Файл: 1. Разработайте таблицу Соотношение понятий социальная норма и девиантное поведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Характеристики агрессии:

1) направленность (на внешние объекты — людей или предметы; на себя — тело или личность);

2) формы проявления (конфликтность, злословие, давление, принуждение, негативное оценивание, угрозы, применение физической силы, деструктивные фантазии, уход от контактов, бездействие);

3) интенсивность.

Можно выделить пять уровней интенсивности агрессии:

– 0-й уровень — субнормальная агрессия — полное отсутствие агрессивных действий, даже в случае необходимости самозащиты;

– 1-й уровень — нормальная агрессия — отсутствие агрессии в привычных и безопасных ситуациях, адекватное использование агрессии в ситуациях реальной угрозы для самозащиты, сублимирование агрессии в деятельности и в стремлении к успеху, отсутствие деструктивности;

– 2-й уровень — умеренно-защитная агрессия — умеренное проявление агрессии в привычных ситуациях вследствие воображаемой угрозы со стороны окружающих людей, неадекватное использование агрессии в критических ситуациях, небольшая степень деструктивности, в том числе в форме аутодеструкции;

– 3-й уровень — гипертрофированная агрессия — высокая частота и сила агрессивных реакций даже по небольшому поводу, выраженная степень деструкции;

– 4-й уровень — брутальная агрессия — чрезмерно частые или сверхсильные агрессивные реакции, сопровождающиеся разрушением предметов или насилием по отношению к окружающим, поведение неадекватно ситуации и представляет высокую угрозу для жизни окружающих.

На появление и потенцирование агрессии влияют многие факторы, в том числе возраст, пол, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия развития личности.

Возрастной фактор. В младенческом возрасте агрессия может проявляться в форме отказа от еды, резкого плача, отказа от контакта с окружающими. Для дошкольного периода характерны упрямство, кусание, щипание, разрушение игрушек и предметов обихода, драки. В младшем

школьном возрасте агрессия приобретает форму ругательств, словесных оскорблений, насмешек, жестокого обращения с животными, издевательств над младшими. Подростки склонны направлять свою агрессию на взрослых, на аутсайдеров. Их агрессия связана с групповой динамикой и достигает высокой степени жестокости.

Половой (гендерный) фактор. Мужчины демонстрируют более высокие уровни прямой и физической агрессии, а женщины — косвенной и вербальной.


Индивидуальный фактор. К индивидуальным особенностям относятся подозрительность, раздражительность, склонность к предрассудкам, склонность испытывать чувство стыда вместо вины, экстернальность (склонность возлагать ответственность за происходящее на других людей), убежденность человека в том, что он является единовластным хозяином судеб и имеет положительное отношение к агрессии.

Внешние физические условия. К ним могут относиться шум, теснота, жара, метеоусловия, экологические проблемы.

Социальные условия развития личности. Это влияние СМИ, семейные факторы.

ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВАЯ АГРЕССИЯ

Особенности семей, которые с большей вероятностью приводят к детско-подростковой агрессии:

1) физическое или сексуальное насилие по отношению к ребенку;

2) жестокое обращение с ребенком (физические наказания, угрозы, грубость, оскорбления, культ силы в семье, доминирование запретов, ограничение двигательной активности);

3) фрустрация детской потребности в нежной заботе и привязанности со стороны родителей (недостаточно заботливая, холодная мать, суровый отец);

4) фрустрация других базовых потребностей ребенка;

5) хронические конфликты в семье;

6) острая травма или утрата с фиксацией на травматических событиях (смерть родителя, болезнь, развод);

7) слабость родителей (беспомощная мать, уклоняющийся отец), их неспособность постоять за себя и ребенка;

8) негативное влияние сиблингов (неприятие, жестокость со стороны братьев или сестер);

9) личностные особенности родителей (психические заболевания у родителей, раздражительная мать, жестокий психопатичный отец);

10) несогласованность требований к ребенку, вследствие чего не возникает четкого понимания норм поведения;

11) гиперпротекция (повышенная тревога за здоровье ребенка, чрезмерное количество указаний);

12) научение агрессивному поведению через наблюдение за кем-то в семье, демонстрирующим власть или агрессивное поведение (избиение матери отцом);

13) скученность проживания, невозможность уединиться, побыть одному;

14) недостаток стимулов, скука.

Переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Агрессивное поведение закрепляется.



Признаки агрессивности: упрямство; постоянные возражения; отказ даже от легких поручений; драчливость; беспричинные вспышки гнева, озлобленность; длительная подавленность, раздраженность; стремление оскорбить, унизить; властность, стремление настоять на своем; эгоцентризм, неспособность понять других; эмоциональная глухота, душевная черствость; самоуверенность, завышенная самооценка; жестокое обращение с животными.

Причины возникновения детской агрессивности:

1) заболевание ЦНС (эпилепсия, шизофрения);

2) агрессивность как средство психологической защиты (защита от сознательного или бессознательного неприятия детей родителями или другими членами семьи, и тогда агрессивность служит проявлением гораздо более серьезного и тяжелого по своим последствиям нарушения — отсутствия «базового доверия к миру»);

3) агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания (неприятие детей родителями, безразличие или враждебность со стороны родителей, неуважение к ребенку, чрезмерный контроль или полное отсутствие его, разрушение эмоциональных связей в семье, запрет на физическую активность, отказ в праве на личную свободу);

4) нарушенная исследовательская активность ребенка.

