Файл: Роль и ценность права в современном обществе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 311

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  1. Материалистическая теория описывает право, делая акцент на материальную приверженность права, его классовую составляющую. Также дается негативная оценка факта появления права.[21.c.2]

  2. Либертарно-юридическая концепция права. Автором данной теории является В.С. Нерсесянц. Под правом он понимает особый официальный государственный регулятор общественных отношений. Однако размытость критериев права в различных концепциях право понимания, смешение права и морали в естественно-правовой доктрине, недостаточная формализованность права как некой абстрактной модели социального регулятора, отсутствие единой точки зрения у ученых по поводу того, что же такое право и какой смысл вкладывать в это понятие,- все это является теми предпосылками, которые определяют актуальность и важность данной концепции. [13c.18]

  3. Интегративное (естественно-позитивное) понимание права. Интегрирующим основанием различных сторон права выступает человеческое измерение права. В числе многих научных школ выделяются две самые важные: естественного и позитивного права. В первой упор делается на раскрытие содержания права, а во второй — формы права. [21.c.2]

Хочется добавить, что в данной главе я рассмотрел лишь самую малую часть как современных, так и классических концепций право понимания, ведь на данном этапе развития правовой науки, ученые разобрали уже большое множество таких теорий и концепций. В данном пункте, на мой взгляд, я предложил к прочтению одни из самых важных классических и постклассических теорий право понимания.

1.2 Сущность права

В наше время одной из главных проблем юридической науки является точное определение сущности права. Множество авторов дают определение этому понятию. Я составил определение данного понятия на основе проанализированной литературы.

На мой взгляд, сущность права - это одна из главных, внутренних, относительно устойчивых основ права, отражающая его реальную природу и значение для общества.

Современные ученые рассматривают сущность права с двух точек зрения юридической и социальной:

  • Социальная сущность права просматривается в обеспечении, разграничении и согласовании жизненных интересов; определении и официальном выражении государственной воли. Право в данном понимании имеет двоякую и противоречивую сущность: оно выступает в качестве инструмента выражения не только классовых, но и общесоциальных интересов. При этом соотношение классового и общечеловеческого в сущности права претерпевает значительную эволюцию в процессе исторического развития. В обществе с ярко выраженным классовым строем на первый план выступает классовое содержание права. В современном информационном обществе с весьма сложной социальной структурой более четко обнаруживается общесоциальное назначение данного очень важного регулятора общественных отношений. Также право все больше выступает инструментом компромисса и механизмом координации различных социальных интересов.

  • Юридическая сущность права заключается в его назначении – упорядочивать поведение людей, регулировать общественные отношения. [14.c.88-89]


Сущность права внешне выражается в признаках, среди которых следует выделять:

  • Общеобязательность – право воздействует на людей, несмотря на их положение в обществе. Право адресовано не одному конкретному лицу, а группе лиц, связанных какими-либо общими признаками.

  • Нормативность – указывает на формальность права и обуславливает то, что все права и обязанности человека имеют конкретное значение.

  • Формальная определенность – указывает на то, что право не голословно и всегда опирается на какой-либо узаконенный документ.

Из вышеперечисленных признаков можно сформулировать определение, которое точно описывает сущность права.

Сущность право следует определять с точки зрения системы общеобязательных норм и правил, регулирующих самые важные внешние социальные отношения через систему принципов формальной справедливости, выходящих из базовых ценностей конкретного государства и взятых в исторической перспективе; оно распространяется на всех субъектов государства, другими словами на общество людей; также право на равнее с государством обладает принудительной силой.

Для более точного и детального рассмотрения проблемы сущности права, следует обратиться к нескольким известным научным подходам авторов к понимания данного понятия. Существует три таких подхода: психологический, социологический и нормативистский.

  • С точки зрения психологического подхода право представляется как система взглядов, различных суждений индивидов и разнообразных социальных групп о должном, возможном поведении, соответствующего нормам времени. То есть здесь очевидно отождествление определение понятия права с определением понятия правосознания.

  • Если начинать рассмотрение права с точки зрения социологического подхода, можно сделать вывод о том, что право вступает как система реальных общественных отношений. В данном аспекте право отождествляется с правопорядком.

  • При рассмотрении права с точки зрения нормативистского подхода право – это система формально определѐнных правил поведения, а также система норм и система нормативных актов. В данном подходе происходит отождествление понятия права с законодательством. [14.c.2]

Помимо рассмотрения различных подходов к пониманию сущности права, на мой взгляд, следует рассмотреть то, как менялось понятие сущности права в разные периоды развития общества. Рассмотрим данное изменение на примере России. Всего выделяется 4 периода:



  1. Послеоктябрьский период 1917г. Основоположниками сущности права в этот период являлись Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В своих учениях они рассказывали о буржуазном праве. Они писали, что правом буржуазии является возведѐнная в закон воля господствующего буржуазного класса, воля, содержание которой определяется материальными «условиями жизни вашего класса».

  2. Официальным определением сущности права в советскую эпоху стало принятое Всесоюзным совещанием научных работников-юристов и сформулированное академиком А.Я. Вышинским определение права: «Право есть совокупность правил поведения, установленных или санкционированных государством, выражающих волю господствующего класса в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, угодных и выгодных господствующему классу».

