Файл: Практическое задание 12.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Заключение.
Таким образом, клиническая психология - частная психологическая дисциплина, предмет которой - психические расстройства (нарушения) и психические аспекты соматических расстройств (болезней). Основными разделами клинической психологии являются: патопсихология, нейро-психология и психосоматическая медицина.

Патопсихология изучает методы и методики диагностики и коррекции при психических расстройствах в психиатрической клинике. Значение патопсихологических исследований для психологии состоит в возможности более глубокого познания закономерностей функционирования и развития нормальной психики, изучения категорий нормы психической, здоровья психического, а также факторов, активизирующих или тормозящих развитие личности в ходе ее онтогенеза и социогенеза.

Нейропсихология изучает нарушения, вызванные заболеваниями и нарушениями развития головного мозга, а также специальные приемы помощи таким больным.

Цель нейропсихологии - понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Выделяют следующие задачи нейропсихологии:

определение закономерностей функционирования мозга при взаимодействии с внешней и внутренней средой;

нейропсихологический анализ, особенно актуальный прилокальных повреждениях мозга;

оценка функционального состояния мозга в целом, отдельных структур.

Психосоматика изучает психологическую природу телесных болезней человека, внутреннюю картину болезни и реакции личности на болезнь, психологию поведения здорового и больного человека.

Существует мнение, что болезни человека развиваются из-за психологических расстройств и несоответствий, которые появляются в подсознании и мыслях человека.

Больше всего изучены психологические факторы таких заболеваний: бронхиальная астма, эссенциальная артериальная гипертензия, синдром раздраженной толстой кишки, вегетативные расстройства, головокружения, головная боль. клинический психология психосоматика расстройство.

Список используемой литературы
1.Бизюк А.П. Основы нейропсихологии. Учебное пособие / А.П. Бизюк. - СПб.: Речь, 2005. - 293 с.

Залевский Г.В. Введение в клиническую психологию: Учеб. пособие / Г.В. Залевский. - Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. - 224 с.


. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Бауманна. - СПб.: Питер, 2007. - 1312 с.

Клиническая психология: учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер, 2010. - 864 с. .

Лакосина Н.Д. Клиническая психология: Учебн. / Н.Д. Лакосина, И.И.

Сергеев, О.Ф. Панкова. - М.: МЕДпресссинформ, 2007. - 416 с. .

Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / В.Д. Менделевич. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 432 с.

. Орлова Е.А. Патопсихология: учебник / Е.А. Орлова, Р.В. Козьяков, Н.С. Козьякова. - М.: Юрайт, 2011. - 235 с. .

Пезешкиан Н. Психосоматика и позвитивная психотерапия / Н. Пезешкиан. - М: Медицина. -2006. - 464 с. .

Титова Н.М. Клиническая психология. Конспект лекций / Н.М. Титова. - М.: Приор-издат, 2006. - 112 с. .

Фролова Ю.Г. Психосоматика и психология здоровья: Учеб. пособие / Ю.Г. Фролова. - Мн.: ЕГУ, 2003. - 172 с.

Практическое задание 2

Раздел 1. Становление клинической психологии.

Формулировка задания 2

Вопрос№2

Дайте письменное развёрнутое определение понятиям в рамках клинической психологии:

Ответ:

- Здоровье – это субъективное состояние, обеспечивающееся множеством психологических факторов – от базового доверия Э. Эриксона до принятия ответственности за свою жизнь

- болезнь;

Понятие «болезнь» .В определении болезни существуют две точки зрения:

1) Болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом. Болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования. Но по поводу многих болезней люди не обращаются к профессионалам, да и объективных стандартов функционирования человека не существует (во многих случаях профессионалы не могут прийти к единому пониманию болезненного состояния).

2) Болезнь есть субъективное ощущение себя больным. Данный подход тоже имеет свои ограничения: сообщаемое пациентом состояние скорее отражает проблемы пациента, а не само расстройство. К тому же при ряде тяжелых соматических состояний изменений самочувствия может и не быть (например, туберкулез). Понятие болезни не столько представляет собой отражение объективного состояния человека, сколько выступает общим теоретическим и социальным конструктом, с помощью которого обычные люди и специалисты пытаются определить и понять возникающие нарушения здоровья. Содержание этого конструкта определяет видение причин и проявлений болезни, а также направление исследований и лечения различных расстройств .




  • патология;

Понятие «патология» Любое отклонение от установленной нормы может характеризоваться как патология. В медицинском лексиконе под патологией обычно подразумевается нарушение на биологическом уровне функционирования организма. Однако в клинической психологии в содержание понятия «патология» также включаются и такие отклонения от нормы, в которых нет никаких биологических компонентов (отсюда вполне возможно и правомерно употребление терминов «патологическая личность» или «патологическое развитие личности»). Употребление слова «патология» акцентирует внимание на том, что нормальное состояние, функционирование или развитие личности изменяется вследствие морфо- 23 функциональных нарушений (т. е. на уровне мозговых, психофизиологических, эндокринных и иных биологических механизмов регуляции поведения). В отношении биологической нормы можно установить более или менее четкие объективные границы допустимого разброса уровней функционирования человека, при котором организму не угрожает гибель от структурных и функциональных изменений. В отношении же определения психической нормы никаких четких объективных границ установить нельзя, поскольку здесь доминирует произвольный оценочный, нормативный подход. Установление пределов, характеризующих норму, оказывается тесно связано с теоретическими представлениями о природе личности, в которых моделируется некоторое идеальное представление о человеке как социальном существе. Например, в классическом психоанализе гомосексуальность трактуется как патология, тогда как в современных психологических теориях, ориентированных на понятие индивидуальной нормы, — как норма. Особенности употребления понятия «патология»

1. Оригинальное значение древнегреческого слова patos, от которого и происходит термин «патология», — это страдание. Следовательно, под патологией можно понимать только такие отклонения от нормы, при которых человек чувствует эмоциональный дискомфорт. Однако в области психических, личностных и поведенческих отклонений от нормы у человека зачастую не возникает никакого субъективного дискомфорта и чувства страдания.

