Файл: Занятие План учебного занятия Решите письменно в тетрадях следующие задания.pptx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Решите письменно в тетрадях следующие задания
(для последующего обсуждения на практическом занятии)
Статья 4. Введение чрезвычайного положения
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ
Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения
Явления социального характера принято разделять на явления криминального и некриминального свойства.
- Конституция Российской Федерации;
Вопрос № 2. Основы организации управления органами внутренних дел в особых условиях
- усиление охраны общественного порядка,
- усиление охраны и обороны особо важных объектов,
- организация локализации и тушения пожаров,
- разоружение незаконных вооруженных формирований,
- силовые, режимно-заградительные, оперативно-поисковые действия,
- деблокирование объекта или отдельной местности,
- эвакуация населения и сопровождение пострадавших,
Дисциплина: Основы управления
в органах внутренних дел
Тема № 10 «Управление органами внутренних дел
в особых условиях
Практическое занятие
План учебного занятия
Решите письменно в тетрадях следующие задания
(для последующего обсуждения на практическом занятии)
- введен особый режим въезда на территорию поселка;
- запрещено проведение собраний и митингов;
- ограничено движение транспортных средств и осуществление их досмотра.
Правомочны ли действия губернатора?
Статья 4. Введение чрезвычайного положения
1. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.Статья 11. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
п. и ч.2 вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ
- вторжение вооруженной группы из Афганистана на территорию России;
- авария на химическом комбинате в городе N, сопровождающаяся опасными выбросами в атмосферу;
- взрыв на атомной электростанции в г. N;
- попытка насильственного изменения конституционного строя в г. N;
- пожар в лесах N-ского края, охвативший 60% лесного массива, угрожающий близлежащим населенным пунктам;
- захват вооруженными лицами г. N.
Статья 3. Обстоятельства введения чрезвычайного положения
Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер. К таким обстоятельствам относятся:Могут ли сотрудники полиции пользоваться указанными правами при проведении специальных оперативно-профилактических мероприятий?
I. Общие положения
2. Комплексная оперативно-профилактическая операция*(1) - совокупность оперативно-розыскных, контрольно-надзорных, предупредительно-профилактических и иных мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел (при необходимости - совместно с другими федеральными органами исполнительной власти) в соответствии с законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации в масштабах страны, одного или нескольких субъектов Российской Федерации по единому замыслу для достижения конкретной цели. Целями операции являются: снижение остроты криминогенной обстановки на определенной территории, объекте или в отрасли экономики; повышение эффективности деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью, административными правонарушениями; активизация выявления и розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда. (Докипедия: Инструкция об организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД России (утв. приказом МВД РФ от 13 августа 2002 г. N 772) (в ред. приказа МВД РФ от 20 ноября 2003 г. N 900) (извлечение))Вопрос № 1. Понятие, характеристика и правовые основы деятельности органов внутренних дел в особых условиях
Под понятием «особые условия деятельности органов внутренних дел» понимают обстановку (обстоятельства), вызываемую явлениями социального, природного, техногенного и экологического характера, представляющую повышенную опасность дляжизни и здоровья людей, окружающей среды, нормального функционирования государственных институтов и требующую от органов внутренних дел для ее нормализации специальных организационных, правовых мер и их ресурсного обеспечения. Таким образом, особые условия - это особый правовой режим, создание временных организационно-штатных структур, привлечение дополнительных сил и средств, а также создание новой системы управления и связи, проведение в ряде случаев специальных операций. Срок действия ЧП, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, - 60 суток. В случае, если в течение этого срока цели введения ЧП не были достигнуты, срок его действия может быть продлен.особые условия
Чрезвычайные
ситуации
техногенного,
экологического и
природного характера
Чрезвычайные
обстоятельство
возникающие в результате
кризисных ситуаций и
представляющее реальную,
чрезвычайную угрозу
и неизбежную угрозу
безопасности граждан
или конституционному строю РФ
Чрезвычайные
происшествия
криминального
характера
Чрезвычайная ситуации - обстановка на определенной территории (акватории), сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Чрезвычайные ситуации могут быть вызваны также применением возможным противником современных средств поражения.
Чрезвычайные обстоятельства - это условия функционирования органов государственной власти и управления, предприятий, организаций, учреждений, а также жизнедеятельности людей в период локализации и ликвидации процессов и явлений в социальной и техногенной сферах, природной среде, существенно влияющих на нормальный ритм жизни общества и требующих принятия специальных мер защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, среды обитания, материальных и иных ценностей от уничтожения, повреждения, хищения, и вызывающие необходимость восстановления нормальной работы объектов жизнеобеспечения.
