Файл: Учебное пособие для иностранных студентов СанктПетербург 2012.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В 60 – 70-е годы многие архитекторы вели поиск русского национального стиля, изучая памятники древнерусского зодчества и деревянной архитектуры Севера. Наиболее значительные постройки в этом стиле принадлежали В.О.Шервуду, А.А.Померанцеву и Д.Н.Чичагову.

Потребности экономического развития России и управления абсолютистским государством привели к развитию образования в стране. В начале XIX века в России действовало 6 университетов, расширялась сеть профессионально-технических учебных заведений, росло число учащихся низших и средних учебных заведений. Однако общий уровень образования населения оставался низким. Даже среди российского дворянства наиболее распространенным было домашнее обучение, часто не очень высокого уровня. Зато духовные учебные заведения численно неуклонно росли.

В пореформенной России ситуация в области образования населения стала улучшаться. Благодаря упорядочиванию системы просвещения значительно выросло число учебных заведений всех уровней и количество учащихся в них. В середине XIX века в России было 14 высших учебных заведений, а к концу века – 63. Заметно увеличилось количество средних и низших учебных заведений, благодаря чему вырос уровень грамотности всего населения России (в 1860 году – 6%, а в 1897 году – 21%). Значительным событием II половины XIX века стало создание высших женских институтов.

Российские университеты, также как и Академия наук, стали центрами развития науки. Всемирно известны математики П.Л.Чебышев и Н.И.Лобачевский, химики Н.Н.Зинин и А.М.Бутлеров. В 1820 году во время экспедиции к Южному полюсу под руководством М.П.Лазарева и Ф.Ф.Беллинсгаузена была открыта Антарктида.

II половина XIX века отмечена дальнейшим развитием российской науки. Физиолог И.М.Сеченов, биолог И.И.Мечников, химик Д.И.Менделеев, физики А.Г.Столетов и А.С.Попов, электротехник П.Н.Яблочков, создатель новой науки почвоведения В.В.Докучаев прославили российскую научную школу во всем мире.

Тема 9.

Российская империя на завершающем этапе ее истории.

Основные понятия: империализм; монополия; пережитки крепостного пра­ва; забастовочное движение; политическая партия; буржуазно-демократическая революция; аграрная рефо­рма; военно-политический блок; отречение от престо­ла; Совет рабочих и солдатских депутатов; Временное правительство, двоевластие.

Основные проблемы:

I. Особенности развития России на рубеже XIX -XX веков.

2. Первая Российская революция и ее итоги.

3.Третьеиюньская политическая система.

4. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 года: причины, сущность, последствия.
После гибели Александра II новым императором стал его сын Алек­сандр III. Он не хотел продолжать буржуазные реформы в России и прово­дил консервативно-охранительный внутренний курс, боролся с оппозици­онными движениями.

Тем не менее, после реформ Александра II Россия быстро пошла по пути буржуазного развития. Особенно это было заметно в области промы­шленности.

К началу XX века Россия заняла 1-2 место в мире по темпам промыш­ленного роста. По общему объему промышленной продукции России принад­лежало 4-5 место в мире. Промышленный прогресс вывел Россию на уровень развитого капитализма - империализма. Основным признаком этого были крупные производственные объединения - монополии, которые стали созда­ваться в России с начала XX века.

Однако в области сельского хозяйства развитие России не было таким же успешным. Этому мешали пережитки крепост­ного права, которые сохранились в России после реформы 1861 года: помещичье землевладение, выкупные платежи за полученную крестьянами землю, невозможность самостоятельно распоряжаться своим земельным наделом. Все это тормозило прогрессивное развитие сельского хозяйства России.

Важной особенностью в развитии России к началу XX века было сохранение абсолютной монархии. Она делала большинство населения России бесправным, лишала его, в том числе и буржуазию, возможности влиять на формирова­ние внутренней и внешней политики государства.

Кроме того, нерешенность национального вопроса приводила к тому, что многочисленные народы России не могли свободно развивать свою культуру, использовать родной язык.