2. Употребление слова «патология» также предполагает наличие одной ведущей причины отклонения от нормы. Однако у одного и того же психического состояния может быть не одна, а несколько порой противоположных причин не только биологического, но и социального происхождения. Например, депрессии могут быть обусловлены нейрохимическими нарушениями, нейрогормональными изменениями, могут также вызываться жизненной ситуацией (не только текущими условиями жизни, но и культурными, эпохальными, политическими и т. д.), а также мотивационно обусловленными особенностями когнитивной переработки информации (интерпретации событий).


3. В термине «патология» очень сильно выражен оценочный компонент, позволяющий навешивать на любого человека, не соответствующего доминирующим идеальным или статистическим нормам, ярлык «больного». По причине трех перечисленных особенностей употребления слова «патология» (обязательное наличие у отклоняющегося от нормы человека страдания, плохого самочувствия; предположение о действии одной ведущей причины нарушения; выраженный оценочный компонент) многие ученые выступают за его исключение из лексикона психиатров и клинических психологов, предлагая взамен использование термина «расстройство», ограничив применение слова «патология» только биологическим уровнем нарушений.


  • норма ВОЗ;

  • В основу данного пособия положены рекомендации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по оценке антропометрических индексов у детей, представленные в 2006 г. «WHO Child Growth Standards», вебсайт ВОЗ

  • Новые «Нормы роста детей» были разработаны ВОЗ после проведения в 1997 г. всеобъемлющего анализа эталонных показателей роста детей. Этот анализ показал, что настало время разработать новые нормы, которые показывали бы, как дети должны расти во всех странах, а не просто описывали, как они растут в определенное время и в определенном месте.

Нормальный рост – это важный признак здоровья и один из критериев оценки качества мероприятий, направленных на снижение детской смертности и заболеваемости. Поэтому нормативы роста ребенка представляют собой простое средство оценки их эффективности.

Новые нормы роста детей, разработанные Всемирной организацией здравоохранения и представленные в 2006 г. (WHO Child Growth Standards) для применения во всех странах мира, стали результатом исследования в Бразилии, Гане, Индии, Норвегии, Омане и Соединенных Штатах Америки с целью создания нового международного стандарта для оценки физического роста, пищевого статуса и развития моторики у детей от момента рождения до возраста пяти лет.

Важным обстоятельством, предусмотренным схемой данного исследовательского проекта, было то, что 8440 детей, включенных в исследование, воспитывались в такой среде, которая способствует здоровому росту – грудное вскармливание, здоровые рационы питания и профилактика инфекций. Кроме того, их матери соблюдали такие санитарно-гигиенические принципы, как воздержание от курения во время беременности и после нее и обеспечение надлежащего ухода за здоровьем детей.


Благодаря принятию этих новых стандартов стало возможным показать, как должны расти дети. Впервые за все время в них показано, что дети, которые родились в разных регионах земного шара и для которых были созданы оптимальные условия с самого начала жизни, имеют потенциальные возможности достичь в своем росте и развитии одного и того же диапазона длины и массы тела для данного возраста. Одной из ключевых особенностей новых норм является то, что в них грудное вскармливание определяется как биологическая «норма», а ребенок, вскармливаемый грудью, является эталоном для измерения здорового роста. Прежние же эталонные графики были основаны на росте в сформированной по случайному принципу совокупности детей, в которую входили дети, находившиеся как на грудном, так и на искусственном вскармливании.

Разработанные ВОЗ «Нормы роста детей», выведенные на основании исследования выборки детей со всего мира и основанные на том реальном факте, что главной детерминантой различий в физическом росте является не наследственность, а различия в окружающей среде, представляют собой важный шаг вперед в направлении обеспечения права каждого ребенка расти и быть здоровым.

Научные данные, свидетельствовали о том, что, когда удовлетворяются потребности в медико-санитарной помощи и в питании детей из самых разных географических регионов мира, дети развиваются по очень сходным моделям роста.

Оценку антропометрических данных в амбулаторных условиях рекомендуется проводить с помощью специальных таблиц и графиков, позволяющих оценить массу тела, рост, окружность головы и толщину кожно-жировых складок в зависимости от возраста и пола ребенка, а также оценить пропорциональность развития и выявить отклонения в физическом развитии при сопоставлении массы тела с ростом ребенка.

Метод нормативной оценки основан на расчете числа стандартных отклонений (или сигм), на которое исследуемый показатель отличается от медианы стандартной популяции (данную величину и принято называть Z – скором). Величина Z–скора может быть рассчитана для различных антропометрических показателей

• Нулевое значение Z-скора соответствует медианному значению показателя в стандартной популяции

• При величине соответствующего Z–скора меньше минус 2 делается вывод о снижении показателя, а при повышении Z–скора более +2 –о повышении показателя. Во обоих случаях изменения свидетельствуют о дисгармоничности развития по тому или иному признаку.