Файл: Содержание Введение Глава Сленгединицы как слова с социальным компонентом.docx
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 237
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Сленг-единицы как слова с социальным компонентом:
лингвистический и психологический аспекты»
Содержание
Введение
Глава 1. Сленг-единицы как слова с социальным компонентом
-
Понятие сленга в современной лингвистике -
Классификации сленговых единиц -
Понятие возраста. Возрастные периодизации психического развития человека. -
Возрастные особенности употребления слов с социальным компонентом
Глава 2. Эмпирическое исследование восприятия подростками употребления сленговых слов людьми разного возраста
2.1. Организация и ход эмпирической работы
2.2. Результаты эмпирического исследования
2.3. Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования
Заключение
Библиографический список
Приложения
Введение
Национальный язык – главное достояние и наследие народа. Это сложнейшее явление, т.к. у национального языка есть несколько форм существования. Высшая нормативная форма русского языка – литературный язык. Он обслуживает большинство сфер человеческой деятельности: законодательство, политику, делопроизводство, науку, культуру, межличностную коммуникацию.
Понятие «национального языка» шире, чем «литературный язык». Национальный язык, кроме литературного, включает в себя и нелитературные варианты языка, важной частью которых является сленг.
В наши дни сленг - одна из интереснейших языковых систем современной лингвистики. Сленговая лексика – это слова с социальным компонентом. Социальный компонент в значении языковых единиц начинают активно изучать в 80-90х годах XX века. В лингвистике последних лет исследование социальных и возрастных аспектов семантики обнаруживается в работах Л.П. Крысина, И.Е. Ким. После упонимания фамилии ученого надо в квадратных скобках ставить номер его работы из Вашего библиографического списка.
Объект нашего исследования: сленг-единицы как слова с социальным компонентом.
Предмет – восприятие подростками употребления сленг-единиц людьми разного возраста.
Надо сформулировать так: актуальность нашего исследования заключается в том, что… и этот абзац переформулировать: Сленгизмы отражают современные тенденции, важные для языка, и без их всеобъемлющего исследования лингвистическое описание современного русского языка будет неполным. Изучать данный лексический материал актуально и нужно: этот своеобразный «подъязык» давно проник не только в устную речь, но и на страницы газет и журналов, в речь радиоведущих и телевизионщиков. Поэтому в изучении сленга должны быть заинтересованы не только лингвисты, психологи, социологи, педагоги, но и все наше общество. Эта картина подчеркивает актуальность исследования.
В нашем исследовании мы обращаемся к различным научным областям: лингвистике, социальной психологии и психологии восприятия, - т.к. характер нашего исследования, касающегося функционирования подросткового сленга в школьной среде, междисциплинарен.
В данном исследовании мы опирались на результаты эмпирического исследования, проведенного весной 2017 года в Новосибирске, в чем проявляется самостоятельность, новизна ипрактическая значимость нашей работы.
Целью дипломной работы является лингвистический и психологический анализ сленг-единиц как слов с социальным компонентом. Мы хотим показать, как в нем отражаются общественные проблемы, а также доказать зависимость жаргона от жизни общества, от среды, даже от особенностей коллектива. Это, думаю, лишнее. Не получится доказать, не надо и заявлять…
Достижение цели нашей работы предполагает решение ряда следующих задач:
1) проанализировать результаты научных исследований по данной теме;
2) анализ фрагментов живой речи подростков г. Новосибирска, содержащей сленг-единицы;
3) охарактеризовать возрастные особенностей употребления сленг-единиц как слов с социальным компонентом и выявить факторы, влияющие на их употребление;
4) определить семантику группы слов с социальным компонентом; Это под вопросом – к Елене Юрьевне.
5) провести эмпирическое исследование восприятия подростками употребления сленг-единиц людьми разных возрастных групп, проанализировать и интерпретировать полученные результаты.
Кроме этого, в работе рассмотрены следующие вопросы:
- определение места в общенациональном языке сленга;
- определение разновидностей и источников пополнения сленга;
-выявление особенностей использования сленгизмов подростками Новосибирска;
- с помощью анкет установление их отношения к жаргонной лексике. Это тоже, думаю, лишнее. Я бы убрала. Помимо примеров из «живой» речи подростков, материалов опросов и ответов на вопросы анкеты, в работе нами также использовались примеры из словарей жаргонной лексики. А эту инф., думаю, надо переместить куда-н. в др. место… Пока не знаю, куда…
Методологической основой исследования стали труды Л.П. Крысина, Н.М. Кашириной, В.И. Карасика, М. Крангауз, классиков языкознания В.В. Виноградова, И.А. Бодуэна де Куртене, J1.B. Щербы, лексикографические работы, отражающие материал сленговой лексики: В.М. Мокиенко (2001), С.И. Левиковой (2003), B.C. Елистратова (2000), Т.Г. Никитиной (2003) и других. Вы помните, что все указанные работы и упомянутые фамилии обязательно должны быть в Вашем библиографическом списке?
Практическая значимость работы. Представленные в работе наблюдения, выводы и эмпирический материал могут быть использованы в курсах «Лексика современного русского языка», «Практическая стилистика», «Социальная лингвистика», «Культура русской речи», спецкурсе «Речевая подростковая субкультура», на школьном факультативе «Какая разная лексика!» в 5-6 классах, а также могут оказаться полезными для дальнейшей разработки проблем языковой вариативности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Подростковый жаргон обладает системными признаками и образует обособленную социальную языковую подсистему.
