ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспект занятия «История денег»
Цели:
-расширение представления об истории, функциях и видах денег; -формирование потребности к повышению финансовой независимости и умения правильно обращаться с деньгами;
-формирование экономического кругозора у воспитанников
Задачи:
-привлечение детей к повышению уровня финансовой грамотности;
-содействие творческому самовыражению и личностному развитию
Оборудование: картинки с изображением товарных денег; картинки с изображением меховых денег (белка, соболь, куница); картинки с изображением старинных монет (дирхемы, гривны, алтына, гроша, гривенника, копейки, рубля, полтины, денежки).
Ход занятия
Воспитатель показывает детям маленький сундучок и предлагает отгадать, что в нем находится. Спустя некоторое время учитель трясет сундучок, и по звуку учащиеся догадываются о его содержимом (сундучок наполнен монетами). Слово воспитателя:
— Сегодня мы с вами поговорим о деньгах. Я думаю, каждый из вас знает, что такое деньги. Каждый день мы имеем дело с деньгами, постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства.
Точную дату появления денег назвать невозможно. Кто их изобрел тоже неизвестно. Произошло это примерно 7 тысяч лет назад. Пока первобытные люди производили мало продуктов питания, одежды и других самых необходимых предметов, деньги им не требовались. Что собрали в лесу, то и съели, что соткали из конопляного волокна, то и носили. Со временем жизнь усложнилась. Появилась возможность производить некоторые излишки изделий и обменивать их на другие необходимые вещи. С течением времени выделился товар, на который люди охотнее обменивались. Они были уверенны, что всегда смогут обменять его на нужные им товары. Так появились первые товарные деньги - вещи, предметы, которые принимались в уплату за товары и услуги. Такое хозяйство стало называться товарным. Почему? Тут-то и возникли проблемы. Как, скажем, обменять овцу на глиняный горшок? Или курицу на стрелу? Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнивать с ним ценность других. Такой товар деньгами, как таковыми, еще не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно.
В разные времена и у разных людей деньги выглядели и назывались по- разному. Например, самые первые русские деньги ходили на 4-х ногах, мычали и блеяли. Кстати, домашние животные выполняли роль денег у многих народов. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство хозяина. Но все же скот — далеко не единственная денежная единица прежних
времен.
— Ребята, как вы думаете, что еще использовалось в качестве денег в разные времена у разных народов? (Рыба, меха, жемчужины, стеклянные бусы, раковины, перья попугаев, бруски соли, мешочки с бобами какао и т.д.). Деньгами раньше на Руси был скот - овцы, коровы, быки. Чем больше стадо у
человека было, тем богаче он считался. Это была ответственная профессия.
Вдруг с животными что-то случиться! Всего, что накоплено, можно лишиться!
Позднее животные перестали служить деньгами, но название «скотник» в
значении «хранитель денег» и скотница в значении «сокровищница» еще долго
сохранялись.
Почему животные перестали быть товарными деньгами?
Назовите недостатки товарных денег.
Выберите среди различных картинок предметы, которые в старину были нужны каждому человеку.
Зачем людям были нужны эти предметы?
Как вы думаете, что это за деньги?
(акульи зубы, ракушки каури, птичьи перья, соль, зерно, орехи, животные, украшения).
Меховые деньги.
Деньгами служили и шкуры животных - белки, соболя, куницы. Почему именно эти животные?
Русская пушнина высоко ценилась. Она была теплая, мягкая, красивая. Особенно привлекали заморских купцов куньи меха. Но и «меховые» деньги оказались недолговечными. Почему?
Назовите недостатки «меховых» денег.
Ракушки каури.
«Меховые» деньги уступили свое место другим деньгам - ракушкам каури.
Блестящие, легкие, прочные, маленькие ракушки с Мальдивских островов в Индийском океане завоевали многие CTparni Азии, Африки, Европы и с помощью арабских купцов попали на Русь, где им дали название «змеиная головка». Они не портились, не теряли вида и веса и помогали обмену и торговле очень долго.
Металлические деньги.
Сначала на Руси появились заграничные монеты - серебряные арабские дирхемы. Как?
