Файл: Принципы организации и деятельности прокуратуры российской федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принципы организации и деятельности прокуратуры характеризуют наиболее существенные черты и признаки деятельности органов прокуратуры, основы ее организации и функционирования. Совокупность принципов организации и деятельности прокуратуры определяет функции прокуратуры, правовые средства, необходимые для их реализации, организационную структуру системы органов прокуратуры, характер взаимоотношений между ее отдельными элементами. Принципы объединяют всю систему органов прокуратуры, придают ей значение единой федеральной централизованной системы органов государственной правоохраны.
ПРИНЦИПЫ – основополагающие правовые идеи, определяющие сущность и предназначение федеральной централизованной системы органов прокуратуры.
Принципы организации и деятельности прокуратуры образуют завершенную систему, причем каждый принцип в этой системе выполняет самостоятельную роль. Одновременно они взаимосвязаны и дополняют друг друга, поэтому полноценная реализация каждого из них отдельно практически невозможна. Они действуют только как единое целое.
СУЩНОСТЬ
принципов организации и деятельности прокуратуры заключается
В определении системного построения органов и учреждений прокуратуры, а также отношений прокуратуры с другими органами
В обязательности их для каждого прокурорского работника независимо от занимаемой должности
В определении наиболее существенных черт и требований
Принципы организации и деятельности прокуратуры подразделяются на две основные группы:
- общие принципы организации и деятельности прокуратуры;
- внутриорганизационные принципы деятельности органов прокуратуры.
Общие принципы
закреплены в Законе о прокуратуре
НЕЗАВИСИМОСТЬ
ГЛАСНОСТЬ
ЕДИНСТВО
ЗАКОННОСТЬ
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ПРОКУРАТУРЫ
Внутриорганизационные принципы:
Зональный
принцип
Предметно-зональный принцип
Предметный принцип
ПРИНЦИП ЕДИНСТВА
Прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система территориальных, специализированных прокуратур, которые подчиняются единому центру – Генеральной прокуратуре РФ, и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Все виды прокуратур в России образуют единый государственный орган, призванный осуществлять от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории.
Цель деятельности всех органов и учреждений прокуратуры – обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства.
Принцип единства означает общность целей и задач осуществления прокурорского надзора в стране. Он выражается в единстве форм и методов организации и деятельности прокуратуры, правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также принятия мер по предупреждению и пресечению правонарушений. Любой прокурор – от районного до Генерального прокурора РФ – обязан реагировать на незаконный правовой акт, принятый органом, на который распространяется его компетенция.
Для устранения нарушений закона все прокуроры используют одни и те же правовые средства: вынесение представления, вынесение постановления, протеста и вынесение предупреждения о недопустимости нарушения закона. Акты прокурорского реагирования имеют обязательную юридическую силу и подлежат исполнению соответствующими органами и должностными лицами.
Итак, единство полномочий прокуроров всех уровней создает необходимые условия для согласованного функционирования системы органов прокуратуры в целом.
ПРИНЦИП ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ
Характеризует организацию системы прокуратуры
Централизация прокуратуры означает, что нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральному прокурору РФ, который возглавляет всю систему органов прокуратуры.
Централизация органов прокуратуры вызвана необходимостью обеспечения единой законности на всей территории Российской Федерации, что невозможно осуществить без руководства прокурорами из единого центра. Обеспечение единой законности на территории России предполагает такую организацию прокурорских органов, при которой обеспечивались бы единые требования к осуществлению прокурорского надзора во всех субъектах РФ, городах и районах. При этом каждый вышестоящий прокурор несет полную ответственность за правильную организацию работы всех подчиненных ему прокуроров.
