Файл: Понятие и сущностные характеристики экспериментального метода.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание: Проанализируйте статью Барабанщикова В.А. Экспериментальный метод в психологии (см. прикрепленный pdf-файл «Экспериментальный метод в психологии), на основе анализа заполните таблицу.

Понятие и сущностные характеристики экспериментального метода

Этап развития экспериментального метода

Характеристика этапа

ФИО ученых, внесших вклад в развитие экспериментальной психологии на этом этапе (ЕСЛИ УКАЗАНЫ)

Экспериментальный метод в психологии представляет собой фиксированную систему средств, приемов и процедур, позволяющих получать достоверное и надежное знание

о психических явлениях. Он основывается на том факте, что человек реализует свой внутренний потенциал в форме активности (поведения, деятельности, общения, игры и др.),

которая осуществляется в конкретной ситуации. Анализируя активность, соотнося ее, с

одной стороны, с человеком как субъектом, с другой – с ситуацией, исследователь получает

возможность реконструировать структуры и процессы внутреннего мира, без которых наблюдаемая активность была бы невозможна.

1879 г была открыта первая психологическая лаборатория

1882-м преобразована в Институт экспериментальной психологии при Лейпцигском университете)

психология выделилась в самостоятельную дисциплину, а позднее вошла в число фундаментальных наук.

В. Вундтом

Важнейшее назначение процедуры эксперимента состоит в том, чтобы наиболее полно объективировать психологическое содержание изучаемого явления, преодолев излишние степени свободы – многозначность между внешним (регистрируемым) актом и его внутренней, собственно психологической природой. На это направлен подбор ситуаций, способов варьирования и оценки переменных.

Логика развития науки показывает, что изучение психических явлений в специально создаваемых, контролируемых и управляемых условиях относится к числу ключевых

средств познания природы психики и поведения. Это прямой путь, обнажающий причинноследственные связи изучаемых явлений.

эксперимент проникает в центральные области: в психологию памяти, мышления, личности и

В ходе развития науки значение и характер эксперимента меняются. Предметом изучения становится не соотношение раздражителя и его переживания специально подготовленным испытуемым, а закономерности протекания самих психических

процессов, свойственные любому нормальному человеку. Объективные процедуры измерения соотносятся с субъективными, а количественная обработка получаемых данных становится все более разнообразной и дифференцированной. Если на первых порах изучаемое

явление рассматривалось изолированно, как бы само по себе, то на более поздних этапах – в

контексте взаимоотношений человека со средой (миром), с учетом участия других психических процессов и функций.

На сегодняшний день эксперимент имеет многообразные формы и широко

применяется в большинстве областей психологической науки. Благодаря экспериментальным исследованиям в психологии накоплен огромный фактический материал, раскрывающий закономерности психики.

В. Вундт, Э. Титченер, Г. Эббингауз, К. Штумкоф, О. Кюльпе, А. Бине

Экспериментальный метод имеет ряд характерных особенностей. Прежде всего, это

аналитическая направленность. Эксперимент предназначен для изучения отдельного психического явления либо его стороны


В 1907 году по инициативе Бехтерева в Санкт-Петербурге создается Психоневрологический институт, главной задачей которого становится объективное изучение человека и его

психики

Психологический институт, который на многие годы

стал флагманом российской экспериментальной психологии. По техническому оснащению, психологическому инструментарию, масштабу исследований и кадровым возможностям его относили к числу лучших психологических учреждений в мире.

И. М. Сеченова, В. М. Бехтерева, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского

Аналитичность лабораторного эксперимента сопровождается искусственностью

условий, в которых он проводится. Имеется в виду не просто обеднение ситуаций реальной

жизни, а исключение обстоятельств, существенных для порождения изучаемого феномена. В результате выявляемые закономерности носят очень общий, нередко абстрактный характер и малоприменимы в общественной практике.

экспериментально-генетический

метод

ориентированный на исследования психического развития. Далеко не случайным является тот факт, что сразу же после окончания Второй мировой войны С. Л. Рубинштейн – крупнейший теоретик советской психологии – предпринял ряд серьезных инициатив по созданию экспериментально-психологического центра в Академии наук СССР

Б. Г. Ананьев, П. К. Анохин,

Н. А. Бернштейн, А. В. Запорожец, С. В. Кравков, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. С. Мерлин,

А. А. Смирнов, Б. М. Теплов, П. А. Шеварев

Наконец, существует взаимовлияние экспериментатора и испытуемого, которое так

или иначе отражается на результатах исследования. Например, в ходе лабораторного эксперимента трудно избавиться от негативного отношения испытуемого к экспериментатору или роли оценок последнего, которые меняют самооценку испытуемого и его уверенность в собственных действиях; неоднозначно реагируют испытуемые и на условия проведения эксперимента, сконструированные исследователем. Это означает, что, организуя исследование, необходимо учитывать массу дополнительных обстоятельств

60 –

70-е годы прошлого столетия в связи с научно-технической революцией и бурным развитием инженерной психологии.

Экспериментальные исследования познавательных процессов, состояний и деятельности активно ведутся на факультетах психологии Московского,

Ленинградского и Ярославского университетов, в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (сегодня – Психологический институт РАО), в Институтах физиологии

им. И. П. Павлова и ВНД АН СССР, в НИИ технической эстетики, а также во множестве

отдельных лабораторий министерств и ведомств

И. П. Павлов




в 1971 году Институте психологии Академии наук СССР

Решение проблем согласования человека и сложной техники, требующее включения в исследовательский процесс инженеров и математиков, привело к техническому перевооружению

самой психологии. Появилась возможность использования электронных средств предъявления информации испытуемому, эффективной регистрации его состояний и действий,

применения ЭВМ для контроля переменных и обработки данных.

Это позволило существенно расширить объем экспериментальных данных и предложить ряд оригинальных

концепций

К. В. Бардин, А. А. Бодалев, А. И. Бойко, Л. М. Веккер, Л. А. Венгер. Н. Ю. Вергилес, Ю. Б. Гиппенрейтер, В. П. Зинченко, О. А. Конопкин, Б. Ф. Ломов, В. Д. Небылицын,

Д. А. Ошанин, Н. Н. Поддъяков, В. А. Пономаренко, В. Н. Пушкин, Е. Н. Соколов, О. К