Затем появились свои металлические деньги. Это были не кругленькие монетки, а кусочки металла различной формы - ГРИВНА. Г ривной раньше называли шею, загривок, а потом шейное украшение ожерелье. Когда появились монеты, то модницы стали делать из них ожерелья: и красиво, и кошелек, и сразу видно, какая ты богатая невеста. Потом гривной стали называть слитки серебра. Но правитель Киевской Руси, князь Владимир Красное солнышко, захотел чеканить собственные монеты по подобию иностранных. На них изображали портрет великого князя и трезубец - герб Киевской Руси. Монеты, которые чеканили из золота,
называли златниками, а монеты из серебра - сребренниками.
Безмонетное время.
На Русь напали татаpo-монголы. Они разгромили русские княжества, и Киевское государство практически перестало существовать. Торговля остановилась, люди перешли к бартеру, и монеты стали не нужны. Если необходимость в деньгах возникала, то для маленьких расчетов использовали ракушки каури, а для крупных - гривны, тяжелые серебряные слитки.
Что означает слово «скотник»? Это человек, который ухаживает за домашними животными, за скотом. Поднимите руки, кто хотелось бы работать скотником. А раньше скотниками хотели быть многие. Это была очень уважаемая профессия. И все потому, что скотником назывался КАЗНАЧЕЙ, ХРАНИТЕЛЬ ДЕНЕГ.
Давайте поиграем в игру «Закончи пословицу»
Воспитатель читает пословицу, а дети ее продолжают.
-
Денег куры не ... (клюют). -
Копейка рубль ... (бережет). -
Деньги любят ... (счет). -
Долг платежом ... (красен). -
Без денег сон ... (крепче). -
Меньше денег — меньше ... (хлопот). -
Через золото слезы ... (льются).
Именно за такими благородными металлами, как золото и серебро, со временем закрепилась роль всеобщего обменного товара. Они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад. Их чеканили из природного сплава золота и серебра. В нашей стране первоначально основной денежной единицей была гривна — серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было рубить на 4 части, отсюда и название — рубль.
-
А знаете ли вы, ребята, откуда появилось название «копейка»? Почему копейку назвали копейкой? (От слова «копье») Когда Русь окрепла, свергла татаро-монгольское иго; государству опять понадобились собственные деньги.
Г ривны были слишком тяжелые и поэтому стали чеканить легкие деньги - КОПЕЙКИ. Копейка весила 1 грамм и чеканилась из разрезанной на кусочки серебряной проволоки. На копейке был изображен всадник Святой Георгий на коне и с копьем в руке, от которого и пошло название монеты. Монета была мелкой, ее называли «чешуйкой»
-
А какими деньгами мы с вами все чаще пользуемся в наши дни? (Бумажными). -
А знаете ли вы, в какой стране были изображены бумажные деньги? (Бумажные деньги были изобретены в Китае в VIII веке).
Когда в конце XIII века венецианский купец Марко Поло вернулся на родину после долгого путешествия по Китаю и рассказал о том, что там видел, его подняли на смех. В частности, не верили что в Китае платят за товары «бумажками с печатью» (так Поло называл бумажные деньги). Прошло несколько столетий, прежде чем европейцы убедились, что Марко Поло говорил правду. В большинстве европейских стран бумажные деньги появились в XVII веке. А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Ввела их в обращение русская императрица Екатерина II, ее портрет украшал сторублевую купюру.
Практикум «Подсчитаем»
Дети становятся в круг. Учитель задает вопросы всем детям по очереди: Сколько предметов ты изучаешь в школе? Сколько у тебя тетрадей? Сколько дней в неделе отдыхаешь? Сколько стоит булочка в школьном буфете? Сколько
стоит порция мороженого? и т.п. Игрок, давший правильный ответ, становится в середину круга, тот, кто не смог ответить, остается на месте, а учитель спрашивает следующего игрока.
-
Ребята, я предлагаю вам сыграть в игру «Что можно купить за деньги?». Условия игры очень просты: если вы считаете, что это можно купить за деньги -
хлопните в ладоши, а если нет топните ногой.
