Файл: Реферат по дисциплине Планирование и организация учебнотренировочного процесса По теме Характеристика спортивного отбора этапы, методы.docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ООО Столичный учебный центр
Реферат по дисциплине:
«Планирование и организация учебно-тренировочного процесса»
По теме:
«Характеристика спортивного отбора: этапы, методы»
Исполнитель:
Никулин Сергей Сергеевич
Москва, 2023 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..2
1. Спортивный отбор: определение и характеристики ...........................……...3
2. Этапы отбора………………...……………...…………………………………5
Заключение……………………………………………………..…………………8
Список литературы……………….....…………………………………………....9
Введение
Грамотно выстроенная система отбора спортсменов является одним из главных факторов успеха в работе тренера. Рациональный отбор позволяет правильно укомплектовать спортивные группы наиболее способными и соответственно перспективными спортсменами, а также помогает новичкам наиболее успешно раскрыть свои потенциальные возможности.
Главная задача отбора заключается в своевременном и правильном определении задатков, способностей и возможностей новичков, характерных специфике избранного вида спорта.
Одним словом, рациональный отбор позволяет определить спортивную одаренность – необходимое для избранного вида спорта сочетание врожденных и приобретенных физических и психических качеств, способность спортсмена к дальнейшему развитию этих качеств, в процессе спортивной тренировки. К понятию спортивной одаренности следует так же отнести отличное состояние здоровья и определенные анатомо-физиологические особенности организма спортсмена.
В свою очередь правильная система отбора позволяет избежать ряда ненужных проблем. Таких как непроизвольная затрата труда и средств, элементарно ненужная потеря времени обучающихся и тренера, а также неизбежно большая текучесть состава занимающихся и определенные моральные потери в виде психологических травм.
-
Спортивный отбор: определение и характеристики
В основе спортивного отбора лежит индивидуально-глубокое и всестороннее изучение личности будущего спортсмена, его психологических особенностей, типологических свойств нервной системы, уровня развития физических качеств, так как эти качества находятся в тесной взаимосвязи, и частично, в той или иной мере способны компенсировать друг друга. К тому же необходимо учитывать и еще один немаловажный аспект – умение успешно совмещать спортивные занятия с учебой и (или) работой. Как показывает практика, обучающиеся с такой проблемой, для большого спорта бесперспективны. Но и этот фактор
необходимо изучать весьма внимательным образом, так как в некоторых случаях (элементарная несобранность, слабая дисциплина) именно спорт может явиться, тем чудодейственным инструментом оказания положительного влияния, на личность спортсмена определяющего его дальнейшие успехи в учебе и (или) работе.
-
Этапы отбора
С целью наиболее эффективного подхода к спортивному отбору, данный процесс принято делить на три этапа.
I этап – предварительный отбор (от первого занятия до 2-4месяцев).
II этап – углубленная проверка в процессе первоначального обучения (от 3 до 6 месяцев).
III этап – многолетнее систематическое индивидуальное изучение занимающихся для окончательного определения спортивной специализации.
Первый этап отбора
Учитывая современный передовой опыт, необходимо ориентироваться на возрастные границы отбора принятые в некоторых видах спорта. Допустимо при отборочных просмотрах допускать к занятиям кандидатов с возрастным несоответствием на 2-3 года, но естественно, предъявлять к ним и более высокие требования.
Наиболее эффективным на данном этапе отбора новичков, является способ организации наиболее массового конкурса, а для этого тренеру необходимо помимо основной деятельности, запланировать посещение школьных уроков физической культуры, соревнований, проводить наблюдение за претендентами во время игр на переменах, во дворе, на пляже и т.д.
Тренер обладающий должным терпением и вниманием, практически безошибочно может выявить в этой обстановке претендентов с необходимыми для «своего» вида спорта задатками.
На разных этапах своего проведения спортивный отбор, в том числе предварительный, обязательно включает в себя различные взаимосвязанные формы исследований:
- изучение антропометрических данных;
- педагогические наблюдения и психологические исследования;
- контрольное тестирование;
- медицинская экспертиза.
Антропометрические исследования нужны для определения соответствия исходных данных кандидата
, характерному типу, присущему выдающимся представителям избранного вида спорта.
Педагогические наблюдения, особенно на первом этапе призваны определить специфические способности и задатки новичка в соответствии с выдвигаемыми избранным видом спорта требованиями.
Психологические исследования, определяют типы нервной системы спортсменов, выявляют подвижность и уравновешенность нервных процессов в их поведении. Наиболее сильными спортсменами, в психологическом отношении зачастую оказываются те, кто в своей спортивной карьере прошел через большие трудности.
Контрольное тестирование, определяет уровень развития физических качеств новичков наиболее необходимых в избранном виде спорта, как правило, по пяти основным показателям: сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость. В этой связи, не следует забывать, что любые контрольные упражнения должны быть направлены не на выявление текущих способностей новичка, а на определение его способностей в перспективе.
Медицинская экспертиза, дает оценку состояния здоровья, физическому и функциональному развитию, а так же выступает инструментом уточнения, в каких лечебно-профилактических мероприятиях нуждается обладающий необходимыми данными спортсмен.
Таким образом, первый – предварительный этап отбора – не ставит своей задачей поиск будущих «звезд», а выполняет функцию отсева кандидатов, явно не пригодных для занятий данным видом спорта, и позволяет укомплектовать учебные группы, с целью дальнейшей более углубленной работы и изучения перспективных новичков в процессе первоначального обучения и тренировок.
Второй и третий этапы отбора
В ходе второго и третьего этапов отбора, основной задачей является тщательное комплектование тренировочных групп, точное определение специализации спортсмена.
К этому времени тренер должен определить уровень овладения спортсменом элементами техники, темпы развития физических качеств, адаптационные возможности перенесения тренировочных нагрузок.
Особое внимание на этих этапах отбора приобретают:
Психологические предпосылки одаренности;
Специфические способности к данному виду спорта;
Быстрота и качество восстановительных процессов.
Заключение
Опираясь на все вышесказанное в рассмотрении проблемы спортивного отбора в качестве единого процесса, сам собой напрашивается вывод о том, что спортивный отбор необходимо рассматривать исключительно с позиций комплексной оценки физических, функциональных и психологических качеств спортсмена. И соответственно, только в таком случае можно рассчитывать на дальнейшую правильную и качественную организацию тренировочного процесса в целях достижения высоких спортивных результатов.
Список литературы
1. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник / И.С. Барчуков; под общ.ред. Г.В. Барчуковой. - М.: Кнорус, 2011.
2. Вайцеховский С.М. Книга тренера – М.: ФиС, 1971.
3. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин-тов физ.культ. - М., 1991.
4. Озолин Н.Г. Путь к успеху. — Изд. 2-е, доп. – М.: ФиС,1985.
5. Теория и методика физической культуры / Под ред., Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. – СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, - 1999.
6. Физическая культура и спорт. URL: https://fkis.ru/