Противоречия в развитии России привели ее в начале ХХ века к обо­стрению внутреннего положения. Это выразилось в росте забастовочного движения рабочих, увеличении числа крестьянских восстаний, в подъеме национально-освободительного движения, образовании политических партий. Первой была образована Российская социал-демократическая рабочая партия в 1898 году. Это свидетельствовало о высокой степени понимания рабочими своих проблем и способов их решения. Основной идеологией социал-демократической партии был марксизм, а ее конечной целью - осуществление социалистической революции. В на­чале XX века началось формирование первых буржуазных партий. Их идео­логией был либерализм, а основной целью - завершение буржуазных преобразований в России, приход буржуазии к власти.



После смерти в 1894 году Александра III, императором России стал его сын Николай П. Он также как и отец ничего не хотел менять в обще­ственном строе России. Нежелание Николая II устранить про­тиворечия внутреннего развития страны путем завершения реформ привело Россию к новому кризису. Этому способствовало также поражение России в вой­не с Японией в 1904-1905 году.

Общенациональный кризис в России разрешился в 1905 году первой в ее истории революцией. По характеру это была буржуазно-демократическая революция, так как должна была устранить все препятствия на пути раз­вития буржуазного строя в России и утвердить демократические порядки в стране. Революция продолжалась два с половиной года и закончилась в 1907 году поражением. Но она не прошла бесследно для России. Под давлением революции Николай II пошел на уступ­ки и объявил в Манифесте 17 октября 1905 года о даровании россиянам политических свобод и создании в стране пар­ламента, который получил название Государственная Дума. Она формирова­лась путем выборов, которые не были прямыми и равными для всего насе­ления России. Деятельность Государственной Думы во многом контролиро­валась царем.

Другим крупным успехом революции была отмена выкупных платежей для крестьян, а также ослабление контроля над деятельностью крестьян со стороны сельской общины.

Первая российская революция не смогла победить и решить все ак­туальные задачи, так как силы, оппозиционные царю, не были едины. В итоге монархия смогла подавить революционное движение. Окончание Первой российской революции связывают с разгоном II Государственной Думы, который произошел 3 июня 1907 года. Одновременно в обход Думы был принят новый, более реакционный избирательный закон. Он лег в основу новой организации законодательной власти России. Поэтому политический строй послереволюционной России называется Третьеиюньской политической системой.

После революции 1905-1907 годов в России наступила политическая реакция: началось преследование оппозиции, распускались многие профсою­зы; было вынесено около 5 тысяч смертных приговоров участникам рево­люционного движения.

Однако Николай II понимал, что нерешенные в годы рево­люции проблемы могут стать причиной новой революции. Поэтому он поддержал намерение главы правительства П.А.Столыпина провести ре­формы, чтобы завершить буржуазную модернизацию России. Главной из них была аграрная реформа. Она касалась интересов большинства населения России - крестьян. В результате реформы кресть­яне получили право выходить из крестьянской общины и создавать самостоятельные хозяйства, в том числе на свободных землях в Сибири. Но большинство крестьян не захотело отказаться от круговой поруки, которую обеспечивала сельская община, и осталось в ней. Таким образом, реформа Столыпина в том виде, который он задумал, не удалась.


Другие либеральные реформы Столыпин не смог осущест­вить из-за сопротивления консервативного окружения Николая П. А в 1911 году Столыпина убили. В стране снова начался революционный подъем. Его на время остановила Первая мировая война, которая началась в 1914 году.

Россия входила в военно-полити­ческое объединение "Антанта" и вместе с Англией и Францией воевала в годы Первой мировой войны про­тив Германии и ее союзников. Цели России в этой войне, как и у большин­ства участников, были несправедливые. Пережитки феодально-крепостнического строя, плохое политическое и военное руководство, нежела­ние российских солдат воевать за интересы помещиков и буржуазии привели к тому, что война для России была неудачной.

Российская буржуазия пыталась помочь монархии выиграть войну. По всей стране она стала создавать военно-промышленные комитеты для мо­билизации средств на войну. Одновременно она требовала от Николая II создать правительство, которое пользовалось бы поддержкой в обществе. Однако Николай II продолжал упорствовать и отказывался от серьезных политических уступок. В итоге, в России к 1917 году снова созрела революционная ситуация. Она закончилась второй буржуазно-демократической революцией, которая произош­ла в феврале 1917 года.

