Файл: Система повышения квалификации строительных специальностей.docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
ФГБОУ ВО «Кубанский государственный технологический университет»
Кафедра технологии, организации, экономики строительства и управления недвижимостью
Реферат на тему:
«Система повышения квалификации строительных специальностей»
Строительная отрасль является одним из формообразующих элементов экономики любой страны. Это реальный сектор экономики, развитие которого стимулирует десятки, а то и сотни различных производств. Строительная отрасль после длительного застоя в настоящее время бурно развивается. Одновременно на строительном рынке происходит рост конкурентной борьбы за выгодные заказы. На строительном рынке главное - это качество. При значительном увеличении объёмов городского строительства в последние годы отмечается также и рост аварий как на не оконченных строительством объектах, так и на эксплуатируемых зданиях. На фоне произошедших в последнее время аварий на объектах завершенного строительства, так и новостройках строителей не может не волновать проблема безопасности и качества строительства, что напрямую связано с качеством подготовки и повышения квалификации строительных кадров, так как качественную строительную продукцию строительная фирма может гарантировать, имея высококвалифицированный персонал. И заказчик, выбирая подрядную организацию, на данный фактор обращает внимание в первую очередь.
При обсуждении вопросов насыщения строительного рынка отечественной высококачественной продукцией среди производственников и нередко среди государственных чиновников бытует мнение, что оснащение предприятий отрасли современным технологическим оборудованием является решением проблемы. Однако такая позиция порождает механическое отношение к проблеме, ведущее зачастую к поверхностным, скоропалительным решениям. Если при реформировании строительной индустрии делать акцент только на наличие современного оборудования, остаются на втором плане квалифицированные проектные обоснования поставок, связанные со строительством заводов, грамотные инженерно-изыскательные работы на строительной площадке, тщательная проработка
технических условий и технологического регламента, серьезное исследование сырьевых ресурсов и их пригодности для работы на импортном оборудовании. Практика показывает, что продукция низкого качества на десятках российских заводах выпускается из-за пренебрежения даже элементарными основами технологии.
В сложившейся ситуации, когда большинство производителей и потребителей строительной продукции обеспокоены качеством изделий и законодательство в этой сфере пока еще только формируется, необходимо, по нашему мнению, уделить самое пристальное внимание именно качеству рабочей силы как первопричине имеющихся проблем. В многочисленных примерах некачественной строительной продукции прослеживается тот факт, что имеют место именно недобросовестность, неквалифицированность и недостаточный опыт инженерно-технического и рабочего персонала предприятий строительной индустрии при наличии различных инструкций, описания технологий, норм и ГОСТов. Недостаточное внимание к вопросам повышения
качества рабочей силы как со стороны производственников, так и со стороны государства может не привести к желаемому эффекту даже после проведения всех модернизаций производств и принятия необходимых законодательных актов.
Динамично развивающееся строительство в докризисный период обострило проблему дефицита квалифицированных специалистов и инженерно-технических работников. В условиях нарастания объемов строительных работ и повышения требований к их качеству возникают сложности в проведении целенаправленной кадровой политики строительных компаний, а именно: в отношении привлечения и удержания молодых, хорошо подготовленных специалистов. Продолжается «старение» коллективов, то есть ограничен выбор как среди высококвалифицированных рабочих, так и среди инженерно-технического персонала. Существует нехватка опытных, но в то же время активных и восприимчивых к новациям специалистов. Отсюда - пока еще недостаточная ориентация ряда компаний на нововведения в управленческой и технической сферах, недостаточная открытость и медлительность в освоении новых технологий. Но именно быстрое освоение инноваций, применение новых строительных материалов, современных механизмов, оборудования и инструмента являются одним из перспективных направлений повышения качества работы в целом. Последнее является основной задачей СРО. Важная составляющая здесь - обеспечение необходимой квалификации кадрового состава организации. Периодическое повышение квалификации явилось обязательным
условием вхождения и работы в системе СРО, получения свидетельства на допуск к работам. Это серьезный положительный момент саморегулирования.
Сразу же возникла проблема. В результате перехода строительной отрасли на саморегулирование возросла потребность в ускоренных курсах повышения квалификации. Это привело к тому, что в этой сфере сложилась нездоровая ситуация. За повышение квалификации берутся «учебные» центры, которые не имеют ни постоянного штата профессорско-преподавательского состава, ни оборудованных учебных помещений, ни программных комплексов, ни современной технической базы лабораторий и мастерских, ни специализированного библиотечного фонда. К тому же они предлагают свои курсы по необоснованно низким ценам и в невероятно короткие сроки. Подобные «учебные» центры полностью дискредитируют систему повышения квалификации.