Принцип централизации обеспечивает единство прокурорской практики, направляемой и координируемой Генеральной прокуратурой РФ. В принципе централизации происходит сочетание единого руководства с инициативой, творческой активностью прокуроров на местах.Принцип централизации реализуется и в том, что назначение прокуроров и их подчиненность идет только по вертикали: нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим, а все прокуроры — Генеральному прокурору РФ.Прокурор любого звена прокурорской системы при осуществлении надзора может быть заменен вышестоящим прокурором, за исключением специально оговоренных в законодательстве случаев (например, на заседаниях Пленума Верховного Суда РФ участвует Генеральный прокурор РФ, председателем коллегии прокуратуры субъекта Федерации является прокурор субъекта Федерации). Вышестоящий прокурор может не только взять на себя выполнение полномочий нижестоящего прокурора, но и поручить ему выполнение некоторых своих полномочий, кроме случаев, определенных законом (например, прокурор субъекта РФ не может поручить прокурору района принести представление в порядке надзора по уголовному или гражданскому делу на вступившие в силу приговор или решение суда, так как прокурору района закон такого права не предоставляет). Вместе с тем каждый прокурор сохраняет самостоятельность в принятии решений и несет за принятое решение персональную ответственность. Вышестоящий прокурор обязан осуществлять руководство и контроль за работой подчиненных ему прокуроров и несет ответственность за правильную организацию работы по осуществлению надзора подчиненными прокурорами.
ПРИНЦИП ЗАКОННОСТИ
закреплен в Конституции РФ (ст.15)
Законность – один из основополагающих принципов государственного руководства обществом в целом, важное средство укрепления и развития государственности, упрочения и развития экономической базы государства, необходимое условие функционирования демократической системы государства.
Законность, как принцип прокурорского надзора, означает, что все органы прокуратуры осуществляют свои надзорные функции в рамках закона, соблюдая законные права и интересы юридических и физических лиц. Осуществляя надзор за исполнением законов, прокуроры могут действовать только в пределах определенных законом полномочий.
Принцип законности имеет особое значение для прокурорского надзора – на него возложена обязанность следить за исполнением законов всеми юридическими и физическими лицами. Потому и сама прокуратура, выполняя эту функцию, обязана неукоснительно, предельно точно соблюдать законы. Осуществляя надзор, прокуратура действует на основе законов, определяющих организацию и порядок ее деятельности: Конституции РФ, Закона о прокуратуре и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Прокуроры действуют в интересах охраны закона и должны неуклонно соблюдать законность в собственной деятельности. Малейшее отступление от этого требования в процессе осуществления надзора за исполнением законов в деятельности других органов и должностных лиц не только подрывает авторитет прокуратуры как надзорного органа, но и наносит ущерб состоянию законности в стране. Осуществляя от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов, прокуроры обязаны служить примером уважительного отношения к закону и неукоснительного его исполнения в своей деятельности.
Реализация принципа законности при осуществлении прокурорского надзора приобретает особое значение в случаях, когда прокуроры принимают меры к наказанию лиц, допустивших правонарушение. Каждое действие прокурора, каждый его акт реагирования должны быть основаны на законе, совершаться в формах, определенных законом, и ни в коем случае не нарушать права граждан и юридических лиц.
ПРИНЦИП НЕЗАВИСИМОСТИ
Согласно ст. 4 Закона о прокуратуре органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами. Принцип независимости органов прокуратуры состоит в том, что все свои функциональные решения и действия прокуроры осуществляют только на основе закона, своего внутреннего убеждения, материалов проверок и расследований, проведенных в соответствии с требованиями полноты, всесторонности и объективности.
Сущность данного принципа выражается в том, что каждый прокурор в своей деятельности независим и руководствуется только законами и издаваемыми в соответствии с ними приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. Установленное в законе требование о недопустимости воздействия на прокурора является важной гарантией их независимости в осуществлении служебной деятельности. Воспрепятствование в какой-либо форме деятельности прокурора влечет административную, дисциплинарную или уголовную ответственность.
Гарантией независимости прокуроров выступает установленное законом запрещение совмещать основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью. Это касается недопустимости занятия должностей в органах власти и местного самоуправления, возможности быть членами выборных органов и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Исключение составляет лишь возможность заниматься преподавательской, научной и творческой деятельностью, При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.