Февральская революция 1917 года за неделю устранила отживший по­литический строй в стране. Николай II 2 марта 1917 года отрекся от престола за себя и за сына. 3 марта от своих прав на российский престол отказался брат Николая II, Михаил. К середине марта 1917 года все Ро­мановы отказались от претензий на престол. В ходе революции в Петрограде сформировались новые органы власти: избранный населением Петрограда Совет рабочих и солдатских депутатов и Временный комитет Государственной Думы. После пере­говоров с буржуазными депутатами Государственной Думы Советы передали власть им. Сформировалось буржуазное Временное правительство, которое взяло управление Россией в свои руки. Советы рабочих и солдатских депутатов сохранили за собой право контроля над тем, как Временное правительство будет проводить революционные преобразования в стране. Такая политическая ситуация получила название Двоевластие.

Сложная и противоречивая внутренняя ситуация в России в конце XIX - начале XX веков определяла культурную жизнь страны. Деятели ро­ссийской культуры вместе со всеми прогрессивными силами страны иска­ли пути выхода России из кризиса. Это привело к зарождению и развитию множества направлений в культуре и искусстве России.


Особенно ярко идейные и политические искания России этого времени отразились в русской философии, в которой очень сильны были религиозные мотивы. Видными представителями ее были: Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, В.С.Соловьев, Н.Ф.Федоров, С.Л.Франк, Л.И.Шестов.

На рубеже XIX-ХХ веков получили дальнейшее развитие образование и наука. Повысился уровень грамотности населения России. Многие российские ученые прославили страну своими научными открытиями. Среди них: основатель теории ракетного движения К.Э.Циолковский, создатель теории самолетостроения Н.Е.Жуковский, основатель геохимии В.И.Вернадский. Продолжали активную научную деятельность физиологи И.П.Павлов и И.И.Мечников.

В литературе это было время творчества А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.И.Куприна, А.М.Горького и многих других. Особенно разнообразны были направления развития российской поэзии. Ее прославили А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, А.А.Ахматова, М.И.Цветаева и многие другие.

В российском изобразительном искусстве в это время появились такие направления, как: реализм, кубизм, импрессионизм, экспрессионизм и другие. Художники К.А.Сомов, М.А.Врубель, В.А.Серов, А.Н.Бенуа продолжали лучшие традиции российской живописи.

Разнообразие и богатство направлений в российской культуре, ее огромные достижения в конце XIX - начале XX веков позволили назвать это время серебряным веком культуры России.
Тема 10.
Победа Советской власти и формирование советского общественного строя в России.
Основные понятия: политический, общенациональный кризис; вооруженное восстание; Советская власть; гражданская война; политика военного коммунизма; новая экономическая политика; пя­тилетка; индустриализация; коллективизация; куль­турная революция: культ личности; деформированный социализм.

Основные проблемы:

I. Внутреннее положение России с февраля по октябрь1917 года.

2. Октябрьская революция 1917 года.

3. Россия в годы иностранной интервенции и Гражданской войны.

4. Формирование советского общественного строя в России в 1920-30-е годы.
Временное правительство, ставшее во главе России после падения монархии, взяло на себя обязательство довести революционные преобразования до конца и подготовить условия для избрания постоянных органов власти.

Однако решение внутренних задач осложнялось тем, что Россия про­должала участвовать в I Мировой войне. Проводить активные внутренние преобразования в этих условиях было невозможно. Оказавшись перед вы­бором, Временное правительство определило как главную свою задачу - продолжение войны до победного конца. Бездеятельность Временного правительства в решении острейших внутренних общероссийских проблем привела к неуклонному ухудшению социально-экономического положения в стране, росту социального напряжения, потере доверия к нему со стороны трудящегося населения России. В результате с апреля 1917 года по октябрь 1917 года Временное пра­вительство пережило три политических кризиса. В этих условиях оно все чаще стало использовать репрессивные методы управления страной: в июле расстреляло мирную демонстрацию в Петрограде, начало преследо­вание революционных партий, а в августе 1917 года организовало мятеж с целью контрреволюционного переворота. Советы, которые должны были контролировать деятельность Временного правительства, молчали. Это оз­начало, что они поддерживают внутреннюю политику Временного правительства, и что двоевластие закончилось. К осени 1917 года в России созрел общенациональный кризис.