Файл: Контрольная работа по дисциплине Микроэкономика Тема 2 Основы теории спроса и предложения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

(УрГЭУ)



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Микроэкономика»
Тема 2: Основы теории спроса и предложения



Институт непрерывного

и дистанционного образования
Направление подготовки

38.03.01 Экономика
Направленность (профиль)

Финансы и кредит
Кафедра

__________________________________
Дата защиты: ________________

Оценка: ________________




Студент
Группа

Руководитель



Екатеринбург

2022 г.
Содержание

  1. Ответы на контрольные вопросы……3

  2. Ответы на вопросы тестов……………7

  3. Решение задач…………………..……..8

Список использованных источников………..10
Ответы на контрольные вопросы

1. Какие основные экономические проблемы должно решить любое общество, и в чем они заключаются? Каковы особенности решения этих проблем в рыночной, командной и смешанной системе?

Ответ. Любое общество должно решить на всех уровнях экономики три основные взаимосвязанные проблемы: 1) что производить; 2) как производить; 3) для кого производить. В рыночной экономической системе решение данных вопросов осуществляется через рынок и рыночный механизм. При командной (традиционной) системе государство решает данные проблемы. В смешанной же системе проблему «что, как и для кого производить» решает рынок под регулированием государства.

2. В чем состоит принцип “невидимой руки”?

Ответ. Рыночная система саморегулируема. Она не управляется, но при этом и не хаотична. Все это регулируется невидимой для нас силой, что Адам Смит и назвал «невидимой рукой рынка». То есть каждый отдельный человек преследует лишь собственные цели, но он словно направляется «невидимой рукой» в интересах наибольшей пользы для всего общества в целом.


3. Что определяет решение трех основных проблем в условиях действия рыночного механизма?

Ответ. Соответствие между спросом и предложением товаром (услуг) на рынке.

4. Чем отличаются понятия «спрос» и «потребность»?

Ответ. Потребность – это что ты хочешь, что тебе надо. Спрос же это желание и возможность приобрести товар (услугу) по данной цене. Спрос – это платежеспособная потребность. Потребность зачастую не удовлетворяется, а спрос, наоборот, удовлетворяется.

5. Какую взаимосвязь отражает кривая (график) спроса? Что показывает закон спроса?

Ответ. Кривая спроса показывает обратно пропорциональную связь между количеством товара (услуг), на который предъявляется спрос и ценой. Закон спроса гласит, что чем больше цена, тем меньше будет объем спроса и наоборот.

6. Приведите основные неценовые факторы спроса и покажите их влияние на спрос.

Ответ. Основные неценовые факторы спроса и их влияние на него:

А) Вкусы, предпочтения потребителей – увеличение заинтересованности в данном товаре у покупателей приведет к росту спроса на этот товар, тем самым кривая спроса сдвинется вправо. И наоборот, снижение заинтересованности, смена вкусов в пользу другого товара приведет к снижению спроса на товар и кривая сдвинется влево.

Б) Доходы покупателей. Существуют товары высшей и низшей категории. При увеличении доходов покупателей спрос на товары высшей категории увеличится и график сдвинется вправо. При этом товары низшей категории спрос наоборот снизится и график сдвинется влево. При снижении доходов покупатели сократят расходы на товары высшей категории, тем самым снизив спрос на них и, наоборот, увеличат расходы (повысят спрос) на товары низшей категории.

В) Взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары. Например, спрос на лапшу может возрасти при отсутствии других бакалейных товаров (греча, рис и т.д.). Отсутствие чая и кофе приведет к снижению спроса на сахар.

Покупательские ожидания. Причины изменения ожиданий могут быть разными, например, экономические (инфляция, кризис) и неэкономические (погодные, сезонные условия). Под их влиянием спрос может возрасти или же, наоборот, снизиться.

7. В чем состоит различие понятий «изменение объема (величины) спроса» и «изменение спроса»?

Ответ. Изменение объема (величины) спроса связано с изменением цены товара и перемещением по кривой спроса. А изменение самого спроса связано с изменением неценовых факторов спроса и выражается смещением самой кривой вправо при увеличении спроса и влево при его уменьшении.



8. Сформулируйте понятие предложения.

Ответ. Предложение – это понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество продукта за определенный период времени при определенных условиях.

9. Чем отличаются предложение и производство?

Ответ. Предложение и производство отличаются тем, что при более высокой цене количество товара, которое производители желали бы предложить к продаже, увеличивается, так как более выгодным становится производство данного продукта, большее количество производителей может покрыть свои издержки и получить прибыль.

10. Какую зависимость отражает кривая (график) предложения? Определите закон предложения.

Ответ. Зависимость между предложением и всеми указанными факторами называется функцией предложения: Qs = F (Px, PR, K, Т, N, В), где Qs – величина предложения; Px – цена товара; PR – цены ресурсов; K – характер применяемой технологии; Т – налоги и дотации; N – количество продавцов; В – ожидания производителей. Зависимость между предложением и ценой, при прочих равных условиях, называется функцией предложения по цене: Qs = F (Px). Так же как и функция спроса, функция предложения может задаваться табличным, аналитическим или графическим способом. Функция предложения, заданная аналитическим способом, может иметь следующий вид: Qs = –a + bPx[4]. Зависимость предложения от цены товара, выраженная в графической форме, называется кривой предложения

11. Охарактеризуйте влияние основных неценовых факторов на предложение.

