ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Процессуальные полномочия руководителя следственного органа закреплены в ст. 39 УПК РФ, а также в иных статьях УПК РФ. Так, в соответствии со ст. 39 УПК РФ руководитель следственного органа уполномочен:
• поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству;
• проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя;
• отменять по находящимся в производстве подчиненного следственного органа уголовным делам незаконные или необоснованные постановления руководителя, следователя (дознавателя) другого органа предварительного расследования;
• давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении;
• давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства;
• разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;
• отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ;
• отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ;
• продлевать срок предварительного расследования;
• утверждать постановления следователя о прекращении производства по уголовному делу;
• давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном ч. 4 ст. 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии с п 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ;
• возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
• осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Следует обратить внимание, что перечень процессуальных полномочий руководителя следственного органа носит отсылочный характер и определен положениями не только уголовно-процессуального закона, но и подзаконных нормативных правовых актов, которые дополняют правовой статус соответствующего субъекта уголовно-процессуальных отношений. В ч. 5 ст. 39 УПК РФ указывается, что объем процессуальных полномочий иных руководителей следственных органов и их заместителей устанавливается Председателем Следственного комитета Российской Федерации и руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти). Так, приказом Следственного комитета России от 17 октября 2014 г. № 89 (ред. от 06.07.2017) «Об объеме процессуальных полномочий руководителей следственных органов Следственного комитета
Российской Федерации», определены объем и пределы процессуальных полномочий иных руководителей органов предварительного следствия (Например, Первому заместителю Председателя Следственного комитета Российской Федерации, заместителям Председателя Следственного комитета Российской Федерации, руководителям и заместителям руководителей следственных подразделений центрального аппарата Следственного комитета Российской Федерации (далее — Следственный комитет), руководителям и заместителям руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета).
Анализ положений уголовно-процессуального закона (ст. 39 УПК РФ) и ведомственных правовых актов показывает, что процессуальные права большинства иных руководителей следственных органов дифференцированы в зависимости от иерархии следственного аппарата и не соответствуют изложенным в УПК РФ положениям, так как имеют различные ограничения. Например, в соответствии с приказом начальника Следственного департамента МВД России от 8 ноября 2011 г. (ред. от 29.07.2016) № 58 «О процессуальных полномочиях руководителей следственных органов», в Следственном департаменте МВД России начальнику управления по расследованию организованной преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотических средств, заместителю начальника управления (по уголовным делам, расследуемым в данном управлении), заместителю начальника управления — начальнику первого отдела (по расследованию особо важных дел о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, связанного с их контрабандой) из числа полномочий, предусмотренных ст. 39 УПК РФ, исключены следующие полномочия: а) давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании и продлении меры пресечения; б) продлевать срок предварительного расследования; в) принимать решение об определении места расследования преступления, в случае его совершения в разных местах.
Представляется, что положение об установлении объема процессуальных полномочий руководителям подчиненных следственных органов высшими руководителями следственных аппаратов входит в очевидное противоречие с базовым принципом уголовно-процессуального права (ч. 1 ст. 1 УПК РФ), согласно которому «порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации устанавливается настоящим Кодексом, основанным на Конституции Российской Федерации».
Следует отметить, что в процессуальные полномочия руководителя следственного органа включают процессуальный контроль за действиями и решениями следователя, как в процессе расследования, так и при изучении поступившего к нему уголовного дела. Конечно, руководитель следственного органа не только может, но и обязан выявлять допущенные следователем нарушения законодательства, устранять или указывать на необходимость их устранения. Но в силу разного рода обстоятельств, например, в результате субъективного подхода к изучению материалов уголовного дела, так бывает не всегда.
Письменные указания руководителя следственного органа обязательны для исполнения следователем. Однако, гарантируя процессуальную самостоятельность следователя, закон предоставил ему право не только обжаловать все указания руководителю вышестоящего следственного органа, но и не исполнять некоторые из них в случае обжалования. К их числу относятся указания касающиеся изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения (ч. 3 ст. 39 УПК РФ).
Вместе с тем уголовно-процессуальное законодательство по данному вопросу нуждается в уточнении, так как в число указаний не входят процессуальные решения руководителя следственного органа (например, об отмене постановления следователя). В то же время анализ ч. 4 ст. 124 УПК РФ, дающей следователю право обжаловать действия (бездействие) и решения руководителя следственного органа, ограничивает это право случаями, предусмотренными УПК РФ, то есть указаниями, предусмотренными ч. 3 ст. 39 УПК РФ.
Следует отметить, что в литературе высказывались предложения как об ограничении полномочий руководителя следственного органа лишь организационными возможностями, так и об увеличении процессуальных полномочий. Несмотря на то что сочетание и чрезмерная концентрация организационных и процессуальных полномочий у одних субъектов чревата опасностью подчинения процессуальных интересов ведомственным, законодатель в большей мере усилил процессуальные полномочия руководителя следственного органа за счет передачи ему части полномочий прокурора для процессуального контроля за расследованием.
В целях обеспечения законности при рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях, при расследовании преступлений, а также усиления ведомственного процессуального контроля во всех следственных подразделениях ведутся контрольные производства по уголовным делам,
содержащие копии основных процессуальных документов и указания руководителя следственного органа. В следственных подразделениях также ведутся учеты уголовных дел, по которым приняты решения о продлении процессуальных сроков, требований прокуроров об устранении нарушений закона при производстве предварительного следствия, уголовных дел, возвращенных для дополнительного расследования, уголовных дел, по которым вынесены оправдательные приговоры.
Наряду с процессуальной формой контроля выделяют организационную (не процессуальную) форму, которая связана с деятельностью руководителя следственного органа по организации работы в возглавляемом следственном подразделении и направлена на обеспечение качества, полноты и объективности расследования преступлений. Организационная деятельность руководителя следственного органа создает необходимые условия качественного расследования преступлений и регламентируется соответствующими ведомственными актами.
В соответствии с ними руководитель следственного органа несет персональную ответственность за организацию и результаты работы следственного аппарата, выполнение возложенных на него задач, обучение и воспитание кадров; дает указания по вопросам следственной работы, обеспечивает взаимодействие с другими службами по предупреждению и расследованию преступлений; обеспечивает сотрудничество с государственными органами контроля, прокуратуры, безопасности, юстиции, научно-исследовательскими, экспертными и образовательными учреждениями.
Прокурор — это Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Федеральным законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия (ч. 1 ст. 37 УПК РФ).
Каждый прокурор действует в пределах своей компетенции, определяемой занимаемой должностью в системе прокуратуры Российской Федерации. Цель его деятельности совпадает с назначением уголовного судопроизводства, сформулированным в ст. 6 УПК РФ, и направлена на обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту
прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемые законом интересы общества и государства.
Прокурор обеспечивает соблюдение действующих законов по выполнению назначения уголовного судопроизводства с тем, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности; задержание граждан по подозрению в совершении преступлений производилось только в порядке и по основаниям, установленным законом; никто не подвергался бы незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах; никто не подвергался бы аресту без судебного решения; соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников процесса и других граждан; при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона об объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие наказание обстоятельства; выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.
Его полномочия определены ст. 37 и другими положениями УПК РФ, а также иными нормативными правовыми актами, которые регламентируют полномочия прокурора по различным направлениям деятельности в уголовном судопроизводстве. Так, в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 (ред. от 18.04.2018) «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства является соблюдение:
• прав и свобод человека и гражданина;
• установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;