Файл: Лекция 12. Гносеология учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
факты своей жизни по их значимости, реализует цен­ностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека всё, что имеет для него опре­деленную значимость, личностный или общественный смысл.С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совер­шенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Ценность – это интерпретационный конструкт, считает известный немецкий философ.

Цен­ность — это интерпретация, в которой субъект вы­ражает свои предпочтения.Отметим еще раз, харак­тер самой интерпретации определяется той мировоззренческой позицией или философией, которую использует субъект.
Поясним изложенное выше примерами.

Ценности нет только там, где человек относится к чему-либо безразлично, не интересуется различиями между исти­ной и заблуждением, прекрасным и безобразным, до­брым и злым. Допустим, некто увлекается собирани­ем почтовых марок, к каковому его друг абсолютно равнодушен; один видит в почтовых марках ценность, другой нет (оба, каждый по-своему, правы).

Слушая юмо­риста, один от хохота сползает со стула, другой возму­щается, третий спокойно засыпает (именно для по­следнего выступление юмориста лишено ценности).

Американцы, как рассказывает М. Жванецкий,оста­лись равнодушны к его юмореске о трех- и пятирубле­вых раках. Ценности у этих американцев другие, чем у большинства россиян.

Как измеряют ценности?

Несмотря на то, что не существует прибора, кото­рый измерял бы ценности, их измеряют и вполне успешно. Чем занимаются жюри на кинофестивалях, конкурсах красоты, различных просмотрах, как не измерением ценностей? Количественный характерис­тикой ценности является оценка.Ваши педагоги, глу­бокоуважаемый читатель, ставят оценки, они, следо­вательно, тоже имеют дело с ценностями. Каждый студент мысленно сам выставляет себе оценки, он то­же умеет измерять ценности. «Отлично», «хорошо», «удов­летворительно», «неудовлетворительно» — это оценки, которые даны в словах или в цифрах: «5», «4», «3», «2». Что делает преподаватель, выставляя эти оценки-цифры в зачетку? Он завершает интерпретацию знаний студента своим окончательным решением. Самое главное в деле оценки ценностей – это сам про­цесс
интерпретации. В переводе с латинского интерпретация означает посредничество;устанавливается соответствие между чело­веком и тем, на что направлено его понимание, будь то конкретный объект или идеал.

Как происходит интерпретация, выработка ценно­сти и ее оценка? Часть ценностей человек приобрета­ет по наследству от тех традиций, в которые он чудес­ным образом попал в результате своего рождения.

Сознание позволяет человеку вырабатывать новые цен­ности.

При выработке ценностей человек, во-первых, включает свое мышление, рассудок (я знаю то-то и то-то, между ними существует такая-то связь, если сде­лать так, будет следующее), свою чувственность (это вы­зывает у меня чувство удовлетворения, а это нет), свой разум (чего я хочу на самом деле? о, вот это). Интер­претация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.

Практическая работа 12

Тема: Сравнительный анализ философской, научной и религиозной истин.

Цель работы: проанализировать теорию познания: развитие гносеологии, охарактеризовать соотношение абсолютной и относительной истины.

Ход работы

  1. Повторить теоретический материал по теме практической работы.

  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

  3. Подготовить аргументы и факты к дискуссии по теме.

  4. Выполнить задания.




Задание 1. Охарактеризовать основные черты раздела в философии «Гносеология» ___________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________


Задание 2. Раскрыть содержание основных подходов к проблеме познания (см. схему «Философские направления в гносеологии)

2.1 Гностицизм ____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2 Агностицизм ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2.3 Материализм ___________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.4 Идеализм ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Заполнить таблицу «Формы агностицизма».



Агностицизм

Скептицизм

___________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________

Юмизм

___________________________________________________________________________________________________________________

Кантианство

________________________________________________________________________________________

____________________________________________



Задание 4. Заполнить таблицу «Формы познания».

Формы чувственного познания









Формы рационального познания







Формы иррационального познания












Задание 5. Основной вопрос гносеологии – вопрос об истине. Раскрыть свойства истины, показать соотношение абсолютной и относительной истин.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.1 Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. Прокомментируйте свою специфику в ценностном отношении к миру, что для Вас истинн___________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Вывод: ___________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________