Файл: Мкоу харикская сош 2 детский сад Буратино Технологическая карта по развитию речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МКОУ Харикская СОШ № 2 детский сад «Буратино»
Технологическая карта по развитию речи.
Обучение грамоте.
Выполнила воспитатель: Шипицына.Т.А.
с. Харик 2023г
Тема. Гуси-лебеди.
Возрастная группа: подготовительная группа.
Тип занятия: закрепление пройденного материала.
Вид занятия: традиционное, интеграционное.
Форма проведения: групповая.
Цель: Формирование речевой культуры детей через свои высказывания.
Программное содержание:
Обучающие задачи: Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти; закреплять знания детей о гласных звуках, определять их в разных позициях в словах.
Развивающие задачи: Развивать сенсорные возможности детей: цвет, форма, величина; развивать психические процессы: зрительное восприятие, внимание, память, мышление; развивать мелкую и общую моторику, продолжать работу над формированием грамматического строя речи, развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, доброжелательность; воспитывать любознательность, доброту, любовь к русской народной сказке (к народному творчеству, умение работать в парах).
Оборудование: речка с рыбой, магнитная удочка, карточки с геометрическими фигурами и картинками, названия которых начинаются на гласный звук; цветные карандаши; печка с заслонкой и пирожками в ней; яблонька с яблоками на кнопках; ноутбук, флешка с записью русской народной музыки, поляна с цветами, на которых картинки с гласным звуком под ударением в конце слова.
Методы и приемы: наглядные, словестные, практические, игровой.
Планируемые результаты: В результате обучения ребёнок сможет узнавать гласные звуки, распознавать предметы по величине, цвету, форме, освоить элементарные навыки речевого общения.
Ход занятия: | ||
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | |
1 этап: Мотивационный 1 мин. | ||
Воспитатель: Помните, ребята, я читала вам сказку «Гуси-лебеди»? – Про кого эта сказка? Сегодня я предлагаю вам пуститься в путешествие по этой сказке, и помочь Алёнушке и её братцу Иванушке спастись от страшных гусей-лебедей и добраться до дома. | Дети отвечают про Алёнушку и братца Иванушку | |
2 этап: Основной 25 мин. | ||
Бегут Алёнушка с Иванушкой, а гуси-лебеди уже догоняют их. Видят, на пути речка, а в речке рыба. Разевает рыба рот, а не слышно, что поёт. – Угадайте, какой звук поёт рыба? Рыбки приготовили для нас задания, и если мы их не выполним, то они спрячут Алёнушку с Иванушкой. – Какие это звуки? Воспитатель: Спрятала речка детей. Пролетели мимо гуси-лебеди, не нашли ребят. Что делать? Ребята, вспомните, кто попался на пути, пока убегали дети? Зрительная гимнастика Воспитатель: Ищут гуси детей, везде летают. Проследите за гусями только глазами. Бегут Алёнушка с Иванушкой дальше, а гуси снова догоняют. Видят, стоит у дороги Печка. – «Съешьте мои пирожки, тогда спрячу вас». Много пирожков в печке. Давайте поможем героям сказки. Спрятала печка детей. Пролетели мимо гуси-лебеди, а дети дальше побежали. Воспитатель читает: Стоит в поле яблонька. – «Поешьте моих спелых яблочек, тогда спрячу вас». – Посмотрите, ребята, какие на яблоньке яблоки. Подберите красивые слова про них. – А какие яблоки по величине? Соберите сначала крупные яблоки. Крупные, значит, большие. – В какую корзинку мы положим крупные яблоки? (в большую). А куда положим яблоки поменьше? (в среднюю корзинку или в корзинку поменьше). А в какой корзинке окажутся маленькие яблочки? (в самой