2. Характерная особенность подросткового сленга в школьной среде – выполнение следующих функций: опознавательной, эмоционально-экспрессивной, номинативной, оценочной, мировоззренческой, творческой.
3. Современное состояние подросткового жаргона в школьной среде характеризуется:
- наличием двух основных предметно-понятийных областей: производственного ядра, связанного с обучением, и общебытового словаря;
- существованием определенных источников пополнения жаргонной лексики: словаря литературного языка, иноязычной лексики, собственно жаргонных образований (арго), компьютерного жаргона, просторечия;
- развитием продуктивных моделей словообразования, свойственных подростковой сленговой системе: усечения, субстантивации, аббревиации, контаминации, аффиксальных способов, сочетания усечения с суффиксацией, универбации с суффиксацией, зачастую также при участии метафорического переосмысления или игры слов.
4. Социолингвистические особенности функционирования подросткового сленга в школьной среде:
- молодежный сленг в школьной среде широко распространен, позволяет установить неформальный контакт между собеседниками, маркирует принадлежность к определенному социальному статусу, дает возможность для выражения интересов, идеалов, потребностей и т.д.;
- исследуемый жаргон функционирует в молодежной среде при общении школьников на приоритетные темы и отличается высокой степенью экспрессивности и оценочности;
- значительная часть молодежи Причем тут молодежь? Подростковый возраст?.. нейтрально относится к употреблению жаргона в школьной среде;
- подростки от 11 до 18 лет являются наиболее активной возрастной группой, использующей сленг;
- сленг является неотъемлемой частью лексического запаса большей части подростков, употребляющих сленг постоянно, независимо от эмоционального состояния;
- степень употребительности сленгизмов зависит от общественной среды, различных параметров коммуникативной ситуации.
В нашем исследовании использовались такие методы исследования как анализ и синтез, дедукция и индукция, классификация и обобщение, которым подчинены методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение); специальные методы (анкетирование, беседа); математико-статистическая Это как: корреляционный анализ будете делать? обработка данных.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что эта работа – попытка анализа возрастных особенностей употребления сленга. Это, думаю, стоит убрать…
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
1 глава
Сленг-единицы как слова с социальным компонентом. Возрастные особенности
1.1. Что такое сленг?
Вопросы формирования сленга и его происхождения волновали не одно поколение отечественных и зарубежных ученых в лингвистике и как следствие, появилось множество различных определений сленгу, зачастую противоречащих друг другу. Спор идет, в частности, о том, включать ли в сленг лишь одни выразительные, ироничные слова, являющиеся синонимами литературных эквивалентов, или же еще и нестандартную лексику. В связи с этим, по словам американского лингвиста Чарльза Фриза, становится крайне затруднительно провести разграничительную линию между тем, что является сленгом, а что нет [Колпачки, 2002].
Наиболее детально высказался по поводу дефиниции термина «сленг» автор словаря сленга Р. Спирс, концепция которого позволяет вывести сленг из криминального жаргона, утверждать, что в это понятие входит целый список различных видов нелитературной лексики. В этом его позиция схожа с позицией Ч. Фриза.
Анализ современных лексикографических источников показывает, что они дают определенные характеристики сленга. Например, «Современный толковый словарь русского языка» определяет сленг как «1. Речь социально или профессионально обособленной группы; жаргон. 2. Элементы речи, не совпадающие с нормой литературного языка (обычно экспрессивно окрашенные)» [Современный толковый словарь русского языка 2004: 755]. Аналогичные характеристики выделяются в «Словаре-справочнике лингвистических терминов» [Розенталь, Теленкова 1985].
Словарь «The Oxford English Dictionary» выделяет нестандартный характер сленгизмов и акцентирует внимание на том, что «сленг состоит либо из новых слов, либо из общераспространенных слов, употребляемых в специальных значениях» [The Oxford English Dictionary 1989: 734].
Также нестандартный характер сленгизмов рассматривается как основная характеристика сленга в работах таких ученых, как В.А. Хомяков, А.Д. Швейцер, М.М. Маковский, И.Р. Гальперин, Г.Р. Иванова, Т.А. Гуральник, Х.Л. Менкен и др.
Д.Э. Розенталь и М.А. Теленкова в работе «Современный русский язык" выделяют искусственность характера сленга и определяют его как "язык отдельных социальных групп, сообществ, искусственно создаваемый с целью языкового обособления (арго, жаргон)» [Розенталь, Теленкова 1985: 65].
Для О.Д. Миралаевой сленг – это социальный маркер, социолингвистическая категория. Ученый подчеркивает, что сленг определенной группы «порождается социально-психологической общностью его носителей, которым свойственна определенная норма поведения, ... свой стиль, манеры, одежда и т.п.» [Миралаева 1994: 9].
В.А. Хомяков выделяет в структуре общего сленга «слой широко распространенной и общепонятной эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии нелитературной речи» [Хомяков 1970: 23]. Такого же взгляда относительно экспрессивности сленговой лексики придерживаются А.Д. Швейцер, А.И. Марочкин, Т.А. Гуральник, Л.В. Турченко.
Таким образом, одними из основных характеристик сленгизмов являются экспрессивность и эмоциональная окрашенность. Значительная, если не подавляющая, часть сленгизмов выражает эмоции говорящего и его оценку какого-либо события, явления, человека, его поступков и т.д. Причем оценка эта может быть, как положительной, так и резко отрицательной («крутой» – особенный, выдающийся, неординарный, обладающий какими-либо специфическими качествами; «прикольно» – весело, оригинально, с юмором; «тормозить» – 1) останавливаться; 2) не понимать, не догадываться, отупевать, обалдевать).