её содержательной стороны; умение слушать, умение эмоционально сопереживать.

Информационная компетенция - формирование умений искать и отбирать необходимую информацию. Любознательность, готовность познавать мир (не только отраженный в знаковых средствах, но и мир предметный).

Компетентность здоровьесбережения – соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков.

Когнитивная компетенция - формирование познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами.

Эмоциональная компетенция – осознание своих чувств, эмоций и управление ими.
Планируемые результаты:

• В ходе групповой деятельности, достигнуть поставленные цели, задачи.

• Задания будут способствовать развитию личности.

• Использование различных видов деятельности позволит корректировать и развивать у детей доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативные качества, взаимовыручку; формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других; способствовать развитию сплоченности группы.

• Дети умеют определять настроения по выражению лица; овладевают нравственными нормами и раскрывают их внутренний смысл.

• Дети обучаются преодолевать застенчивость, у них повышается самооценка, они приобретают чувство уверенности в себе.


Оборудование:

Демонстрационный и раздаточный материал зал стилистически оформлен под остров (озеро, деревья, камни), облака, ширма, корзинка «Добрых дел», замок, картинки с мимикой, семена, «мертвая вода» в ведре, конверт с планом.

Музыкальное сопровождение

гром, дождь, «Космическая музыка», музыка острова.
План занятия:
I. Вводный этап.
Приветствие «Солнечные лучики»

Сообщение темы и задач занятия.

Педагог встает в круг вместе с детьми:

— Ребята, посмотрите, какое яркое, лучистое солнышко светит нам в окно. Улыбнемся солнышку! Подарим улыбки друг другу.
Улыбаются «солнышку» и друг другу.
II. Основной этап.
1. Беседа.

Анализ деятельности детей и педагогическая поддержка с целью создания ситуации успеха в процессе беседы

— Ребята, выберите себе картинки, подходящие к вашему сегодня настроению.

— Какое у вас настроение, покажите.

— Каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться? (отвечают на вопрос, получают жетон)

— Давайте вспомним, какими мы бываем, когда у нас плохое настроение?

— А нужно ли бороться с плохим настроением?

Дети выбирают себе картинки с изображением настроений – мимики.

Чтобы вместе играть, чтобы нам было приятно разговаривать, и не было скучно.

Человек должен быть добрым, вежливым, ласковым, внимательным, веселым, доброжелательным. Грустными, злыми, замкнутыми, угрюмыми, скучными, сердитыми…
Нужно!

Всем вместе улыбнуться, оказать помощь, потому, что вместе легче и веселее, а одному трудно.

Взяться за руки, встать рядом…

2. Упражнение «Клубочек»

Цель: снять напряжение, формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других, способствовать принятию детьми друг друга, настроить на активную работу и контакт друг с другом. Упражнение помогает преодолеть застенчивость, осознать свои положительные качества, повышает самооценку.
— Я хочу предложить вам что-то другое. У меня есть волшебный клубочек. Он поможет нам объединиться. Давайте передавая клубочек, будем делать комплименты друг другу!
— Эта нить связала нас в единое целое. Каждый из нас значим и нужен в этом целом.

Выполнение упражнений, заданий

Психологические этюды на снятие негативных эмоций.

2. Анализ деятельности детей и педагогическая поддержка с целью создания ситуации успеха в процессе и в конце выполнения заданий
— Несмотря на то, что мы старались говорить друг другу добрые комплименты, но есть в нашем мире царство «злости», которым управляет колдунья Злоранда, именно она и её помощницы пытаются сделать наше сердце каменным, посылая нам страх, обиду, усталость, плохое настроение…

— Ребята, а вы знаете, как выглядит злость? Давайте попробуем её изобразить.

Выполнение упражнений, заданий

4. Упражнение «Превращение»
Цель: развитие умения перевоплощаться.

Анализ деятельности детей и педагогическая поддержка с целью создания ситуации успеха в процессе и в конце выполнения заданий
— В нашем мире всегда есть люди, способные победить Злоранду, разрушить её царство злости. Сегодня это можем сделать только мы и никто другой. Дорога к этому царству непростая. Нам предстоит выдержать немало испытаний, но мы будем друг другу помогать.

— Вы хотите победить колдунью «Злоранду»?
— Итак, закрывайте глаза… (звучит аудиозапись Волшебство).

