Файл: 27 методика формирования грамматического строя письменной речи учащихся с тнр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
27 .. методика формирования грамматического строя письменной речи учащихся с тнр.
Система обучения детей с ТНР в условиях специальной школы предусматривает организацию работы по коррекции и развитию речи, а также по изучению элементарного курса грамматики, направленную на совершенствование культуры речи и овладение литературным языком. Учащиеся испытывают значительные трудности в письменной речи и допускают большое количество ошибок, так как слабо усваивают теорию языка и законы их функционирования.
В начальных классах в работах детей можно выделить следующие группы ошибок:
1) речевые ошибки (элементы просторечия, аграмматичные предложения),
2) морфологические ошибки (определение рода имен существительных и выбор падежного окончания, согласование существительных и прилагательных в роде и числе, изменение имен существительных по числам…),
3) синтаксические ошибки (согласование подлежащего и сказуемого в роде, неумение определять границы предложений, пропуск обязательных членов предложения, ошибки при оформлении однородных членов предложения).
Причины данных ошибок:
-
несформированность обобщенных звуко-буквенных образов
(Не формируются представления о соотношении значений отдельных грамматических форм и их звуко-буквенной оболочки. )
-
нарушение линейного развертывания
(Например: 1) В составе предложений: Пошел Иван взял булку и пошел. Вода повсюду холодная течет. Серого неба мягкий снег.2) при образовании сложных слов и словоизменении: трудолюбимый,плесень -плескью)
-
гипергенерализация языковых форм
(Неправильное употребление грамматических форм и способов сочетаемости: -учк- - белучка; про- - прокрыта (прикрыта), -ов – солдатов, ужов, березков. Ихняя спора всегда кончалась ссорой. Спор всегда кончался ссором.)
Методика обучения письменной речи в специальной школе требует специальной работы по отбору языкового материала, последовательности и способам его изучения. Например, при изучении рода имен существительных используется следующий прием: кофтА, партА – онА, стол, карандаш – он.
А также следует опираться на такие принципы:
1. Принцип сознательности обучения
Процесс формирования письменного высказывания предполагает сознательную работу:
-
по предварительному планированию высказывания (продумать тему, определить границы предложений) -
отбору языковых средств (отбор лексических и грамматических средств языка) -
по переводу устной речи в письменную (расположить слова в предложении грамматически верно, проверить написанное).
Все эти действия будут успешны только в том случае, если ученик усвоил законы построения письменного высказывания, владеет приема построения высказывания и может сознательно оценить записанное.
Принцип сознательности обучения предполагает организацию работы по формированию грамматического строя речи от осознанного навыка к автоматизированному умению.
-
Принцип поэтапного формирования грамматического навыка.
Любой грамматический навык основывается на элементарном языковом анализе и на основе грамматических обобщений.
Формирование навыка построения и оформления письменных предложений проходит ряд этапов:
* Этап языкового анализа, на котором последовательно проводится работа над:
- вычленением из предложения лексических единиц и определением их морфологической соотнесенности;
- установлением связи между лексемами в соответствии с реалиями действительности;
- нахождением грамматической связи между словами в предложении.
* Этап моделирования, в процессе которого дети обучаются:
- находить общие закономерности построения предложении;
- устанавливать способы графического обозначения этих закономерностей;
- соотносить предложения с моделями;
- составлять модели предложений.
* Этап конструирования, на котором дети усваивают:
- составление предложений по заданным моделям;
- составление предложения с последующим моделированием (как способ самопроверки);
- самостоятельное составление модели предложения в соответствии с замыслом и последующее составление предложений по этой модели.
3. Принцип расчленения грамматических действий на последовательные операции.
В соответствии с данным принципом создаются алгоритмы грамматических действий.
Например, алгоритм согласования определения с подлежащим:
*найти в предложении слова-предметы,
*найти в предложении слова-признаки
*на смысловом уровне установить, какие слова-предметы имеют качественную характеристику в предложении,
*с опорой на формальные признаки (окончания) установить родовые принадлежности слов-предметов,
*подобрать соответствующие окончания для слов-признаков,
*проверить правильность выбора окончания с помощью синтаксического вопроса.
4. Принцип практической направленности.
Он подразумевает такую организацию упражнений, которая ставит своей целью формирование умения адекватно отражать факты реальной действительности в рамках литературного языка.
Отбор грамматических понятий при освоении письменной речи осуществляется таким образом, чтобы предупредить появление устойчивых ошибок в дальнейшем. Это обусловливает первоочередное овладение такими сложными для учащихся с речевой патологией грамматическими конструкциями и понятиями, как:
*понятие о предложении как единице письменного высказывания,
* наличие грамматической основы как критерия существования предложения,
*согласование существительных (особенно среднего рода) с прилагательными и глаголами,
*способы оформления пространственных отношений с помощью предложно-падежных конструкций.
Пропедевтическая направленность отбора грамматического материала при обучении навыку оформления письменного высказывания позволяет в ходе обучения предупреждать появление аграмматизма, а не бороться с каждым видом ошибок по мере их появления в письменных работах детей.
Большое внимание должно уделяться занимательности предъявляемого материала. Учитель не только должен использовать игровые моменты в ходе уроков, но и отбирать сам речевой материал таким образом, чтобы он вызывал у учеников живой интерес. При этом учитывается круг их интересов, своеобразие повседневной жизни в школе и интернате, половозрастные особенности, межличностные взаимоотношения, изучаемый на других уроках материал.
При планировании грамматических упражнений и отборе языкового материала следует соблюдать ряд требований:
-
Предлагаемый языковой материала должен соответствовать коммуникативным потребностям учащихся данного возраста, т.е. он д.б. коммуникативно мотивированным -
При знакомстве с новыми грамматическими единицами подбирается хорошо известный учащимся лексический материал -
Особая последовательность упражнений при усвоении нового грамматического материала: упражнения на восприятие- на самостоятельное употребление; языковые упр.- коммуникативные упр. -
Недопустимо использование новой грамматической терминологии на первом уроке знакомства. Использование отдельных лингвистических терминов (например, род, падеж, имя существительное, глагол, окончание…) при условии, что ученики не только хорошо усвоили их значение, но и уверенно используют их в самостоятельной речи.ро