  3. С принятием Конституции СССР 1977 г., в которой СССР был провозглашѐн «общенародным государством». В это время профессором С.С. Алексеевым было предложено следующее определение понятия права: «Советское общенародное право – это система общеобязательных, формально определѐнных, гарантированных советским государством норм, выражающих возведѐнную в закон государственную волю советского народа, руководимого Коммунистической партией, и выступающих в качестве регулятора общественных отношений в целях построения коммунизма».

  4. Последним периодом становления сущности права в России стал современный этап или 21 век. Современные ученые дают различные определения сущности права. Если сформулировать в одно определение все черты, которые выделяют авторы, можно скомпоновать одно общее определение: «Право – это осознанная и одобряемая обществом объективная закономерность социального развития, отражѐнная в совокупности норм, санкционированных и защищѐнных государством, обеспечивающих свободный и ответственный выбор и реализацию социального статуса личности в соответствии с их социальными потребностями и возможностями». [16.c.2-3]

Подводя итог данного подпункта, важно заметить то, как важно осознавать целиком и полностью всю сущность права в современном мире, ведь если один человек или все общество целиком не будут до конца понимать всю важность права, мир может перестать прогрессировать и остаться на прежнем этапе развития или же начать ускоренный процесс регресса.

1.3 Ценность права в обществе


В наши дни осознание ценности права приобретает огромное значение, ведь сейчас, когда в мире периодически происходят подрывы в разных сферах жизнедеятельности человека, в том числе социальной, духовной, политической и экономической у людей падает уровень правосознания, а одновременно с этим теряются и ценности права.

На мой взгляд, ценностям права можно дать следующее определение: положительная значимость, другими словами роль, в удовлетворении постоянно растущих потребностей общества, а также отдельно каждой личности, помимо этого, право обладает способностью служить обществу.

Ценность права для общества просматривается во многих аспектах, например:

  • Она выступает как весомая часть прогресса, как общества, так и государства

  • Она показывает то, как общество обновлялось в ногу с историческим ходом его развития.

Более подробно о ценностях права можно узнать, погрузившись в такую науку, как аксиология права.

Словосочетание «аксиология права» может быть понято двояко: и как тематический раздел аксиологии – специальной философской дисциплины, исследующей ценности как особый вид бытия, направленный на аналитику ценностного содержания права, в различных его проявлениях, и как сама аксиологическая составляющая правовой реальности, дающая предметное содержание аксиологическому исследованию. [11.c.2]

Нельзя не сказать про такое понятие, как правовой нигилизм. Проанализировав некоторую литературу, я пришел к выводу, что правовой нигилизм-это полное отрицание людьми каких-либо ценностей права, как одного из путей прогресса государства или общества. [9.c.32-33]

Правовой нигилизм – это ярко выраженная форма протеста против ущемления прав и возможностей выражения интересов и самовыражения человека, обусловленная невозможностью реализовать на практике идеи равенства всех перед законом, а тем самым постулирование абстрактности идеи правовой справедливости. Не исключая национальный фактор, который связан с историческим укладом жизни общества, причины правового нигилизма следует искать и в реалиях современного российского общества. На фоне частичной или полной утраты веры в справедливость и в действие закона в нашей стране в настоящее время все чаще можно наблюдать отсутствие желания следовать закону. [14.c.4]

Интересен еще тот факт, что ценности права воплощают в себе общую волю участников и способствуют тому, чтобы помимо тех отношений, в которых нуждаются сами индивиды, развивалось еще и общество в целом.


В тоже время глобальной общественной ценностью права является то, что оно регулирует поведение людей через воздействие на их интересы, но право не подавляет какой-либо интерес отдельного человека, оно сообразует его с общим.

Также, одним из главных критериев ценности права является его гуманность. Гуманистический характер права говорит не только о том, что оно открывает доступ человека ко всем существующим благам, но и что оно является главным и действенным средством социальной защищенности личности.

Ценность права является гарантом свободы человека в обществе, но в тоже время именно оно ограничивает и регулирует ее.

Ценность права состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Справедливость в области права предполагает перенесение требований справедливости из моральной и социальной области в законодательную сферу, где осуществляется организация и реализация правосудия. Более того, само понятие справедливости является составной частью понятия права. Так, всем известное понятие «юстиция» (justitia) означает «справедливый» и включает в себя понятие «право» (jus), что говорит о том, что право по определению справедливо. [14.c.1-2]

Я считаю, что для более полного понимания темы мне следует рассмотреть основные ценности права, рассмотрим ценности, выходящие за пределы самого права, которые отражают интересы и потребности людей и реализуются при его помощи.

  1. Одной из главных ценностей является инструментальная ценность права.

а) представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения разнообразных задач, может использоваться как инструмент разными субъектами (государство, церковь).

б) является опосредствующим звеном при реализации товаро-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь;

в) устанавливает систему типовых масштабов поведения и действий. Благодаря этому право выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни.

  1. Также существует собственная ценность права. В ней собраны важнейшие социальные ценности общества. Она выражает общечеловеческие ценности – свободу, справедливость и равенство людей. В этом своем качестве право способно:

а) дать простор для свободы личности посредством предоставления людям субъективных прав;

б) добиться активности в поведении и действиях;

в) сопоставить поступки и действия с требованиями морали;