Педагог обращает внимание на остров. (звучит музыка острова)
— Ребята мы с вами попали в царство Злоранды и нам надо добраться до её замка. Но прежде чем продолжить путь нужно осмотреться, проверить, не приготовила ли колдунья какие–нибудь неприятные сюрпризы для нас и замаскироваться, чтобы колдунья нас не заметила.

— Как вы думаете, в кого нам надо превратиться, чтобы нас не было видно?

Дети маскируются, а ведущий отгадывает.

Дети открывают глаза.

В дерево, цветок, животных…

5. Упражнение «Клеевой дождь»
Цель: упражнение учит детей работать в группе, видеть последствия своих действий и отвечать за них, быть ответственным за действия группы, развивает координацию движений.
Анализ деятельности детей и педагогическая поддержка с целью создания ситуации успеха в процессе и в конце выполнения заданий
Педагог видит, лежит конверт, а в нем карта (план) как добраться до замка Злоранды.

— Ребята, а вы сможете все препятствия пройти? Тогда пошли.

Вдруг гремит гром (муз.)

— Над нами собрались тучи, наверно это Злоранда их послала. Они не простые, а клеевые.

— Какой из них пойдет дождь?

— Пошел клеевой дождь, и мы все склеились.

— Но у нас нет времени ждать. Нам надо спешить. Что же нам делать?

звучит музыка прохождения препятствий
— Вот, наконец, клей высох, мы отклеились друг от друга.

— Молодцы справились с трудностью.
Дети изучают карту.
Из них польется клей.

Дети держат друг друга за плечи.
Придется двигаться всем вместе.

Дети преодолевают препятствия, не отпуская рук: огибают озеро, идут по кочкам на болоте, перешагивают через камни препятствия.
6. Упражнение «Сюжетные картинки»

Цель: продолжать знакомить детей с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. (Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.)

— Но что, же это такое?

— Ребята! Да это новая ловушка. — Мы сможем пройти дальше, если выполним все условия, которые указала Злоранда.

«Что такое хорошо и что такое плохо»
Анализ деятельности детей и педагогическая поддержка.
— После выполнения упражнения мы лопаем шарик и достаем ключ.
Смотрят карту схему.
Работа с сюжетными картинками. Рассказ детей

Цель: развитие связной речи (добиваться полных ответов).

7. Упражнение «Собери семена»

Цель: развитие умения действовать совместно.
Анализ деятельности детей и педагогическая поддержка с целью создания ситуации успеха в процессе и в конце выполнения заданий

— Ключ у нас теперь есть!

— Но до замка ещё далеко, а Злоранда на нашем пути рассеяла семена злости.

— Что из них вырастет, если мы их не соберем?
— Да, и эти деревья превратятся в непроходимые джунгли и навсегда останутся в нашем мире. Собирать эти семена можно только парами, держась за руки.

— Дети, сожмите эти семена крепко-крепко в кулачке, чтобы их не рассыпать. Хотела Злоранда вырастить лес зла, но у неё ничего не вышло. А что мы будем делать с семенами?
Вырастут деревья зависти, обиды, злости, ненависти.

Положить семена в мертвую воду.

8. Упражнение «Чудо – дерево»
Цель: умение понимать эмоции и настроение окружающих, а также определять взаимосвязь настроения с поступками.
Анализ деятельности детей и педагогическая поддержка с целью создания ситуации успеха в процессе и в конце выполнения заданий

— А вот и ворота, давайте откроем их ключом (открывает дверь-ширму, за которой стоит дерево).

В игровой форме довести понимание того, что у окружающих бывает разное настроение и он посредством добрых поступков может повлиять на него.

— Ребята, придумайте, чем вы можете порадовать друг друга или можно назвать добрые дела. На каждое предложение можете взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепим их к нашему «Чудо-дереву»!

— Посмотрите, как зазеленело наше дерево!

звук лопнувшего шара

— Дети, посмотрите, Злоранда исчезла. Мы ее победили.

музыка на конец занятия
Дети украшали дерево листочками из добрых поступков, проецируя тем самым нравственное поведение на реальную жизнь.

III. Заключительный этап.

Итог занятия и оценка деятельности детей.

Рефлексия.
Выход в другой вид деятельности.

— Нам пора возвращаться, но для этого надо перелететь через пространство. Закройте глаза, возьмитесь за руки.