Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 311
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Материалистическая теория описывает право, делая акцент на материальную приверженность права, его классовую составляющую. Также дается негативная оценка факта появления права.[21.c.2] -
Либертарно-юридическая концепция права. Автором данной теории является В.С. Нерсесянц. Под правом он понимает особый официальный государственный регулятор общественных отношений. Однако размытость критериев права в различных концепциях право понимания, смешение права и морали в естественно-правовой доктрине, недостаточная формализованность права как некой абстрактной модели социального регулятора, отсутствие единой точки зрения у ученых по поводу того, что же такое право и какой смысл вкладывать в это понятие,- все это является теми предпосылками, которые определяют актуальность и важность данной концепции. [13c.18] -
Интегративное (естественно-позитивное) понимание права. Интегрирующим основанием различных сторон права выступает человеческое измерение права. В числе многих научных школ выделяются две самые важные: естественного и позитивного права. В первой упор делается на раскрытие содержания права, а во второй — формы права. [21.c.2]
Хочется добавить, что в данной главе я рассмотрел лишь самую малую часть как современных, так и классических концепций право понимания, ведь на данном этапе развития правовой науки, ученые разобрали уже большое множество таких теорий и концепций. В данном пункте, на мой взгляд, я предложил к прочтению одни из самых важных классических и постклассических теорий право понимания.
1.2 Сущность права
В наше время одной из главных проблем юридической науки является точное определение сущности права. Множество авторов дают определение этому понятию. Я составил определение данного понятия на основе проанализированной литературы.
На мой взгляд, сущность права - это одна из главных, внутренних, относительно устойчивых основ права, отражающая его реальную природу и значение для общества.
Современные ученые рассматривают сущность права с двух точек зрения юридической и социальной:
-
Социальная сущность права просматривается в обеспечении, разграничении и согласовании жизненных интересов; определении и официальном выражении государственной воли. Право в данном понимании имеет двоякую и противоречивую сущность: оно выступает в качестве инструмента выражения не только классовых, но и общесоциальных интересов. При этом соотношение классового и общечеловеческого в сущности права претерпевает значительную эволюцию в процессе исторического развития. В обществе с ярко выраженным классовым строем на первый план выступает классовое содержание права. В современном информационном обществе с весьма сложной социальной структурой более четко обнаруживается общесоциальное назначение данного очень важного регулятора общественных отношений. Также право все больше выступает инструментом компромисса и механизмом координации различных социальных интересов. -
Юридическая сущность права заключается в его назначении – упорядочивать поведение людей, регулировать общественные отношения. [14.c.88-89]
Сущность права внешне выражается в признаках, среди которых следует выделять:
-
Общеобязательность – право воздействует на людей, несмотря на их положение в обществе. Право адресовано не одному конкретному лицу, а группе лиц, связанных какими-либо общими признаками. -
Нормативность – указывает на формальность права и обуславливает то, что все права и обязанности человека имеют конкретное значение. -
Формальная определенность – указывает на то, что право не голословно и всегда опирается на какой-либо узаконенный документ.
Из вышеперечисленных признаков можно сформулировать определение, которое точно описывает сущность права.
Сущность право следует определять с точки зрения системы общеобязательных норм и правил, регулирующих самые важные внешние социальные отношения через систему принципов формальной справедливости, выходящих из базовых ценностей конкретного государства и взятых в исторической перспективе; оно распространяется на всех субъектов государства, другими словами на общество людей; также право на равнее с государством обладает принудительной силой.
Для более точного и детального рассмотрения проблемы сущности права, следует обратиться к нескольким известным научным подходам авторов к понимания данного понятия. Существует три таких подхода: психологический, социологический и нормативистский.
-
С точки зрения психологического подхода право представляется как система взглядов, различных суждений индивидов и разнообразных социальных групп о должном, возможном поведении, соответствующего нормам времени. То есть здесь очевидно отождествление определение понятия права с определением понятия правосознания. -
Если начинать рассмотрение права с точки зрения социологического подхода, можно сделать вывод о том, что право вступает как система реальных общественных отношений. В данном аспекте право отождествляется с правопорядком. -
При рассмотрении права с точки зрения нормативистского подхода право – это система формально определѐнных правил поведения, а также система норм и система нормативных актов. В данном подходе происходит отождествление понятия права с законодательством. [14.c.2]
Помимо рассмотрения различных подходов к пониманию сущности права, на мой взгляд, следует рассмотреть то, как менялось понятие сущности права в разные периоды развития общества. Рассмотрим данное изменение на примере России. Всего выделяется 4 периода:
-
Послеоктябрьский период 1917г. Основоположниками сущности права в этот период являлись Карл Маркс и Фридрих Энгельс. В своих учениях они рассказывали о буржуазном праве. Они писали, что правом буржуазии является возведѐнная в закон воля господствующего буржуазного класса, воля, содержание которой определяется материальными «условиями жизни вашего класса». -
Официальным определением сущности права в советскую эпоху стало принятое Всесоюзным совещанием научных работников-юристов и сформулированное академиком А.Я. Вышинским определение права: «Право есть совокупность правил поведения, установленных или санкционированных государством, выражающих волю господствующего класса в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, угодных и выгодных господствующему классу». -
С принятием Конституции СССР 1977 г., в которой СССР был провозглашѐн «общенародным государством». В это время профессором С.С. Алексеевым было предложено следующее определение понятия права: «Советское общенародное право – это система общеобязательных, формально определѐнных, гарантированных советским государством норм, выражающих возведѐнную в закон государственную волю советского народа, руководимого Коммунистической партией, и выступающих в качестве регулятора общественных отношений в целях построения коммунизма». -
Последним периодом становления сущности права в России стал современный этап или 21 век. Современные ученые дают различные определения сущности права. Если сформулировать в одно определение все черты, которые выделяют авторы, можно скомпоновать одно общее определение: «Право – это осознанная и одобряемая обществом объективная закономерность социального развития, отражѐнная в совокупности норм, санкционированных и защищѐнных государством, обеспечивающих свободный и ответственный выбор и реализацию социального статуса личности в соответствии с их социальными потребностями и возможностями». [16.c.2-3]
Подводя итог данного подпункта, важно заметить то, как важно осознавать целиком и полностью всю сущность права в современном мире, ведь если один человек или все общество целиком не будут до конца понимать всю важность права, мир может перестать прогрессировать и остаться на прежнем этапе развития или же начать ускоренный процесс регресса.
