Файл: Состояния дорожнотранспортной аварийности на автомобильном транспорте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 366
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
состояния дорожно-транспортной аварийности на автомобильном транспорте
Непременным условием эффективного управления безопасностью дорожного движения является выявление закономерностей, определяющих влияние различных факторов на возникновение дорожно-транспортных происшествий (ДТП), и тяжесть их последствий.
Закономерности общие для групп ДТП, но случайные для отдельных ДТП выявляются на основе анализа статистических данных, для чего и создается в масштабах государства система сбора и обработки информации о ДТП.
В государственную статистическую отчетность, осуществляемую Министерством Внутренних Дел Российской Федерации, включаются все ДТП, при которых были зарегистрированы погибшие или раненые люди. Остальные ДТП регистрируются и анализируются на местном (региональном) уровне, а так же отдельными министерствами и ведомствами-владельцами транспортных средств.
Основные цели анализа дорожно-транспортной аварийности сводятся, во-первых, к систематическому поиску возможностей предупреждения происшествий, и, во-вторых, к выявлению вины и определению меры наказания причастных к ДТП лиц.
Из числа наиболее важных задач и анализа данных о состоянии аварийности и значениях других показателей, характеризующих деятельность по обеспечению безопасности движения, можно назвать следующие:
- обоснование мероприятий по всем направлениям деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, а так же оценка эффективности мероприятий и определение очередности их проведения;
- разработки многомерных способов обработки информации для составления состояния аварийности и деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Изучение взаимозависимости различных показателей и составление по степени этой взаимозависимости являются сравнительно мало изученными направлениями аналитической деятельности;
- прогнозирование состояния аварийности. Данное направление является одним из наиболее интенсивно развивающихся путей совершенствования анализа статистических данных. Разработано много моделей для прогнозирования состояния аварийности на автомобильном транспорте;
- анализ причин и условий возникновения конкретных, единичных ДТП;
- создание универсальных программных комплексов для ЭВМ, предназначенных для ввода, контроля, хранения, поиска и выдачи информации.
Для успешной борьбы с аварийностью необходимо знать причинно-следственные факторы возникновения ДТП.
Причины ДТП и факторы, способствующие его возникновению, сгруппированы следующим образом:
- водители (превышение скорости, нарушение правил обгона, нарушение требований сигналов);
-пешеходы (переход в не установленном месте, ходьба вдоль проезжей части);
-велосипедисты (несоблюдение очередности проезда, внезапный выезд и др.);
- пассажиры (проезд на подножках, вход и выход во время движения);
- транспортные средства (повреждение тормозных шлангов, поломка рулевых тяг, шаровых опор);
- дорога, улица (скользкое покрытие).
Определяют три характерных направления изучения материалов учета ДТП, которые необходимы для целей организации движения:
а) оценка состояния аварийности на определенной административной территории в транспортной системе и выявление тенденций в ее изменениях, в связи с проводимыми мероприятиями по организации дорожного движения.
б) выявление причин и факторов, обусловливающих возникновение ДТП, и разработку мероприятий по их устранению.
в) выделение мест и участков, дорог с наиболее большой концентрацией ДТП.
1.2 Анализ аварийности по Российской Федерации
аварийность дорожный транспортный безопасность
Аварийность на автомобильном транспорте - проблема, стоящая перед большинством стран мира. В Российской Федерации она прочно заняла одно из ведущих мест в ряду важнейших социально-экономических и демографических проблем.
После трехлетнего периода снижения всех основных показателей аварийности, в 2017 году увеличилось число ДТП, а также число погибших и раненных в них людей. Согласно официальной статистике в 2021 году на территории России было зарегистрировано 203597 дорожно-транспортных происшествий. По сравнению с 2020 годом число аварий выросло на 1,9%. Жертвами автокатастроф в 2021 году стали 27991 человека - на 38 человек больше, чем годом ранее(+0,1%). Увечья в результате аварий получили 258 618 человек - число раненых за год увеличилось на 6770(+2,7%).
Происходящее снижение аварийности одновременно характеризуется последовательным снижением тяжести последствий ДТП (число погибших в расчете на 100 пострадавших в происшествиях) для 2007--2009 гг., начиная с 2016 года, тяжесть ДТП начинает увеличиваться. Но, несмотря на увеличение количества ДТП в 2021 году, тяжесть последствий ДТП снижается (таблица 1.1).
Основными видами ДТП, по-прежнему, остаются:
- столкновения ТС.
- наезд на пешехода.
- опрокидывание.
- наезд на препятствие.
Наблюдается положительная тенденция в ДТП с наездами на пешеходов. Начиная с 2017г. количество таких ДТП снижается; так в период с 2017 г. по 2021 г. удельный вес этого вида ДТП в общем массиве происшествий уменьшился с 38,0% до 33,1%. Постепенно снижается количество опрокидываний ТС, но растет доля столкновений (таблица 1.2). К примеру, в 2017 году столкновения составляли 33,1% от общего числа ДТП, а в 2021 году - 38,3%.