В России строительная отрасль контролируется огромным количеством правил, документов, регламентов, стандартов качества, в которые время от времени вносятся изменения. И человек, который проектирует здания и сооружения, должен быть непременно в курсе всех последних изменений в подобных документах, иначе дом невозможно будет сдать комиссии. Управленцы-менеджеры также должны быть в курсе всех последних тенденций, так как они общаются с заказчиками, субподрядчиками, официальными инстанциями, и для решения вопросов и проведения согласований совершенно нелишне знать свою сферу деятельности.
Очные или заочные (чтобы не отрываться от производства) курсы повышения квалификации для инженеров были бы в этом случае очень полезны - и самому работнику, и его начальству, и людям, которые будут жить в построенном доме. А уж курсы «Управление строительством» для менеджера, идущего на повышение, - это просто необходимая вещь, которая позволит разобраться во всех тонкостях профессии. Повышение квалификации, усвоение новых тенденций, знакомство с последними законами в сфере строительства - все это не напрасная трата денег, которая окупится сторицей.
Кроме того, постоянное развитие технологий заставляет задуматься о повышении квалификации и для работников-строителей. Невозможно новейшие сложные технологии освоить самостоятельно, в процессе работы. Новое
оборудование и материалы слишком дороги, чтобы так ими экспериментировать. Куда проще и экономически выгоднее отправить сотрудников на специальные курсы, где их обучат всему необходимому.
Получается, что курсы повышения квалификации для строителей, инженеров или управленцев - это выгодная трата денег, ведь осваивать все эти новшества самостоятельно - очень долго; это выливается в существенные потери рабочего времени.
Качество подготовки специалистов - один из главных рычагов роста производительности труда и качества готовой продукции. Сегодня оно требует особого внимания. Из чего же складывается качество подготовки? Во-первых, это организация процесса обучения в учебном заведении. Во-вторых, позиция руководства самой строительной организации. В-третьих, объединение усилий органов власти, образования и саморегулирования для создания и совершенствования условий по подготовке кадров, их дополнительному образованию и повышению квалификации.
У профессионального образования одна цель - подготовка квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда работника, ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Без помощи социальных партнеров - заказчиков на подготовку таких специалистов - мы этой цели не достигнем.
Что необходимо сделать для достижения желаемого результата в кратчайшие сроки?
-
провести мониторинг потребности строительной отрасли в специалистах различного уровня, по различным специальностям и направлениям деятельности; -
рассмотреть возможность введения социального заказа на адресную подготовку специалистов; -
определить перечень учебных заведений нашего региона, рекомендуемых для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов строительной отрасли, и направлять к ним сотрудников; -
создать сеть социальных партнеров для профильных учебных заведений; -
поддержать партнерскую сеть учебных заведений всех уровней образования; -
сформировать единый денежный фонд для повышения квалификации, переподготовки и подготовки работников строительных компаний.
Перечислим наиболее актуальные, по нашему мнению, проблемы, требующие первоочередного научного, экономического и организационного решения в сфере строительного образования.
1. Мониторинг, т.е. целенаправленная деятельность на рынке квалифицированного труда, постоянное изучение и прогнозирование потребности тех или иных специалистов. Формирование на этой основе карьерных графиков роста и падения престижа и оплаты труда, планирование количества и качества подготовки специалистов-строителей для полного удовлетворения спроса.
2. Совершенствование номенклатуры специальностей выпускников средних и высших учебных заведений, а также кандидатских и докторских диссертационных советов, подготовка по новым специальностям учебно-методического обеспечения и преподавательского состава, острый дефицит которого очевиден в ближайшие годы.
3. Создание новой системы тестирования абитуриентов и претендентов на те или иные специальности, что позволит им правильно ориентировать свой выбор и согласовывать его со своими возможностями.
4. Формирование в процессе подготовки и переподготовки любых специалистов системотехнического мышления как долгосрочных, фундаментальных знаний и методологии творчества при проектировании, конструировании, эксплуатации функциональных систем, способных достигать заданный полезный результат (целевую функцию) в процессе своего функционирования.
5. Получение практических знаний и навыков в области применяемых технологий создания функциональных объектов, а также профессионального умения методологически расчленять любой объект на подсистемы, находить и совершенствовать стыки между подсистемами, формировать виртуальные строительные объекты и системы.
6. Создание новой самофинансирующей системы плановой переподготовки специалистов всех уровней с целью повышения квалификации и переквалификации, освоения новых специальностей и технологий.
7. Создание новой методологии инженерного мышления на основе системотехнического подхода к строительной деятельности.
Нами предложено проведение следующих мероприятий:
❖ осуществить качественную перестройку образовательной деятельности на основе использования инновационных методов и технологий непрерывного и опережающего обучения, академической мобильности в рамках отраслевой интеграции образовательных учреждений строительно-архитектурного профиля;
❖ сформировать эффективные инновационные структуры и содержание научно-исследовательской деятельности в отрасли, обеспечить интеграцию науки, образования и венчурной практики на основе полной реализации научного и творческого потенциала сотрудников вузов и их стратегических партнеров, коммерциализацию и внедрение технологий в реальный сектор экономики;