маленькой корзинке). – Дети, посмотрите, на корзинках есть картинки. Определите гласный звук в названиях картинок (кит, слон, жук). Спрятала яблонька детей. Пролетели гуси мимо. Вышли дети из-под яблоньки. – Ой, где мы? Куда идти, не знают. – Что случилось, как вы думаете? – Что дети кричат, когда заблудились. Физминутка Лебеди летят, крыльями машут Прогнулись под водой, с большой амплитудой; Прямо и гордо умеют держаться. Очень бесшумно на воду садятся. Звуковой анализ слова АУ. – Давайте вместе крикнем: Ау! – Сколько звуков мы сказали? Какой первый звук? А второй? Какие это звуки, гласные или согласные? Какие квадратики возьмём для обозначения гласных звуков? – Выложите на столах слово АУ. Молодцы! Дыхательное упражнение. А вот и полянка с цветами, за нею наш дом. Понюхайте, как пахнут цветы: «Ах, как приятно пахнет!» – Ребята, давайте нарвём цветов для Алёнушки и Иванушки. Назовите первый звук в имени Алёнушка. (А). Какой первый звук в имени Иванушка? (И). Дети делятся на две команды. I команда выбирает цветы, на которых картинки со звуком [А] в конце слова. II команда выбирает цветы, на которых картинки со звуком [И] в конце слова. – Почему вы не сорвали другие цветы? | Дети: узнавание звука по артикуляции: А,У, О, И, Э, Ы Дети, поймав рыбку на магнитную удочку, называют цвет и геометрические фигуры на рыбках, находят соответствующую карточку, определяют первый гласный звук в названии картинки на карточке. Дети: гласные. Дети осознают и принимают, внимательно слушают воспитателя. Дети: печка, яблоня, река. Дети достают из печки по одному пирожку. – С чем твой пирожок? – с клубникой. Значит, какая начинка? – клубничная, а у тебя какая? – капустная и т. д. Дети: сочное, спелое, румяное, вкусное, красивое. Дети: большие, маленькие. Дети разлаживают по корзинкам яблоки, крупные- в большую, средние – в корзинку поменьше, маленькие- в маленькую корзинку. Дети выполняют действия и проговаривают: «Я сорвал большое яблоко и кладу его в большую корзинку». Дети: выполняют задания. Дети: заблудились! Дети выполняют движение под чтение воспитателя: Плавные движения руками Качают головой, наклоны вперёд, прогнувшись Приседают Дети: Ау! Ау! Эй! Дети: гласные! Дети слаживают звуки А и У вместе. Выполнение упражнения детьми. Вспомните правила: щёки не надувать, плечи не поднимать. Дети: (звук в имени Алёнушка «А», в имени Иванушка «И») А, И. Дети I команда выбирает цветы: астра, георгина, роза, ромашка. Дети IIкоманды выбирают цветы: анютины глазки, подснежники, одуванчики. Дети: в других цветах нет звуков на конце слова А и И. | |
3 этап: Оценочный 2 мин | ||
Воспитатель: Ребята, давайте каждому персонажу дадим свою оценку. | Дети: отвечают на вопросы воспитателя, дают свою оценку | |
4 этап: Рефлексивный 2мин. | ||
Вот и добрались Алёнушка с Иванушкой до дома. – Спасибо вам, дети, вы очень помогли нам. До свидания! Воспитатель :-А я с вами не прощаюсь. Вспомните, какой путь мы с вами сегодня проделали. Что сначала повстречалось на пути? Что дальше было? А затем? А что дети видели потом? – Сейчас пройдите к столам, и нарисуйте дорожку до дома по порядку: от речки к печке и т. д. Итог путешествия. Понравилось вам путешествие в сказку? Молодцы, ребята, вы сегодня помогли Алёнушке и Иванушке спастись от гусей-лебедей. | Дети прощаются. Дети: Речка. Печка. Яблоня с наливными яблочками. Дети: Полянку с цветами и дом сказочных героев. Дети садятся за столы. Рисуют дорожку последовательно от печки-к речке-к яблоне. Дети: Да! |
Аналитическая записка.
