Файл: Сохранение и укрепление здоровья человека, предупреждение болезней и лечение больного.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
столбняк, паралич, проказа, гонорея, геморрой, водянка, желчнокаменная болезнь и диабет считались трудно излечимыми или даже неизлечимыми.

Целью лечения было восстановление нарушенного равновесия между основными первоэлементами, дисгармония которых приводит к болезни. Для достижения гармонии между первоэлементами и регулирования жизненной силы Сушрута рекомендовал лечение диетой, лекарственными веществами, служащими для удаления испорченных соков, такими как рвотные, слабительные, потогонные средства, а также мероприятиями хирургического характера,

Методом лечения, который применялся в Индии, был также и массаж.

Особое место занимала в Аюрведе Сушруты хирургия

Хирургический арсенал индусов был весьма богат. Так, Сушрута описал свыше 127 инструментов.

Блестящим достижением индийской медицины были пластические операции по возмещению дефектов ушей, губ и носа, которые проводились посредством лоскута, выкраиваемого из края щеки или лба.

Высокого развития в индийской медицине достигла также офтальмология.

Гигиене в Индии было посвящено много сочинений. В них изучалось влияние климата, времен года, пищи и т.д. Свежие продукты считались наиболее способствующими здоровью. Рекомендовались купанье и растирание тела мазями. Зубы чистили щеткой из мягких древесных ветвей; зубной порошок приготовляли из меда, длинного перца, сухого имбиря и т.д. Из пищевых веществ наиболее полезными считались свежее мясо, мед, топленое коровье масло и молоко различных животных. Спиртные напитки были запрещены Ведами, но позже распространились повсюду.

Из медико-философских систем Древней Индии, имеющих значение для терапии, и в частности для психотерапии, следует остановиться на учении йоги, которая этиологически связывается с английским словом yoke - ярмо. Смысл этого термина толкуется также как дисциплина духа. Учение йоги включает систему упражнений по аутотренингу. Основной древний текст этого учения - “Йогасутра” Патанджали
. Курс воспитания йоги делится на 8 этапов:

  1. самоконтроль (яма) - межличностные взаимоотношения, т.е. следование 5 моральным принципам: ненасилие, правдивость, воздержание от воровства, целомудрие и отказ от алчности;

  2. самообуздание (нияма) - внутриличностная самодисциплина, т.е. постоянное и полное соблюдение 5 правил морали: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед, преданности Богу;

  3. телоположение (асана) - позы, т.е. восседание в определенных позах, требующих постоянной тренировки и необходимых также для медитации. Наиболее известной является падмасана, поза лотоса, при которой каждая нога помещается на противоположном бедре (поза богов и мудрецов);

  4. контроль дыхания (пранаяма), при котором дыхание задерживается и контролируется, а вдох и выдох осуществляются в необычных ритмах, полезных в физическом и духовном отношении;

  5. самоотвлечение (пратьяхара) - отход от чувственного восприятия, при котором органы чувств приучаются не воспринимать внешних раздражений;

  6. сосредоточение разума (дхарана) - концентрация мысли путем фиксации его на едином объекте - кончике носа, пупке или священном символе;

  7. медитация (дхьяна), когда объект сосредоточения полностью овладевает умом;

  8. глубокая медитация (самадха), когда личность временно полностью растворяется, т.е. состояние нирваны.


КИТАЙ
Медицина Древнего Китая восходит к IV тысячелетию до н.э. Ее успехи были тесно связаны с крупнейшими достижениями китайцев в области философии, математики, астрономии и естествознания. Важнейшими открытиями в области науки в Древнем Китае было изобретение иероглифов, бумаги и компаса.

Императорские врачи и лекари имели один из самых важных государственных статусов и стояли на вершине власти почти наравне с императором. В Китае врачи, прежде чем начинать самостоятельную лечебную практику, проходили обучение сроком до 15 лет,

Данные древнекитайской медицины были записаны во “Внутреннем каноне”

и в “Лекарствоведении” Ли Ши Чжена,
Вскрытие трупов в Древнем Китае находилось под запретом.

Медицинские воззрения китайцев являются отражением их философских и космологических представлений, по которым основой бытия признавались 2 изначальные сущности: Le - первоначальная нематериальная сила, Ke - подчиненное материальное начало. Последняя являлась источником материального мира, состоящего в свою очередь из 5 первоэлементов: земли, воды, огня, дерева и металла, образующих все богатство органического и минерального царства. Материальная сущность Ke (Ци или Цин), по представлениям древних китайцев, обладала двойственной природой: “Ян”-положительное, небесное, активное, мужское начало или жизненная теплота (пневма); “Ин”- отрицательное, земное, пассивное, женское начало или влажность (кровь). Китайцы полагали, что “Ин” преобладает в 5 главных плотных органах: сердце, печени, почках, легких и селезенке, а “Ян” - в 5 полых органах: толстом и тонком кишечнике, желчном пузыре, желудке и мочеточниках. Эти 10 главных жизненных органов соединяются между собой 10-12 главными каналами или меридианами, по которым перемещаются пневма и кровь, разнося во все части тела жизненную теплоту, энергию и влажность.

На протяжении многих тысячелетий китайские врачи изучали энергетическую субстанцию человека Цин. Термины “биоэлектричество” и “биомагнетизм”, только недавно вошедшие в обиход современной медицины, в Китае были известны с незапамятных времен. Современная наука только начинает изучать невидимые потоки энергии в человеческом организме, между тем как древнекитайские медики давно были знакомы с ее свойствами.

Главный принцип, положенный в основу восточной медицины - это свободная циркуляция жизненной энергии по энергетическим каналам организма, что обеспечивает нормальную жизнедеятельность и функционирование организма - все то, что составляет суть здоровья.

Согласно этой теории болезни возникают в результате закупорок в меридианах, соединяющих 10 главных органов, вследствие чего свободное продвижение пневмы и крови в организме нарушается. Болезни в китайской медицине подразделялись на две большие группы
: внутренние и наружные.

Особо важное значение придавалось в китайской медицине исследованию языка. Белый язык указывал на болезни легких, ибо последним присущ белый цвет, синий - на болезнь печени, черный - на болезнь почек.

Диагностика и прогностика китайских врачей основывалась на исследовании пульса, которое достигло высокого профессионализма.

В качестве причин болезней выступали воздух, жара, холод, влажность, сухость, пища, питье, страсти, огорчения, наслаждения, страх, ненависть, чувственные желания, а также влияния злых духов.

Китайские врачи одними из первых выдвинули следующее положение: “Лучше предупредить болезнь, чем лечить ее”. Огромное значение придавалось режиму сна.

В области лечения в китайской медицине огромную роль играла лекарственная терапия (растительные, животные и минеральные средства). Наибольшей популярностью пользовались тонизирующие средства растительного происхождения: женьшень, чай, лимонник, кассия, а из животных препаратов - панты оленя, мясо змеи, гнездо ласточки, кровь, печень и даже усы тигра.

Необычайным почетом было окружено в Китае растение жень-шень, считавшееся символом жизни и бессмертия.

В Древнем Китае использовались также следующие тради- цоинные методы лечения: акупунктура (иглоукалывание), акупрессура и метод прижигания - мокса.
Все это подтверждает рациональный характер традиционной китайской медицины. Опыт китайской медицины в области лекарствоведения и иглоукалывания привлек внимание современных ученых. Во всем мире созданы институты для изучения методов традиционной китайской медицины.