1.3 Ценность права в обществе
В наши дни осознание ценности права приобретает огромное значение, ведь сейчас, когда в мире периодически происходят подрывы в разных сферах жизнедеятельности человека, в том числе социальной, духовной, политической и экономической у людей падает уровень правосознания, а одновременно с этим теряются и ценности права.
На мой взгляд, ценностям права можно дать следующее определение: положительная значимость, другими словами роль, в удовлетворении постоянно растущих потребностей общества, а также отдельно каждой личности, помимо этого, право обладает способностью служить обществу.
Ценность права для общества просматривается во многих аспектах, например:
-
Она выступает как весомая часть прогресса, как общества, так и государства -
Она показывает то, как общество обновлялось в ногу с историческим ходом его развития.
Более подробно о ценностях права можно узнать, погрузившись в такую науку, как аксиология права.
Словосочетание «аксиология права» может быть понято двояко: и как тематический раздел аксиологии – специальной философской дисциплины, исследующей ценности как особый вид бытия, направленный на аналитику ценностного содержания права, в различных его проявлениях, и как сама аксиологическая составляющая правовой реальности, дающая предметное содержание аксиологическому исследованию. [11.c.2]
Нельзя не сказать про такое понятие, как правовой нигилизм. Проанализировав некоторую литературу, я пришел к выводу, что правовой нигилизм-это полное отрицание людьми каких-либо ценностей права, как одного из путей прогресса государства или общества. [9.c.32-33]
Правовой нигилизм – это ярко выраженная форма протеста против ущемления прав и возможностей выражения интересов и самовыражения человека, обусловленная невозможностью реализовать на практике идеи равенства всех перед законом, а тем самым постулирование абстрактности идеи правовой справедливости. Не исключая национальный фактор, который связан с историческим укладом жизни общества, причины правового нигилизма следует искать и в реалиях современного российского общества. На фоне частичной или полной утраты веры в справедливость и в действие закона в нашей стране в настоящее время все чаще можно наблюдать отсутствие желания следовать закону. [14.c.4]
Интересен еще тот факт, что ценности права воплощают в себе общую волю участников и способствуют тому, чтобы помимо тех отношений, в которых нуждаются сами индивиды, развивалось еще и общество в целом.
В тоже время глобальной общественной ценностью права является то, что оно регулирует поведение людей через воздействие на их интересы, но право не подавляет какой-либо интерес отдельного человека, оно сообразует его с общим.
Также, одним из главных критериев ценности права является его гуманность. Гуманистический характер права говорит не только о том, что оно открывает доступ человека ко всем существующим благам, но и что оно является главным и действенным средством социальной защищенности личности.
Ценность права является гарантом свободы человека в обществе, но в тоже время именно оно ограничивает и регулирует ее.
Ценность права состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Справедливость в области права предполагает перенесение требований справедливости из моральной и социальной области в законодательную сферу, где осуществляется организация и реализация правосудия. Более того, само понятие справедливости является составной частью понятия права. Так, всем известное понятие «юстиция» (justitia) означает «справедливый» и включает в себя понятие «право» (jus), что говорит о том, что право по определению справедливо. [14.c.1-2]
Я считаю, что для более полного понимания темы мне следует рассмотреть основные ценности права, рассмотрим ценности, выходящие за пределы самого права, которые отражают интересы и потребности людей и реализуются при его помощи.
-
Одной из главных ценностей является инструментальная ценность права.
а) представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения разнообразных задач, может использоваться как инструмент разными субъектами (государство, церковь).
б) является опосредствующим звеном при реализации товаро-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь;
в) устанавливает систему типовых масштабов поведения и действий. Благодаря этому право выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни.
-
Также существует собственная ценность права. В ней собраны важнейшие социальные ценности общества. Она выражает общечеловеческие ценности – свободу, справедливость и равенство людей. В этом своем качестве право способно:
а) дать простор для свободы личности посредством предоставления людям субъективных прав;
б) добиться активности в поведении и действиях;
в) сопоставить поступки и действия с требованиями морали;