Файл: Малые предприятия и их развитие в современных условиях.docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 524
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Сущность малых предприятий и их место в экономике России.
1.1 Понятие и сущность малых предприятий.
1.2 Место малых предприятий в экономике России.
1.3 Государственная поддержка малых предприятий.
2.1 Особенности создания и функционирования малого предприятия
2.2 Управление предприятием ООО «ЭРА»
2.3 Характеристика экономической деятельности малого предприятия ООО «ЭРА»
Глава 3:Преимущества и проблемы малых предприятий. Пути решения проблем.
3.1 Преимущества и недостатки функционирования ООО «ЭРА»
З.2. Проблемы развития малого предпринимательства в России
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом
Усугубляет тенденцию сокращения расходов на непродовольственные товары постоянное удорожание жилищных и коммунальных услуг.
Третья причина кардинального характера, тормозящая предпринимательство, связана с существующей системой налогообложения. Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения, 86,2% руководителей предприятий в качестве главной причины, отрицательно влияющей на экономическое положение предприятий, назвали несовершенство налогов и их высокий уровень.
Налоговая политика государства по отношению к малому предпринимательству в большей степени носит фискальный, а не стимулирующий характер. Она обеспечивает интерес заниматься любым видом деятельности, только не предпринимательской. Главные ее недостатки заключаются, во-первых, в чрезмерно высоком уровне налогов. Они не стимулируют рост производства, что в условиях его падения является необходимым. Во-вторых, сама налоговая система нестабильна, часто меняется. К тому же ряд налоговых законов не носят прямого действия, а дополняются множеством подзаконных актов, как правило, запаздывающих и нередко изменяющих цель самих законов. В-третьих, множественность налогов, в которых предприниматель просто теряет ориентиры.
Проводимая в нашей стране налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение "убивает" в России малое предпринимательство в производстве (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли.
Предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность. В Москве, например, где раньше преобладали научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой кооператив приходится на несколько десятков торгово-закупочных.
По этим причинам производством конкретных товаров заниматься стало невыгодно. Вполне очевидно, что пока в стране будут существовать источники обогащения вне сферы производства, дающие огромные прибыли на вложенный капитал, инвестиций в отечественное производство не будет. Таким образом, подорвана значимость труда, который признается единственным источником богатства.
Еще одна важная причинанизкой доли малых предприятий в сфере материального производства - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможностью получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективностью налоговой системы.
Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, слабое развитие системы лизинга специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Наряду с общеэкономическими причинами, сдерживающими развитие малого предпринимательства в России, рассмотрим причины, имеющие больше организационно - правовой характер. Непременным условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о том, что малые предприятия и малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.
К настоящему времени в стране формально сложилась развитая инфраструктура государственной поддержки малого предпринимательства, которая теоретически должна создавать более благоприятные условия для формирования и развития частных фирм и способствовать экономическому росту. Однако результаты данной стратегии далеки от ожидаемых.
Как первая, так и вторая, и, фактически, несостоявшаяся третья Федеральные программы развития малого предпринимательства, а также большинство аналогичных региональных программ сыграли, скорее, декларативную и политическую роль. Частичная реализация мероприятий федеральных и региональных программ не изменило неблагоприятных в целом условий функционирования малых предприятий.
Осуществляя финансовую поддержку малого предпринимательства, государственные органы сталкиваются не столько с проблемой недостаточности финансирования
, сколько с проблемой взаимодействия с предпринимателями. По оценкам статистических исследований, большая часть продукции и услуг производится в «теневом» секторе (по разным данным – от 40 до 60%). В подобных условиях трудно ожидать рост налоговых поступлений от малого бизнеса в ответ на финансовые вложения.
