Файл: Тема Деловые коммуникации в организации как научная и учебная.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
5. Духовное, межличностное общение, когда можно затронуть любую тему в общении, тут также большое внимание обращается на выражение лица, движения, интонации. Такое общение устанавливается между друзьями, близкими людьми.
6. Манипулятивное общение – направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приёмы исходя из особенности личности собеседника (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты и т. п.).
7. Светское общение – суть светского общения в его беспредметности (пустоте) диалога, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях.
Как мы уже отмечали, общение – это сложный многоплановый процесс, включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера, собеседника).
Все три стороны общения тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом: при всем старании нельзя выделить «чистую» коммуникацию, без восприятия и взаимодействия или «чистое» восприятие.
Кратко остановимся на каждой из сторон процесса общения:
1. Интерактивный компонент общения состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и влияниями, взаимными побуждениями, действиями.
Интерактивная сторона общения – это характеристика тех компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
Взаимодействие может выступать в виде кооперации или конкуренции, согласия или конфликта, приспособления или оппозиции, ассоциации или диссоциации.
2. Перцептивный компонент общения отражает процесс формирования образа собеседника, восприятие его как личности.Совершенно очевидно, что без такого взаимного познания немыслима успешная совместная деятельность. Психологический образ собеседника формируется на основе его поступков, поведения, внешних характеристик, взглядов, целей, эмоций.
Взаимная социальная перцепция при общении очень субъективна, что проявляется и не всегда правильном понимании целей партнера по общению, его мотивов, отношений, установок на взаимодействие и др.
Механизмы перцептивного общения основаны на возможности осознания себя через другого человека и выражаются в явлениях идентификации и рефлексии.
3. Коммуникативный компонент общения в узком смысле слова представляет собой обмен информацией между общающимися индивидами. В ходе совместной деятельности, как уже отмечено выше, индивиды обмениваются между собой различными мнениями, интересами, чувствами и т.д. Все это и составляет процесс обмена информацией, которому присущи следующие особенности:
-
если в кибернетических устройствах информация только передается, то в условиях человеческого общения она не только передается, но и формулируется, уточняется, развивается; -
в отличии от простого "обмена информацией" между двумя устройствами в общении людей он сочетается с отношением друг к другу; -
характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством используемых при этом системных знаков партнеры могут влиять друг на друга, оказывать воздействие на поведение партнера; -
коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации или декодификации. В обыденном языке это значит, что люди «говорят на одном языке».
Каждый человек постоянно сталкивается с информацией, притом так часто, что смысл самого понятия объяснить может не каждый. Информация – это сведения, которые передаются от одного лица другому при помощи различных средств связи.
Существуют различные способы передачи данных. В процессе развития человечества происходит постоянное совершенствование механизмов, при помощи которых передаются сведения. Способы хранения и передачи информации довольно разнообразны, поскольку существует несколько систем, в которых происходит обмен данных.
В системе передачи данных различают три направления: это передача от человека к человеку, от человека к компьютеру и от компьютера к компьютеру:
-
первоначально сведения получают при помощи органов чувств – зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Для передачи информации на ближнем расстоянии существует язык, который позволяет сообщить полученные сведения другому человеку. Кроме того, передать что-либо другому человеку можно, написав письмо либо в процессе спектакля, а также при разговоре по телефону. Несмотря на то, что в последнем примере используется средство связи, то есть промежуточное устройство, оно позволяет передать сведения в непосредственном контакте; -
для передачи данных от человека к компьютеру необходимо введение ее в память устройства. Информация может иметь разный вид, о чем будет идти разговор далее; -
передача от компьютера к компьютеру происходит посредством промежуточных устройств (флеш-карты, интернета, диска и т. д.);
После получения необходимых сведений возникает необходимость их хранения и передачи. Способы передачи и обработки информации наглядно представляют этапы развития человечества:
-
в начале своего развития обработка данных представляла собой перенесение их на бумагу при помощи чернил, пера, ручки т. д. Однако недостаток такого способа обработки заключался в ненадежности хранения. Если упоминать способы хранения и передачи информации, хранение на бумаге имеет определенный срок, который определяется сроком службы бумаги, а также условиями ее эксплуатации; -
следующим этапом является механическая информационная технология, при которой используется печатная машинка, телефон, диктофон; -
далее на смену механической системе обработки сведений пришла электрическая, ведь способы передачи информации постоянно совершенствуются. К таким средствам относят электрические пишущие машинки, портативные диктофоны, копировальные машинки.
