Файл: Уроки внеклассного чтения проводятся во 23х классах 1 раз в неделю, а в 45х классах 1 раз в две недели.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Восстановление текста по демонстрации действий и при помощи инсценировок. События

происходят на глазах у детей. Материал увязывается с программой по формированию грамматического строя языка и развитию устной речи. Можно использовать, например, сценки из жизни класса. Усложняется работа постепенно. В трудных случаях деформированный текст сопоставляется с правильным текстом.

Вначале предлагается текст, деформированный по частям. Затем весь текст деформируется по частям, а одна часть - по фразам, затем две части по фразам и т. п. (т. е. ведется постепенный переход к деформации всего текста по фразам).

Демонстрацию действий может выполнять сам учитель или ученик. Предварительно проводится словарная работа. На первых уроках можно даже сначала прочитать текст, а затем уже его инсценировать. Можно раздать детям карточки с 3-4 фразами, которые они должнырасположить

последовательно, следя за инсценировкой.

Например, учитель предлагает посмотреть, что будет делать Таня. Таня выполняет действия, остальные ученики по этим действиям с помощью учителя составляют предложения. Учитель открывает доску с записанными в беспорядке предложениями:

Она взяла краски. Таня открыла портфель. Девочка стала рисовать дом.

Дети читают первое предложение и замечают, что оно не соответствует картинке. Задается вопрос: «Что делала сначала Таня?» и т. д. Ученики по действиям устанавливают логическую

последовательность действий и предложений.

Восстановление текста по впечатлениям, событиям из личного опыта. Восстановление текста по впечатлениям готовит учащихся к самостоятельному, связному и последовательному изложению своих мыслей. Дети соотносят свои впечатления с их письменным выражением. Такой работе предшествуют различные подготовительные упражнения:

 перед экскурсией, которая впоследствии станет темой текста, составляется устный и затем письменный план предстоящей деятельности;

 после экскурсии предлагается сделать несколько зарисовок, последовательно отражающих ее ход.

Можно предложить прав ильный и неправильный тексты описания экскурсии, а ученики установят, где экскурсия описана правильно, а где нет. Но такая помощь предлагается только на первых порах.

Словарная работа проводится на материале экскурсии. Восстановление текста по словесному плану. Логическим продолжением предыдущих видов работы является восстановление текста по словесному плану. Важно, чтобы учащиеся поняли необходимость словесного плана.


Вначале план состоит из вопросов, которые предполагают ответ из одного-двух предложений. Позже план дается в форме повествовательных предложений. В данном случае самостоятельность в ответах будет повышаться при выполнении письменной работы. Для обучения планированию используются тексты из книги по чтению, и работа может идти на уроке чтения. При чтении сюжетных рассказов можно предложить детям разделить их на части, поставить к ним вопросы, озаглавить их и т. д. Учащиеся постепенно знакомятся со следующими видами работы: восстановление текста по картинному плану, по инсценировкам. Можно одновременно вводить и словесный план, а затем уже предлагаются задания по восстановлению текста по словесному плану, без картинного. С целью достижения глубокого понимания значения плана можно применить такое задание: на доске написан деформированный по частям текст, но одна часть пропущена. Рядом с планом выставляется вся серия картинок. По картинкам и плану надо восстановить текст.

Учащиеся обнаруживают недостающую часть и дописывают ее. Рассмотрим пример знакомства с

планом в форме повествовательных предложений. На доске вывешивается серия из пяти последовательно расположенных картинок. Предлагается придумать подписи к этим картинкам.

Наиболее полные и удачные предложения учитель записывает в столбик в соответствии с развитием сюжета:

Ворона свила на высоком дереве гнездо.

Птенец выпал из гнезда.

Коля и Надя увидели птенца.

Коля кладет птенца назад'6 гнездо.

Птица-мать рада возвращению птенца.

Открывается деформированный по частям текст.

Учитель предлагает учащимся найти к частям рассказа предложения из подписей к картинкам. Если дети затрудняются, он обращает их внимание на картинку и объясняет, что, написанные предложения называются планом. Ученикам предлагается выполнить письменное упражнение: восстановить деформированный текст по картинкам и словесному плану (последовательность работы излагалась ранее).

После того как учащиеся научатся свободно восстанавливать текст по картинному плану, по инсценировкам, событиям из личной жизни, можно вводить словесный план, а затем предлагать

восстановить текст только по словесному плану.

Упражнения по обучению планированию помогают обучению внимательному отношению к тексту, составлению предложений по картинкам, умению строить вопросительные и повествовательные предложения.