Файл: Лекция 12. Гносеология учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека всё, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл.С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.
Ценность – это интерпретационный конструкт, считает известный немецкий философ.
Ценность — это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения.Отметим еще раз, характер самой интерпретации определяется той мировоззренческой позицией или философией, которую использует субъект.
Поясним изложенное выше примерами.
Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым. Допустим, некто увлекается собиранием почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равнодушен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет (оба, каждый по-своему, правы).
Слушая юмориста, один от хохота сползает со стула, другой возмущается, третий спокойно засыпает (именно для последнего выступление юмориста лишено ценности).
Американцы, как рассказывает М. Жванецкий,остались равнодушны к его юмореске о трех- и пятирублевых раках. Ценности у этих американцев другие, чем у большинства россиян.
Как измеряют ценности?
Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жюри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотрах, как не измерением ценностей? Количественный характеристикой ценности является оценка.Ваши педагоги, глубокоуважаемый читатель, ставят оценки, они, следовательно, тоже имеют дело с ценностями. Каждый студент мысленно сам выставляет себе оценки, он тоже умеет измерять ценности. «Отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» — это оценки, которые даны в словах или в цифрах: «5», «4», «3», «2». Что делает преподаватель, выставляя эти оценки-цифры в зачетку? Он завершает интерпретацию знаний студента своим окончательным решением. Самое главное в деле оценки ценностей – это сам процесс
интерпретации. В переводе с латинского интерпретация означает посредничество;устанавливается соответствие между человеком и тем, на что направлено его понимание, будь то конкретный объект или идеал.
Как происходит интерпретация, выработка ценности и ее оценка? Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он чудесным образом попал в результате своего рождения.
Сознание позволяет человеку вырабатывать новые ценности.
При выработке ценностей человек, во-первых, включает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ними существует такая-то связь, если сделать так, будет следующее), свою чувственность (это вызывает у меня чувство удовлетворения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о, вот это). Интерпретация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.
Практическая работа 12
Тема: Сравнительный анализ философской, научной и религиозной истин.
Цель работы: проанализировать теорию познания: развитие гносеологии, охарактеризовать соотношение абсолютной и относительной истины.
Ход работы
Задание 1. Охарактеризовать основные черты раздела в философии «Гносеология» ___________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 2. Раскрыть содержание основных подходов к проблеме познания (см. схему «Философские направления в гносеологии)
2.1 Гностицизм ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2 Агностицизм ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.3 Материализм ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.4 Идеализм ______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Заполнить таблицу «Формы агностицизма».
Агностицизм
Скептицизм
___________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________
Юмизм
___________________________________________________________________________________________________________________
Кантианство
________________________________________________________________________________________
____________________________________________
Задание 4. Заполнить таблицу «Формы познания».
Задание 5. Основной вопрос гносеологии – вопрос об истине. Раскрыть свойства истины, показать соотношение абсолютной и относительной истин.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.1 Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. Прокомментируйте свою специфику в ценностном отношении к миру, что для Вас истинн___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Вывод: ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Ценность – это интерпретационный конструкт, считает известный немецкий философ.
Ценность — это интерпретация, в которой субъект выражает свои предпочтения.Отметим еще раз, характер самой интерпретации определяется той мировоззренческой позицией или философией, которую использует субъект.
Поясним изложенное выше примерами.
Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между истиной и заблуждением, прекрасным и безобразным, добрым и злым. Допустим, некто увлекается собиранием почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равнодушен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет (оба, каждый по-своему, правы).
Слушая юмориста, один от хохота сползает со стула, другой возмущается, третий спокойно засыпает (именно для последнего выступление юмориста лишено ценности).
Американцы, как рассказывает М. Жванецкий,остались равнодушны к его юмореске о трех- и пятирублевых раках. Ценности у этих американцев другие, чем у большинства россиян.
Как измеряют ценности?
Несмотря на то, что не существует прибора, который измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жюри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотрах, как не измерением ценностей? Количественный характеристикой ценности является оценка.Ваши педагоги, глубокоуважаемый читатель, ставят оценки, они, следовательно, тоже имеют дело с ценностями. Каждый студент мысленно сам выставляет себе оценки, он тоже умеет измерять ценности. «Отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» — это оценки, которые даны в словах или в цифрах: «5», «4», «3», «2». Что делает преподаватель, выставляя эти оценки-цифры в зачетку? Он завершает интерпретацию знаний студента своим окончательным решением. Самое главное в деле оценки ценностей – это сам процесс
интерпретации. В переводе с латинского интерпретация означает посредничество;устанавливается соответствие между человеком и тем, на что направлено его понимание, будь то конкретный объект или идеал.
Как происходит интерпретация, выработка ценности и ее оценка? Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он чудесным образом попал в результате своего рождения.
Сознание позволяет человеку вырабатывать новые ценности.
При выработке ценностей человек, во-первых, включает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ними существует такая-то связь, если сделать так, будет следующее), свою чувственность (это вызывает у меня чувство удовлетворения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о, вот это). Интерпретация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.
Практическая работа 12
Тема: Сравнительный анализ философской, научной и религиозной истин.
Цель работы: проанализировать теорию познания: развитие гносеологии, охарактеризовать соотношение абсолютной и относительной истины.
Ход работы
-
Повторить теоретический материал по теме практической работы. -
Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала. -
Подготовить аргументы и факты к дискуссии по теме. -
Выполнить задания.
Задание 1. Охарактеризовать основные черты раздела в философии «Гносеология» ___________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Задание 2. Раскрыть содержание основных подходов к проблеме познания (см. схему «Философские направления в гносеологии)
2.1 Гностицизм ____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.2 Агностицизм ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.3 Материализм ___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.4 Идеализм ______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Заполнить таблицу «Формы агностицизма».
Агностицизм
Скептицизм
___________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________
Юмизм
___________________________________________________________________________________________________________________
Кантианство
________________________________________________________________________________________
____________________________________________
Задание 4. Заполнить таблицу «Формы познания».
Формы чувственного познания | |
| |
| |
| |
Формы рационального познания | |
| |
| |
Формы иррационального познания | |
| |
| |
| |
|
Задание 5. Основной вопрос гносеологии – вопрос об истине. Раскрыть свойства истины, показать соотношение абсолютной и относительной истин.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.1 Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. Прокомментируйте свою специфику в ценностном отношении к миру, что для Вас истинн___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
Вывод: ___________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________