МКОУ Харикская СОШ № 2 детский сад «Буратино».
Шипицына Татьяна Александровна.
Воспитатель.
Номинация № 1.1 «Лучшая методическая разработка занятия, реализуемая в рамках освоения ООП»
Методическая разработка «Гуси-лебеди».
Занятия осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с основной общеобразовательной программы, соответствует возрасту детей – 6-7 лет. Проводила с детьми подготовительной группы. Сюжет занятия построен в виде игровой ситуации «Путешествие по сказке «Гуси – лебеди». Мною были поставлены следующие задачи:
Цель: Формирование речевой культуры детей через свои высказывания.
Программное содержание:
Обучающие задачи: Способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти; закреплять знания детей о гласных звуках, определять их в разных позициях в словах.
Развивающие задачи: Развивать сенсорные возможности детей: цвет, форма, величина; развивать психические процессы: зрительное восприятие, внимание, память, мышление; развивать мелкую и общую моторику, продолжать работу над формированием грамматического строя речи, развивать коммуникативные навыки.
Воспитательные задачи: Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, доброжелательность; воспитывать любознательность, доброту, любовь к русской народной сказке (к народному творчеству, умение работать в парах).
При планировании занятия учитывала принцип доступности содержания образования для дошкольников: игры, дидактические задания подобраны с учётом возрастных особенностей группы детей и их индивидуальных возможностей. На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Детям было предложено отправиться в путешествие по сказке «Гуси – лебеди». Они с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.
Непосредственно образовательная деятельность состояла из нескольких взаимосвязанных между собой частей, объединённых общей темой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные задания. Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, поэтому в основной части предложила детям следующие игры: Дидактическая игра способствовала закреплению определить место звука А,У в словах. Дети находили место звука А в словах. Играя в игру «Волшебные рыбки» дети закрепили умение делить слова на слоги и умение определять, сколько слогов в каждом слове. Дидактическая игра «Соберём цветы» способствовала закреплению умения различать и находить гласные звуки.
Использование игровых приёмов способствовало проведения занятия в комфортной обстановке. На протяжении всего занятия обращала внимание на речь детей: добивалась правильных ответов, ставила поисковые вопросы, создавала условия для диалога с детьми. Так же я обращала внимание на особенности речевого и особенности психического развития. Так, к примеру, чаще побуждала к высказываниям детей нерешительных и стеснительных. Если возникала необходимость, оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах – подсказки, наводящие вопросы. На заключительном этапе детям было предложено вспомнить какие выполняли задания, что им было интересно и в чём затруднялись. Участие каждого ребёнка было отмечено похвалой. На протяжении всего занятия дети были активными, с удовольствием выполняли предложенные игры и упражнения.
В процессе занятия применялись следующие технологии: Информационно-коммуникационные технология (ноутбук, флешка с записью русской народной музыки). - Личностно-ориентированная технология (атмосфера взаимопонимания и сотрудничества). - Технология исследовательской деятельности (постановка проблемы и её решение). – Здоровье сберегающая технология (физминутка, длительность занятия). - Игровая технология (дидактические игры). Были использованы различные методы и приёмы: Наглядные – иллюстрации, дидактические карточки для привлечения внимания детей. Словесные – художественное слово: вопросы к детям, беседа, пояснение. Практические - упражнение, самостоятельная работа музыкальное сопровождение. Игровые - дидактические игры, воображаемая ситуация в развёрнутом виде. Занятие динамичное, оно включает приемы, которые предусматривают быструю смену деятельности. Беседа - сидя на стульчиках, перемещение по группе во время занятия, что позволило избежать утомляемость детей. Особенностью данного занятия было использование музыкального сопровождения. Я считаю, что выбранная мною форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей. На протяжении всего занятия дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно. Стиль общения преобладал демократический. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей. Считаю, что поставленные в занятии цели и задачи были выполнены: дети закрепили гласные звуки и умение определять местоположения звука в словах.