Среди основных трудностей российского малого бизнеса во взаимодействии с государственными структурами, по опросам предпринимателей (12), выделяются административные барьеры, произвол чиновников контролирующих органов (налоговиков, милиции, пожарных и СЭС), сопровождающийся вымоганием взяток; давление криминала, неурегулированность арендных отношений, постоянные смены форм и сложность отчетности. Причем малый бизнес легче приспосабливается к криминалу, чем к неправомерным действиям административных лиц.
Следствием является масштабность теневой составляющей в малом бизнесе, хотя все предприятия зарегистрированы и выдают требуемую отчетность. Теневая экономика, при всех ее негативных моментах, служит малому бизнесу способом защиты от чиновничьего произвола (в конце концов, источником средств для взяток)
Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1] не вносит в практику никаких механизмов, уточняющих порядок взаимоотношений между предпринимателями и представителями власти.
Недостаточная эффективность действующей в России системы малого бизнеса во многом определяется несовершенством законодательства о поддержке этого сектора. Например, серьезным недостатком введенного в 2007 году Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» является то обстоятельство, что в нем не определены источники финансирования мер политики поддержки малого и среднего предпринимательства, а также процедура отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для оказания им поддержки. Указанные моменты значительно снижают действенность данного закона, как нормативной основы государственной политики в отношении малого бизнеса, так как сохраняют субъективизм в принятии решений.[14]
При этом решения принимаются только представителями органов власти, что сохраняет возможность появления произвола и не исключает появления взяточничества.
Отсутствие четко прописанных правил взаимодействия между участниками рынка порождает взаимное недоверие между ними. Например, нередки случаи, когда при подписании контракта между малым и крупным предприятием и получением аванса малое предприятие может просто исчезнуть. Законодательство не предусматривает мер по предотвращению таких действий.
Большая теневая составляющая в малом бизнесе не позволяют предпринимателям образовывать различные общественные организации, хотя этим объединениям, в соответствие с законодательством [1] предоставлены значительные права, в том числе и при получении государственной поддержки. Для сравнения укажем (по данным объединения предпринимателей «Опора России», созданной по инициативе администрации президента), что в Германии участие в объединениях предпринимателей (ОП) обязательно для всех субъектов малого и среднего бизнеса.
3.3. Основные факторы, повышающие эффективность государственного управления малым бизнесом
В последнее время в России на официальном уровне происходит осознание того, что государству необходимо возвращаться в экономику и кардинально менять свою роль, законодательно закрепляя свои стимулирующие, регулирующие и защитные функции. Рыночная экономика не стихия. И без воздействия на экономику не обходится ни одно из развитых государств. Различаются лишь пределы и формы государственного вмешательства в экономику.
В разделе 3.2 выдвинуты и сформулированы основные (на наш взгляд) причины, задерживающие развитие малого предпринимательства в сфере материального производства в экономике России. Рассмотрим возможные направления по обеспечению эффективного развития малого предпринимательства в целом и в материальном производстве в частности.
С целью повышения эффективности законодательной базы развития малого предпринимательства необходимо обеспечить прозрачность процедур принятия решений при взаимодействии представителей власти и предпринимателями, повысить ответственность за нарушения законодательства (исключив осуждение «условно»), создать условия для морально-нравственной легитимации предпринимательства и частной собственности.
Признавая, что наиболее эффективная мера поддержки малого предпринимательства в настоящее время – комплексные целевые программы (федеральные, региональные, муниципальные), многие авторы ставят во главу угла разные мероприятия:
Выделение средств из бюджета на реализацию мероприятий и выполнение значительной части государственного заказа на изготовление товаров и услуг в сфере малого предпринимательства.
Снижение ставки на кредиты законодательным образом или путем создания сети фондов, берущих на себя часть процентных обязательств безвозмездно или увеличивая сроки погашения.
Расширение сети гарантийных фондов и фондов страхования при выделении кредитов коммерческими банками.
Создание лизинговых фондов.
Финансовое обеспечение начинающих предприятий с учетом приоритета выпускаемой продукции, развитие рынка микрофинансовых услуг.
В сфере имущества: совершенствование порядка предоставления федерального