Чрезвычайным происшествием - это исключительное по своей важности событие, нарушившее обычный ход вещей. Оно может быть криминального и некриминального свойства, а также иметь социальный, природный и техногенный характер. Отметим, что чрезвычайное происшествие криминального характера может выражаться в совершении отдельного тяжкого преступления, угрожающего жизни, здоровью, чести и достоинству людей, любым формам собственности и требовать проведения специальных мероприятий.
Явления социального характера принято разделять на явления криминального и некриминального свойства.
К первым относятся массовые беспорядки, захват государственных и других важных объектов, блокирование транспортных коммуникаций, групповые и вооруженные побеги преступников из мест лишения свободы и при конвоировании,захват заложников, захват и угон воздушного судна, водного транспорта и железнодорожного подвижного состава, террористические акты и др.
Ко второй группе относятся массовые политические, спортивные, культурные, религиозные и иные мероприятия.
Явления техногенного характера включают аварии и катастрофы (крупная авария на объекте народного хозяйства или на транспорте, повлекшая за собой человеческие жертвы или ущерб здоровью людей, либо разрушение или уничтожение материальных ценностей в значительных размерах) на транспорте, промышленных объектах, как без заражения окружающей среды, так и с угрозой выброса или выбросом химически и биологически опасных, а также радиоактивных веществ. Это могут быть также аварии на взрывоопасных промышленных объектах, в системах жизнеобеспечения населения, водохозяйственные катастрофы.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ
Нормативные акты, регулирующие деятельность государственных органов, в том числе органов и подразделений МВД России, в особых условиях, различны по юридической природе, времени и сферам действия и субъектам, их применяющим, характеру, содержанию, направленности. Они образуют систему и с учетом иерархии правовых актов, образующих эту систему, следует выделить следующие их блоки:- Конституция Российской Федерации;
- блок федеральных законов, регламентирующих деятельность органов государственной власти в особых условиях;
- указы Президента России, которые регламентируют деятельность органов внутренних дел в особых условиях;
- законные и подзаконные акты органов представительной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
- межведомственные и ведомственные нормативные акты (ведомственные и межведомственные приказы, распоряжения, инструкции).
Вопрос № 2. Основы организации управления органами внутренних дел в особых условиях
- Главными отличительными особенностями организации управления органами внутренних дел в особых условиях являются:
- - особый правовой режим (режим ЧС, режим ЧП);
- - создание новых структурных образований, системы управления и связи (оперативные штабы, специальные пункты управления, специальный сводный отряд, специальные группы (функциональные));
- - привлечение дополнительных сил и средств;
- - проведение в ряде случаев специальных операций.
- Территориальная оборона (ТрО) - это специфическая форма вооруженной борьбы, представляющая собой совокупность согласованных и взаимосвязанных действий специально выделенных сил и средств различных министерств и ведомств в целях защиты населения, объектов и коммуникаций от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введения и поддержания режимов военного или чрезвычайного положения. В связи с этим возникает закономерная необходимость формирования ТрО как самостоятельной системы, действующей в угрожаемый период или в случае агрессии против России.
- Фазы управления процессом ликвидации чрезвычайной ситуацией со стороны лица, принимающего управленческие решения, включают:
- - анализ оперативной обстановки, постоянный контроль за ее изменениями для принятия согласованных управленческих решений;
- - анализ состояния сил и средств на момент чрезвычайной ситуации , проведение расчета сил и средств;
- - получение соответствующих указаний вышестоящих органов управления и постановку задач личному составу;
- - постоянный контроль исполнения принятых решений, обмен информацией с взаимодействующими службами;
- - корректировку расстановки сил и средств в зависимости от складывающейся обстановки.
Этапы ликвидации чрезвычайной ситуации.
- Этап реагирования на сообщение о чрезвычайной ситуации
(с момента поступления первичной информации в дежурную часть ОВД).
2. Этап оценки обстановки, сложившейся в результате происшествия.
3. Этап принятия решения:
-направление сил и средств ОВД в зону ЧС
-оказание пострадавшим необходимой помощи
-обеспечение необходимым материальным
и продуктовым довольствием
4. Этап реализации принятого решения
(руководитель ОВД организует выполнение перечисленных мероприятий).
5. Эвакуационный этап (решение о выводе населения за пределы зоны чрезвычайной ситуации).
6. Заключительный этап (охрана общественного порядка и безопасности в посткризисный период.