Средства передачи информации могут быть устными и письменными.
К устным средствам относят выступления, собрания, презентации, доклады. При использовании этого метода можно рассчитывать на быструю реакцию оппонента. Использование дополнительных невербальных средств в процессе разговора способно усилить эффект от речи. К таким средствам относят мимику, жесты. Однако в то же время информация, получаемая в устном виде, не имеет долгосрочного действия.
Письменные средства информации – это статьи, отчеты, письма, записки, распечатки и т. д. При этом не приходится рассчитывать на быструю реакцию публики. Однако преимуществом является то, что полученную информацию можно перечитать, усвоив тем самым информацию.
Как известно, информация может быть представлена в нескольких формах, что, однако, не меняет ее содержания. Например, дом можно представить, как слово или графическое отображение.
Способы представления и передачи информации можно изобразить в виде следующего списка:
- Текстовая информация. Позволяет наиболее полно предоставить информацию, однако может содержать большой объем данных, что способствует плохому ее усвоению.
- Графическое изображение – это график, схема, диаграмма, гистограмма, кластер и т. д. Они позволяют кратко представить информацию, установить логические связи, причинно-следственные отношения. Кроме того, информация в графическом виде позволяет найти решения различных вопросов.
- Презентация является красочным наглядным примером способа представления информации. В ней могут сочетаться как текстовые данные, так и графическое их отображение, то есть различные виды представления информации.
3. Особенности делового общения. Под деловым понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели.
Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.
Наиболее простая модель общения может быть представлена следующим образом:
С1 С2
Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать как индивидуум, так и группа. Если рассмотреть, по поводу чего и для чего люди общаются, и выделить все возможные функциональные ситуации, то оказывается, что таких ситуаций может быть четыре:
• цель общения – вне самого взаимодействия субъектов;
• цель общения – в нем самом;
• цель общения – приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора общения;
• цель общения – приобщение самого его (инициатора) к ценностям партнера.
Нас будет интересовать только первый вид общения — деловое общение, т.е. общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.
Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности.
В деловом общении предметом общения является дело:
Дело
Производственное взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если другой субъект выступает в качестве объекта. Например, при жестко авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному выступает в основном как отношение субъекта к объекту. В этом случае формой отношений является дисциплина — принцип строгого регулирования иерархического сопоставления управляющего и управляемого. Понятно, что управляемый лишен свободы действия, что право принятия решения предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними асимметрична, монологична, а не диалогична.
Особенности делового общения заключаются в том, что партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта; общающихся деловых людей всегда отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
Основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество.
Уметь общаться – это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения.
Как уже неоднократно говорилось выше, в процессе общения люди воспринимают друг друга – общение как восприятие; обмениваются информацией – общение как коммуникация; и взаимодействуют – общение как взаимодействие. В дальнейшем рассмотрим более подробно каждую из сторон процесса общения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что является объектом и предметом изучения дисциплины «Психология делового общения»?
2. Назовите основные категории и принципы, которыми пользуется дисциплина «Психология делового общения».
3. Какие задачи призвана решать «Психология делового общения» как научная дисциплина?
4. Какие формы делового общения можете назвать?
5. Каковы функции общения?
6. Какие виды общения принято выделять?
7. Какие стороны общения принято выделять?
8. Какие существуют типы взаимодействия?
9. На какой основе формируется психологический образ собеседника?
10. Что такое информация?
11. Какие существуют способы передачи информации?
12. Как в психологии определяется общение?
13. Чему призвано содействовать деловое общение?
14. Что является предметом делового общения?
15. Что предполагает общее дело?
16. В чем заключается особенность (специфика) делового общения? Какова основная задача делового общения?
17. Что значит уметь общаться?