Учитель перечисляет:
-
одежда; -
здоровье, -
любовь; -
пища; -
уважение близких, -
дружба, -
развлечения; -
общение с природой; -
спокойная жизнь; -
образование; -
игрушки, -
общение с людьми; -
удача; -
счастье.
Воспитатель:
Вот мы с вами и убедились, что далеко не все можно купить за деньги.
Как вы думаете, а есть ли что-нибудь полезное и важное для человека, что он может получить бесплатно?
Определенные блага (лечение, обучение в школе, проезд пенсионеров в городском общественном транспорте, лечение в больнице, пользование библиотекой, вызов “Скорой помощи” и т.п.) могут стать бесплатными. Но эти блага являются бесплатными только для тех, кто ими пользуется, оплачивает же их кто-то другой (государство, предприятия, благотворительные фонды и т.п.).
Вспомните: во сколько обходится подготовка к школе, сколько стоят учебные принадлежности, парты, столы, стулья и т.п.? Поэтому вы тоже должны помогать сберегать денежные средства. Как вы можете это сделать? (ответы детей)
Воспитатель:
Деньги — тема множества произведений художественной литературы. Самым первым из них для вас было, наверное, «Муха Цокотуха» Корнея Чуковского.
Я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в мир литературы и попытаться ответить на следующие вопросы:
-
Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор:
-
Клад ... — это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие. -
А зачем? -
А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?
—Я? Про запас.
-
Вот и они про запас.
(Между котом Матроскиным и Шариком. «Дядя Федор, пес и кот» Э. Успенского).
-
Какие деньги ввел на своем острове царь Гвидон?
(Золотые).
-
«Там царь Кощей над златом чахнет».
А где там?
(В Лукоморье, сказки А. С. Пушкина).
-
Герой какого произведения наивно последовал следующему совету: «. . .на этом поле выкопай ямку, скажи 3 раза: «Крекс, феке, пекс» — положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. На утро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты»?
(«Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Н. Толстого).
ИГРА «ЧИСЛА В ВОПРОСАХ»
Догадайся, какие числа спрятаны в следующих предложениях:
-
Сколько грязнуль уважают Мойдодыра? -
Какие цифры выходят у Ленули самыми красивыми? -
Какие отметки по поведению получили Беседин и Цыганков? -
Сколько птиц было в курятнике, в который, хотела пробраться голодная лиса? -
Сколько котов жили в подвале? -
Сколько школьников рассматривали в беседке журнал «Мурзилка»? -
Какие слова зашифрованы в ребусах? Подумай хорошенько, иначе ты ребусы не решишь. -
Сколько рек хотели повернуть вспять недальновидные учёные? -
Сколько детей в семье Осиповых? -
Скольким матросам запретили стрелять в осьминога? -
Самое большое однозначное число — это девятьсот? -
Сколько дней уборщик высыпал мусор около сарая? -
Сколько платков фокусник достал из пустого стакана? -
На практике Юра был в Ростове и Севастополе. Как ты думаешь, где он провёл большее число дней? -
Юра хочет подружиться с Людой. Мил ли он ей?
Ответы
1. Нуль. 2. Нули. 3. Единицы. 4. Одна. 5. Два. б. Три. 7. Четыре. 8. Пять. 9.
Семь. 10. Восьми. 11. девять. 12. Сорок. 13. Сто. 14. И в Ростове, и в Севастополе Юра был одинаковое число дней — по 100. 15. Миллион.
ИГРА «КТО БЫСТРЕЕ?»
Постарайтесь быстро ответить на вопросы.
Где пальцев больше — на левой руке или правой ноге человека?
Сколько желаний старика выполнила золотая рыбка? Как называется известная всем сказка? Кто её автор?
Сколько человек тянули репку?
В названиях каких дней недели есть мягкий знак? Сколько таких дней всего? Какие эти дни по счёту?
Сегодня — пятница, а какой день послезавтра?
Если 5 марта среда, то в какой день недели вы будете поздравлять мам и бабушек с Международным женским днём?
Творческое задание Пофантазировать и нарисовать особые «Школьные» деньги. Придумать, на что в школе можно их потратить.