Файл: Тема Деловые коммуникации в организации как научная и учебная.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Деловые коммуникации в организации» как научная и учебная дисциплина
1. «Деловые коммуникации в организации» дисциплина: объект, предмет, категории, принципы, задачи.
2. Общение: понятие, функции, виды. Три стороны общения. Способы передачи информации.
3. Особенности делового общения.
1.«Деловые коммуникации в организации» как научная и учебная дисциплина: объект, предмет, категории, принципы и задачи.
Современный мир предъявляет жесткие требования к специалистам любой профессиональной деятельности. Современный выпускник ВУЗа должен быть всесторонне развит, уметь ориентироваться в большом потоке информации и иметь навыки применения творческого подхода к решению профессиональных задач на практике. Он также должен понимать, что дальнейший успех его профессиональной деятельности во многом будет зависеть и от его умения общаться с людьми, что (как уже неоднократно подчеркивалось в предыдущей теме) предполагает владение не только фундаментальными знаниями общей психологии, психологии общения, но культурой и этикой общения.
Отсюда и основная цель дисциплины – способствовать формированию у деловых людей, соответствующих психологических и нравственных качеств как необходимых условий их повседневной деятельности.
Наука доказывает, а жизнь подтверждает, что успех любого дела (или начинания) в современном мире зависит не только от качества производимого товара или услуги, но в не меньшей степени и от качества жизни людей, производящих этот товар или услугу. Поэтому опытный руководитель, настоящий профессионал своего дела тратит значительную часть рабочего дня не только на решение финансовых, технические или организационных проблем, но и на решение психологические задач, возникающих в процессе общения с подчиненными, коллегами или выше стоящим начальством.
Необходимостью ориентации современного экономического управления не только на результат, но и на людей, обеспечивающих этот результат, и обусловлено главным образом, включение в программы профессиональной подготовки современных специалистов наряду с дисциплинами об организации и управления производства, также и определенный минимум гуманитарных и психологических дисциплин.
Знание психологии ее законов играет важную роль в жизни человека в связи с тем, что помогает лучше понять себя, окружающих, наладить коммуникативные связи, сделать жизнь ярче, счастливее, успешнее, в том числе и в профессиональной сфере.
Современный мир, действительно, все больше испытывает потребность в психологических знаниях в рамках деятельности в разных сферах общественного бытия. Образование, медицина, экология, культура, искусство, бизнес, спорт, политика – это только небольшой список сфер деятельности, тесно связанных с психологическими знаниями. Поэтому знание психологии является для современного специалиста необходимым условием успешной профессиональной деятельности.
Под коммуникацией (от лат. communico – делаю общим связываю, общаюсь) в широком смысле подразумевают общение, соответственно и деловые коммуникации предполагают деловое (профессиональное) общение.
Деловое общение есть по сути межличностное общение партнеров, которое складывается и развивается под влиянием их определенных психологических свойств – индивидуальных и таких, которые указывают на их принадлежность к определенным социальным группам (классам, национальным, демографическим или профессиональным группам. Исходя из этого дисциплина «Деловые коммуникации в организации» является составной частью комплекса психологических наук таких, как общая и социальная психология, психология делового общения и др. Поэтому объектом дисциплины «Деловые коммуникации в организации» — является идеальная психическая реальность, т.е. интеллектуальные, эмоциональные и волевые проявления сознания людей, а также подсознательные проявления их психики. А ее предмет – психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей (прежде всего, делового общения), а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.
Коммуникация как составная часть процесса общения, а соответственно и как научная и учебная дисциплина (являющаяся составной частью комплекса психологических наук в целом), опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Такими базовымикатегориями общей психологии (а значит и дисциплины «Деловые коммуникации в организации) являются те, которые отражают психические, процессы (познание, эмоции, воля) и свойства психики человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).
Важнейшими принципами, которыми руководствуется общая психология и все ее отрасли (а значит и дисциплина «Деловые коммуникации в организации»), являются:
- принцип причинности, детерминизма, т.е. признание взаимосвязи, взаимообусловленности психических явлений, как с другими, так и с материальными явлениями;
- принцип системности, т.е. трактовки отдельных психических явлений как элементов целостной психической организации;
- принцип развития, признание преобразования, изменения психических процессов, их динамики, перехода от одного уровня к другому.