Таблица 1.2 - Распределение видов ДТП в процентном соотношении от их общего числа (2017--2021 г.)
| | | | | | | |
Год | Вид ДТП | | | | | | |
| Наезд на пешехода | Столкновения транспортных средств | Опрокидывания транспортных средств | Наезд на препятствие | Прочие происшествия | | |
2017 | 36,1 | 33,1 | 14,7 | 7,2 | 9,9 | | |
2018 | 38,0 | 33,0 | 14,0 | 7,0 | 8 | | |
2019 | 35,2 | 35,1 | 13,4 | 7,0 | 9,3 | | |
2020 | 34,3 | 37,0 | 12,8 | 6,2 | 9,7 | | |
2021 | 33,1 | 38,3 | 12,2 | 6,5 | 9,7 | | |
| | | | | | |
Основное количество дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушений правил дорожного движения (ПДД) водителями транспортных средств. 85--90% всех ДТП происходят по вине водителей.
Но необходимо отметить, что существуют и другие причины ДТП:
· нарушения ПДД водителями;
· нарушения ПДД пешеходами;
· неудовлетворительное состояние дорог;
· техническая неисправность автомобилей.
По данным на 2020--2021 гг. причины ДТП в процентном соотношении распределялись следующим образом (сумма долей больше 100 %, так как в некоторых ДТП задействованы более одной причины):
Анализ причин ДТП показывает, что пешеходы становятся более дисциплинированными; количество ДТП из-за технической неисправности ТС уменьшается, из-за неудовлетворительного состояния дорог остается неизменным, а вот из-за нарушения ПДД водителями в 2021 г. было совершено больше ДТП, чем в 2020 г.
Согласно статистике четыре из каждых пяти ДТП в России происходят по вине водителя. Ежегодно в таких ДТП погибает более 20 тысяч человек и более 200 тысяч получают ранения.
Анализируя ДТП по вине водителей, можно прийти к выводу, что в последние годы их число увеличивается. Аналогично увеличивается число раненных и погибших в таких ДТП.
Наиболее распространенными причинами совершения ДТП водителями являются:
· несоответствие скорости конкретным условиям движения;
· отсутствие права управления ТС;
· выезд на полосу встречного движения;
· управление в состоянии опьянения;
· неправильный выбор дистанции;
· нарушение правил проезда пешеходного перехода;
· превышение установленной скорости движения;
· эксплуатация технически неисправных ТС;
· проезд на запрещающий сигнал светофора.
Каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие в России совершается водителями в состоянии опьянения. В 2021 г. число таких ДТП увеличилось на 4,8%, число погибших остается неизменным (2103 человека).
Большое количество ДТП приходится на долю «водителей-новичков». В 2021 г. по их вине было совершено 25909 ДТП, число погибших по сравнению с предыдущим 2020 годом увеличилось на 11,7% и составило 3258 человек. Основными причинами ДТП среди водителей, чей стаж управления не превышает трех лет, становятся несоответствие скорости конкретным условиям (32% ДТП) и несоблюдение очередности проезда перекрестков (18%)
2. Анализ маршрутов движения транспортных средств и выявление опасных участков на маршруте
Анализ маршрутов, их опасных участков информирует водителя об особенностях условий движения на маршрутах, и что самое важное, способствует созданию установок и формированию навыка предупредительных действий на наиболее вероятные, типичные опасные дорожно-транспортные ситуации. При проведении анализа целесообразно использовать результаты топографического анализа ДТП.
Для этого в районном отделении (городском, областном) ГИБДД необходимо получить данные об аварийности на соответствующих маршрутах и представить эти данные на карте или в виде линейного графика, а также ситуационного плана ДТП.
Разбор маршрутов целесообразно проводить в следующей последовательности.
1. Общая характеристика маршрута
Протяженность маршрута, интенсивность движения (в том числе в разное время суток), состав транспортного потока, качество и состояние дорожного покрытия, особенности заезда к местам погрузки-разгрузки, остановки общественного транспорта, объемы пассажиропотоков и т.д.
2. опасные участки и ситуационный анализ ДТП на маршруте
На карте маршрута с привязкой к километровой сетке или более мелким элементам дорожной обстановки приводят дислокацию мест концентрации ДТП, опасных участков, обозначенных предупреждающими знаками, а также необозначенных участков, на которых наблюдается повышенное число конфликтных ситуаций. Проводят ситуационный анализ происшествий и конфликтов типичных для указанных мест и участков на примерах, полученных при служебных расследованиях ДТП, данных, полученных в ГИБДД и по результатам опроса водителей.
3. Рассматривают влияние дорожно-климатических (или иных) факторов на опасность проезда выделенных мест и участков.
Обучение на основе ситуационных характеристик типичных участков повышенной опасности
Цель обучения: по ситуационным характеристикам типичных участков повышенной опасности -дать водителю