Иногда ошибочно за агрессивность принимают детское упрямство в возрасте от двух до четырех лет.

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ АГРЕССИВНОСТИ

Методы диагностики агрессивности, агрессивных проявлений:

1) фрейбургская анкета агрессивности;

2) методика диагностики агрессивности А. Ассингера;

3) методика диагностики враждебности, цинизма, агрессивности Кука–Медлей (см. прил.);

4) методика диагностики агрессивных проявлений А. Басса и А. Дарки;

5) тест «Несуществующее животное»;

6) тест «Руки»;

7) тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга (Методика изучения фрустрационных реакций).

Агрессия не обязательно должна приводить к отрицательным последствиям. Она может замещаться (сублимироваться) в различных социально-полезных формах деятельности — учебе, спорте, лидерстве, бизнесе и т. д. К культурным формам выражения агрессии относятся национальные традиции и групповые ритуалы (игры, праздники, обряды). Огромное значение также имеет присутствие в обществе достаточного количества положительных примеров, например культовых фигур или национальных героев. Идентифицируясь с ними, люди усваивают общечеловеческие ценности и обучаются направлять свою агрессивную энергию на позитивные цели. В связи с этим приобрело актуальность обучение молодого поколения ассертивному поведению в форме свободного самовыражения и защиты собственных интересов без насилия или причинения иного ущерба окружающим людям.


ТЕХНОЛОГИИ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Выделяют следующие технологии нейтрализации агрессивных проявлений:

– игнорирование незначительной агрессии;

– акцентирование внимания на поведении, а не на личности;

– контролирование собственных негативных эмоций;

– снятие напряжения ситуации (типичные ошибки: повышение голоса, изменение тона на устрашающий; демонстрация власти; агрессивные позы и жесты; сарказм, насмешки; передразнивание; крик, негодование; настаивание на своей правоте; втягивание в конфликт других людей, непричастных к нему; нотации, проповеди; команды, жесткие требования, давление) — выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);

– тайм-аут (предоставление возможности успокоиться наедине);

– использование юмора;

– внушение спокойствия невербальными средствами;

– признание чувств и интересов собеседника;

– апелляция к правилам;

– обсуждение агрессивного поведения (когда обе стороны успокоятся);

– сохранение положительной репутации обидчика (самоуважение);

– демонстрирование модели неагрессивного поведения.

Способы психологической коррекции непатологической формы агрессивного поведения:

1) через игру;

2) изъятие из привычного окружения и помещение в корригирующую среду или группу;

3) творческое самовыражение (занятие музыкой, рисованием и т. д.);

4) сублимирование агрессии в социально одобряемой деятельности;

5) участие в тренинговой группе с целью формирования навыков конструктивного взаимодействия и более адаптивного поведения;

6) поведенческие методы.

Методы психотерапии патологической формы агрессивного поведения:

– индивидуальная личностно-ориентированная терапия;

– групповая личностно-ориентированная терапия;

– поведенческая терапия;

– проблемно-ориентированный тренинг;

– семейная терапия;

– ориентированная на окружение терапия.

Несмотря на то, что взаимоотношениям с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы. Помните о том, что «мудрецы всегда могут договориться, хотя думают все по-разному, а дураки никогда не могут договориться, хотя думают все одинаково»

3. Ознакомьтесь с главой 1  IV раздела  пособия Е. В.  Змановской «Девиантология: Психология  отклоняющегося поведения» «Превенция и интервенция отклоняющегося поведения".   


Составьте справку о  профилактических стратегиях при  различных формах отклоняющегося  поведения (на выбор)

Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 288 с. http://edu.vspu.ru/doc/user/2662/593/Deviantologiya.pdf

Профилактическая работа психолога в школе - Аддиктивное поведение

Делинквентное поведение

В случае противоправного и антиобщественного поведения основной стратегией социально-психологического воздействия является организация условий общественного наказания (преимущественно в тюрьмах и исправительно-трудовых колониях). В ряде стран к лицам, совершившим правонарушения, применяется система общественного порицания и ограничения прав делинквента (без или после отбывания наказания), например ограничения в выборе профессии, в приеме на работу или в усыновлении детей.

Основными формами психолого-социальной работы в случае делинквентного поведения являются консультирование, психотерапия, судебно-психологическая экспертиза (особенно в отношении несовершеннолетних), СПТ и организация саногенной среды. Относительно новой формой являются специализированные отделения при психиатрических больницах для делинквентных лиц с психическими расстройствами. В данных учреждениях особое внимание уделяется вопросам социально-психологической реабилитации личности.

Психотерапия в закрытых учреждениях ориентирована на решение ряда задач. Прежде всего, необходимо установить потребность индивида в психотерапевтической помощи. Далее важно определить личностные особенности с помощью адаптированных к пенитенциарной среде методик или специально разработанных шкал (обеспечивающих учет искажающих изменений среды). Важная задача - создание «психотерапевтических оазисов», групп или отношений, защищенных от деструктивно действующих влияний. Следующими актуальными вопросами являются снятие психического напряжения (прежде всего методами релаксации) и снижение чувствительности к криминальному, стрессовому воздействию. Наконец, необходимо социальное обучение и повышение способности осужденного решать проблемы в данной среде по выходу из нее.

Эффективность психологического воздействия в случае делинквентного поведения зависит от эффективности комплекса мероприятий: организационных (например, организация порядка и гуманной атмосферы в учреждении), экономических, педагогических, медицинских, социальных мер (например, социальная реабилитация после освобождения).