В психологии делового общения речь идет не столько об абстрактных общепсихологических категориях и принципах, сколько о профессиональных психологических и в то же время практически ориентированных знаниях, которые могут обеспечить успех той или иной профессиональной деятельности.
Деловое общение (деловые коммуникации) содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками или конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов.
По мнению большинства современных теоретиков менеджмента, высокий уровень делового общения является решающим условием для эффективного и успешного развития организации в целом. Для этого (обеспечения высокого уровня делового общения) нужно уметь пользоваться различными технологиями общения, основанными на психологических знаниях, которые помогают в процессе общения избегать напряженности (а в некоторых случаях и конфликтных ситуаций) между деловыми партнерами, сотрудниками, коллегами или спонсорами.
Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм делового общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, совещание, торги и многие др. Таким образом, одной из важнейших категорий, рассматриваемой учебной дисциплины является «психология общения».
Не менее важной категорией психологии делового общения является также и категория – «психология рабочей группы», команды или трудового коллектива. Ведь деловая активность невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в процессе формирования и жизнедеятельности любой группы реальны такие явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание,
морально-психологический климат или профессиональная мораль. Современный профессиональный управленец (руководитель) не только обязан учитывать все эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании, при этом он должен хорошо понимать, что групповая деятельность протекает достаточно эффективно только тогда, когда в деловом общении учитываются и моральные (нравственные) аспекты, некие этические правила и нормы, принимающие характер неписаных законов.
Нравственная сторона делового общения имеет не менее важное значение. Как отмечалось, в практике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не допустить в деловых отношениях забвения золотого правила морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Существенно важно строить деловые отношения на своего рода нравственных (моральных) регуляторах, при постоянно включенном внутреннем контроле, препятствующем беспредельному эгоизму в партнерских отношениях, который может не только повредить, но и разрушить их.
Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения деловых партнеров, которые, в конечном счете, способствуют эффективному развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Практика делового общения разработала немало этических кодексов профессиональной деятельности. Самый первый был разработан еще в Древней Греции так называемая «клятва Гиппократа» –этический кодекс поведения врача.
«Деловые коммуникации в организации» как научная и учебная дисциплина решает две основные взаимосвязанныезадачи:
- овладение методами психологической диагностики (приемами описания психологических состояний субъектов профессиональной деятельности, отдельных работников, руководителей, рабочих групп) и выработка умений и навыков изменения психологических состояний (того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий);
- овладение основами психологических знаний о культуре и этике общения в целом и культуре деловой коммуникации, в частности (
владение технологиями деловых коммуникаций, культурой речи в деловом общении, воспитание уважительного отношения к собеседнику в процессе деловой коммуникации).
На этой основе обеспечивается, например, поддержание устойчивости, стабильности организаций, рабочих групп, совершенствуются методы подбора и использования персонала, разрешаются внутри- и межгрупповые конфликты, вырабатываются способы оптимизации морально-психологического климата в коллективах, определяются методы стимулирования труда, способы психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.д.
2. Общение: понятие, функции, виды. Три стороны общения. Способы передачи информации. Естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, а сам человек становится человеком только в общении. Личность проявляется и развивается только в процессе общения.
Общение – это сложный процесс формирования, развития и установки контактов между людьми, возникший из потребностей в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, опытом, выработку общей стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Основными целямиобщения могут быть: получение или передача полезной информации, активизация партнеров, снятие напряженности и управление совместными действия., оказание помощи и влияние на других людей. Цели участников общения могут совпадать или противоречить, исключать друг друга. От этого зависит и характер общения.
Основными функциями общения являются:
1. Информационно - коммуникативная функция (обмен информации между индивидами).
2. Регуляторно – коммуникативная функция (регуляция поведения и организации совместной деятельности).
3. Аффективно – коммуникативная функция (регуляция эмоциональной сферы человека).
Это основные функции, которые выполняет общение. Весь спектр человеческих эмоций возникает и развивается в процессе общения людей: происходит либо эмоциональное сближение, либо наоборот, их столкновение.
Выделяют следующие виды общения:
1. Формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника.
2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект.
3. Формально - ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли в обществе.