Файл: Основные понятия внеклассного чтения Термин внеклассное чтение''.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
44. Методика внеклассного чтения в специальной (коррекционной) школе
Основные понятия внеклассного чтения
Термин "внеклассное чтение'' появился в русской педагогической печати во 2-й половине 19 века. Закрепился в методике русского языка в 1886 году в лекциях В.П. Шереметьевского "Вопросы о семейном чтении вслух матерью и самостоятельном чтении'', где были впервые освещены основные позиции внеклассного чтения. Позже проблемами внеклассного чтения занимались К.Б. Бархин, П.О. Афанасьев, К.Н. Куприянова.
К началу 70-х годов 20 века методическая наука в области внеклассного чтения носила декларативный характер: информировала учителя о том, чему он должен научить ребенка, но не отвечала на важный вопрос, как этому следует учить. На этот вопрос ответила специальная исследовательская работа, проведенная коллективом ученых под руководством Н.Н. Светловской. Было доказано, что общение ребенка с книгой имеет свои закономерности и работе с книгой нужно целенаправленно учить.
Цель внеклассного чтения ученый обозначила следующим образом: привить детям любовь к самостоятельному чтению и интерес к книгам. Н.Н. Светловская считает, что "необходимо научить ребенка видеть в книге собеседника, приучить мысли к тому, что собеседника для себя можно и нужно выбирать. Нужно научить детей слышать своего собеседника; запоминать то, что и о чем он говорит; осознавать, почему он так говорит; постараться почувствовать, каких переживаний он ждёт, оценивать не только его, но и себя''. Такими качествами читатель сможет обладать только в том случае, если у него сформирован тип правильной читательской деятельности, которая включает в себя три компонента: осознание читателем мотива или цели обращения к книгам; знание мира книг; умение на предельно возможном уровне воспринять содержание читаемой книги. В результате целенаправленного обучения формируется квалифицированный читатель.
Квалифицированный читатель - это ребенок или взрослый, "который, читая книги, "смотрится, как в зеркало, в другого человека'' и таким образом осознает действительную ценность других людей и себя самого''. Кроме того, квалифицированный читатель - это "ребенок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью''. Под читательской самостоятельностью исследователь понимает "личностное свойство, характеризующееся наличием у читателя комплекса значимых для него мотивов, побуждающих его обращаться к строго определенным книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовать свои побуждения сообразно общественной и личной необходимости''.
Таким образом, к настоящему времени в методике преподавания русского языка сложилось следующее определение методики внеклассного чтения.
Методика внеклассного чтения (система формирования читательской самостоятельности) - это раздел методики обучения русскому языку, цель которого заключается в том, чтобы показать учителю, как, отрабатывая с учащимися технику чтения и умения работать с текстом произведения, постепенно приучать и обучать каждого ребенка выбирать себе книги для чтения по силам и интересам.
Характеристика современной системы формирования читательской самостоятельности школьников.
Современная система формирования читательской самостоятельности учащихся предполагает 3 этапа обучения:
-
Подготовительный, который протекает параллельно с периодом обучения грамоте. -
Начальный. -
Основной.
На подготовительном этапе главная цель обучения - пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам. Для достижения этой цели 1 раз в неделю в течение 20-25 минут проводится занятие с детской книгой (в составе урока обучения грамоте).
На начальном этапе главной становится цель - научить читать книгу. Урок внеклассного чтения проводится 1 раз в неделю.
Цель основного этапа - формирование читательских интересов. В качестве учебного материала на основном этапе привлекается русская классическая, современная и зарубежная детская книга, детская периодическая печать.
В уроке основного этапа выделяется 3 обучающих центра:
-
самостоятельное составление выставки прочитанных книг, их рассматривание и выделение книг, вызвавших наибольший интерес; -
обсуждение выделенных книг, обмен впечатлениями по поводу прочитанного; -
расширение читательского кругозора детей, которое осуществляет учитель ("Уголок чтения'').
На основном этапе могут использоваться кроссворды с литературными вопросами, литературные игры, викторины, конкурсы.
Типология уроков внеклассного чтения
В современной методике внеклассного чтения принято выделять три основных типа урока:
-
Урок подготовительного этапа. -
Урока начального этапа. -
Урок основного этапа.
В конце начального этапа и на основном рекомендуется провести несколько уроков переходного типа:
-
Урок знакомства с периодической печатью. -
Урок-отчет. -
Урок-утренник.
Особенности организации уроков внеклассного чтения в специальной (коррекционной) школе
Руководство учителя внеклассным чтением детей в специальной (коррекционной) школе направлено на развитие у них интереса к книге, к самостоятельному чтению.
Виды работ по внеклассному чтению с детьми с нарушениями интеллектуального развития:
Подготовительная работа (в 1-2 классах) предполагает:
а) обязательное чтение школьниками детских книг. Следует не столько увеличивать количество книг, сколько неоднократно к ним возвращаться. Кроме того, читать понравившуюся детям книгу можно и в конце урока;
б) рассматривание учащимися иллюстраций к книге. Этот прием создает иллюзию совместного с педагогом чтения, когда дети, имея на парте такую же книгу, слушают текст и одновременно рассматривают картинки;
в) изготовление и использование в работе с учащимися книжек-малышек с картинками, с подписями под ними отдельных слов, предложений, коротких текстов. Каждому ученику подбирают книжку с тем речевым материалом, который доступен ему для самостоятельного чтения. Во 2 классе ученики могут читать книжки-раскладушки.
2. Наглядная агитация: изготовление книжных стендов, витрин, специальных выпусков газет, организация уголка внеклассного чтения.
3. Организация первого знакомства с детской книгой, беседы учителя и библиотекаря со школьниками, выступления учащихся с чтением сказок, стихотворений.
4. Создание праздничной обстановки при записи в библиотеку; наглядный показ, как надо выбирать книгу, тренировка каждого ученика в выборе книг.
5. Чтение учителем отрывков из книги с захватывающим сюжетом, предложение дочитать книгу самостоятельно.
6. Составление списка книг для класса с учетом техники чтения.
7. Проведение конкурсов, викторин в масштабах класса и школы; организация вечеров сказок и других праздников, связанных с книгой.
В настоящее время во многих школах внеклассное чтение включается в распорядок дня.
Одно из методических требований по внеклассному чтению - постоянный контроль учителя за чтением каждого ученика.
Помощь детям в осознании читаемого. Учитель составляет специальные вопросы, на которые учащиеся должны дать ответы в процессе чтения; проводит беседу с детьми, когда книга еще не дочитана. Можно организовать просмотры видео- или диафильмов, поставленных на основе литературных произведений; учет прочитанных книг и заключительная работа после чтения.
Виды работ могут быть разными: обобщающая беседа с учениками о прочитанных книгах; оформление наглядного листка.
Заключительным этапом контроля являются уроки внеклассного чтения, которые проводятся в соответствии с программными требованиями, начиная с 5 класса, 1 раз в месяц.
Таким образом, на уроках внеклассного чтения с умственно отсталыми детьми реализуются следующие принципы:
-
подготовленность учащихся к урокам (на это отводится целый месяц); -
предельная самостоятельность школьников на самих уроках (достигается за счет длительной подготовки); -
праздничность уроков.