Ответ. Неценовые факторы предложения: изменения цен на факторы производства, технический прогресс (техника и технология), сезон и погода, налоги и субсидии, ожидания производителей, изменение спроса на другие товары. Эти факторы могут вызвать изменение предложения в сторону увеличения или снижения при неизменной цене предлагаемого товара.

12. Чем отличаются понятия «изменение объема (величины) предложения» и «изменение предложения»?

Ответ. Изменение объема (величины) предложения связано с изменением цены данного товара и выражается в передвижении с одной точки на другую на постоянной кривой предложения.


Изменение предложения связано с изменением неценовых факторов предложения и выражается в смещении кривой предложения вправо (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения).

13. Как определяются равновесная цена и равновесное количество продукции на рынке?

Ответ. Равновесная цена PE – цена, при которой уравновешиваются спрос и предложение. При этом объем спроса равен объему предложения и представляет собой равновесный объем продаж QE. Любые отклонения от равновесной цены требуют от экономических субъектов принятия корректирующих действий, приводящих к восстановлению нарушенного равновесия. Итак, при цене, равной РE, объем спроса равен объему предложения и экономические субъекты не имеют побуждений нарушать сложившийся баланс. При цене, превышающей РE, поставщики хотят продать большее количество товара, чем потребители готовы купить; в результате возникают излишек предложения, конкуренция продавцов, которые стимулируют рост цены и возвращение ее к уровню РE. При цене более низкой, чем РE, потребители хотят приобрести большее количество товара, чем производители согласны продать; результатом данной ситуации является нехватка товара (излишек спроса), спрос окажет давление на цену, и ее уровень вернется к РE.

14. Какие факторы влияют на положение равновесия?

Ответ. Факторы спроса: цены товаров- заменителей и дополняющих товаров, доходы покупателей, мода, вкусы и предпочтения покупателей, реклама, сезон, ожидания инфляции или дефицита или скидок. Факторы предложения: цены на факторы производства, технический прогресс, сезон, налоги и субсидии, ожидания производителей.

15. Какие последствия может иметь установление фиксированной цены государством?

Ответ. В результате установления государством фиксированных цен: объем продаж становится меньше равновесного; ложные сигналы о ценах искажают практику размещения ресурсов; в большинстве случаев низкие цены себя не оправдывают, поскольку возникает черный рынок с высокими ценами; нарушается важнейшая функция цены – рационирование потребления ресурсов

Ответы на вопросы тестов

1. Закон спроса означает, что:

в) когда цена товара снижается, объем планируемых покупок увеличивается;

2. Что может вызвать падение спроса на товар Х?

б) уменьшение доходов потребителей;

3. Закон предложения проявляется в том, что при увеличении цены товара:


а) повышается его предложение;

4. Изменение какого фактора не вызовет смещения графика предложения?

а) цены данного товара;

5. Если спрос на данный товар снизится, а его предложение возрастет, то:

в) цена на товар снизится;

Решение задач

1. В таблице представлены данные об объеме спроса и предложения на рынке данного товара при различных ценах.

Объем, ед.

Цена, руб.

5

10

15

20

25

30

35

Спрос

66

50

41

32

25

20

17

Предложение

10

28

41

50

58

63

67

Ответьте на следующие вопросы:

а) чему равна равновесная цена на рынке данного товара?

Ответ. 15

б) каково равновесное количество продукта на рынке?

Ответ. 42

в) что изменится на рынке, если цена установится на уровне 5 руб.?

Ответ. Если цена установится на уровне 5 руб., то возникнет дефицит

предложения в размере 67 – 10 = 57 ед.

г) какие изменения произойдут при цене 30 руб.?

Ответ. При цене 30 руб. возникнет избыток предложения в размере 63 – 20 = 43

руб.

2. Предположим, что спрос и предложение на рынке данного товара представлены уравнениями:

Qd = 50 - P;

Qs = P - 10,

где Qd - объем спроса, ед.;

Qs - объем предложения, ед.;

P - цена товара, руб.

Определите равновесную цену и равновесный объем товара на рынке. Какая ситуация сложилась бы на рынке при цене ниже равновесной на 10 р.?

Решение.

Запишем условие равновесия:

Qd = Qs

50 – P = P - 10

- P – P = -10 – 50

- 2P = -60

P = 30

Зная, что Qd = Qs, подставим значение Р в любую функцию, чтобы вычислить равновесный объем товара

Qs = P – 10 = 30 – 10 = 20

Итак, Ре = 30, Qе = 20

При цене ниже равновесной на 10 р. т.е. Р=30-10=20р.

Qd = 50-20=30, Qs = 20-10=10, т.е. Qd > Qs.