ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 182
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
• выполнения оперативно-разыскных мероприятий и проведения расследования;
• законности решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Указанный закон о прокуратуре применительно к уголовному судопроизводству регламентирует деятельность прокурора по таким направлениям деятельности, как:
• надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
• уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;
• координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, в том числе в рамках международного сотрудничества по уголовным делам.
Кроме этого, в уголовном судопроизводстве прокурор участвуют в судебных стадиях в качестве государственного обвинителя, от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненный ему вред (ч. 1 ст. 136 УПК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 37 УПК РФ в ходе предварительного следствия по уголовному делу прокурор уполномочен:
1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;
4) истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела и принимать по ним решение;
5) рассматривать ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве и постановление следователя о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, выносить постановление об удовлетворении такого ходатайства либо об отказе в его удовлетворении, заключать досудебное соглашение о сотрудничестве, выносить постановление об изменении или о прекращении действия такого соглашения в порядке и по основаниям
, предусмотренным настоящим Кодексом, а также выносить представление об особом порядке проведения судебного заседания и вынесения судебного решения по уголовному делу в отношении обвиняемого, с которым заключено досудебное соглашение о сотрудничестве;
6) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора;
7) рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение;
8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о
производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК РФ;
9) при наличии оснований возбуждать перед судом ходатайство о продлении срока запрета определенных действий, срока домашнего ареста или срока содержания под стражей по уголовному делу, поступившему или направляемому в суд с обвинительным заключением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера;
10) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи;
11) передавать уголовное дело или материалы проверки сообщения о преступлении от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела или материалов проверки сообщения о преступлении в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело или любые материалы проверки сообщения о преступлении у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его (их) следователю Следственного комитета Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи;
12) утверждать обвинительное заключение по уголовному делу по уголовному делу;
13) возвращать уголовное дело следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;
14) осуществлять иные полномочия, предоставленные прокурору УПК РФ.
Взаимоотношения между прокурором и органами предварительного следствия носят уголовно-процессуальный, а не административный характер. Прокурор как участник уголовного судопроизводства выступает в двойном качестве. С одной стороны, он участвует в уголовном процессе, в том числе в досудебном производстве, на стороне обвинения. С другой стороны, прокурор является государственным гарантом обеспечения прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления, лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, иных лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений. Именно в этом смысле сконструирована гл. 6 УПК РФ «Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения», ст. 37 которой посвящена процессуальному статусу прокурора.
Правовое положение прокурора зависит от выполняемой им процессуальной функции. Следует отметить, что по вопросу процессуальных функций прокурора на досудебном производстве в юридической литературе нет
однозначного мнения. Одна группа авторов, опираясь на опыт правовых систем англосаксонских государств, полагают, что прокурор должен осуществлять только уголовное преследование и процессуальное руководство органами предварительного расследования, в том числе поддерживать обвинение в суде. Другие авторы рассматривают прокуратуру как универсальный государственно-правовой институт, осуществляющий надзор за законностью.
Следует отметить, что Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» существенно ограничил полномочия прокурора по надзору за органами предварительного следствия, лишив его права возбуждать уголовные дела, принимать уголовные дела к своему производству, производить по ним расследование, осуществлять отдельные следственные действия, а также давать согласие следователю на возбуждение уголовного дела, на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменению меры пресечения либо производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения.
В соответствии с указанным законом, правовые отношения следователя с прокурором в основном осуществляется опосредованно через руководителя следственного органа. Данное обстоятельство наряду с положительными факторами, ограничивающими влияние прокурора на процессуальную деятельность следователя и его самостоятельность, имеет и некоторые спорные моменты, связанные с ограничением полномочий прокурора по уголовному преследованию подозреваемого и обвиняемого.
Вместе с тем ряд процессуальных прав прокурора показывают, что прокуратура является органом надзора, положительно влияющему на ход и качество предварительного следствия по конкретному уголовному делу, а следственные подразделения, независимо от их ведомственной принадлежности, поднадзорными органами.
Анализ закрепленных в УПК РФ полномочий следователя, руководителя следственного органа и прокурора позволяет выделить следующие основные направления их взаимодействия, которые имеют свои особенности:
• прием, регистрация и разрешение сообщений о преступлениях на стадии возбуждения уголовного дела;
• производство предварительного следствия в целом и проведение отдельных следственных действий;
• окончание предварительного следствия.
В настоящее время у прокурора в отношении следователя осталось по существу четыре полномочия: требовать устранения нарушений законности; возвращать уголовные дела для дополнительного расследования; отменить незаконное постановление о возбуждении уголовного дела; утвердить обвинительное заключение[133].
С точки зрения организационной в надзоре прокурора за законностью расследования можно выделить: а) характеристику объектов надзора; б) содержание собственно надзорной работы; в) полномочия прокурора; г) формы прокурорского реагирования на нарушения законности; д) устранение нарушений. Кратко рассмотрим эти элементы надзорной деятельности. При этом отметим сразу, что разделение законности и обоснованности следственных действий и расследования в целом весьма сложно. Мы предпринимает попытку сделать это в первом приближении.
- Для решения вопроса о законности прокурор должен иметь представление о содержании следственных действий. Следовательно, он должен иметь право присутствовать по своему усмотрению при производстве любого следственного или иного процессуального действия, равно как и беспрепятственно знакомиться с любым документом, находящимся в уголовном деле.
Без указанного положения надзор прокурора за законностью затруднен.
Формы прокурорского надзора на выявленные нарушения закона общеизвестны. Для эффективности надзора, на наш взгляд, должны использоваться и меры прямого действия. Это связано с содержанием и объемом полномочий прокурора в надзоре за законностью следствия. Как известно, по действующему закону прокурор не вправе самостоятельно приостановить или отменить действие незаконного акта следователя, тем более, руководителя следственного органа. Оптимально ли такое положение?
Руководитель следственного органа, процессуально и организационно контролируя расследование, по-существу, разрешает и вопрос о законности. Несомненно, что законности это не способствует, так как в социальной деятельности никто не может быть судьей самому себе. По-существу, такое положение чем-то напоминает недавнюю ситуацию с положением прокурора в расследовании: руководил и осуществлял надзор одновременно.
- 1 2 3 4 5 6 7 8