ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
Л 2. Проблемные лекции и лекции проблемного характера в образовательной системе
Лекции проблемного характера — один из важнейших элементов проблемного обучения студентов. Процесс усвоения учебной информации не может быть сведен лишь к ее восприятию, запоминанию и воспроизведению. Знания, полученные студентами, становятся глубокими только в результате их собственной познавательной активности. Формирование активности и составляет ядро проблемного обучения, в процессе которого резко возрастает роль таких видов познавательной деятельности студентов, как поиск ответов на проблемные вопросы, поставленные преподавателем, исследование определенных положений теории и практики, самостоятельное составление и решение нестандартных задач, логический анализ текстов первоисточников и правовых актов, дополнительной литературы и т. п. Данная работа требует применения накопленных знаний в различных ситуациях, чему не могут научить учебники.
В системе проблемного обучения необходимо различать проблемные лекции и лекции проблемного характера. Лекции первого вида освещают материал лишь по конкретным проблемам, после того как студенты усвоили основные положения учебного курса. Они обеспечивают более углубленное изучение определенных частей того или иного предмета. Такие лекции целесообразно читать аспирантам, студентам выпускных курсов, практикантам. Лекции проблемного характера — ведущая форма обучения студентов всех курсов. В этих лекциях наряду с изложением теоретического, нормативного и практического материала, методических рекомендаций определяется круг проблем, т. с. дискуссионных вопросов, недостаточно разработанных в науке, но имеющих актуальное значение для теории и практики. Однако содержание проблемной лекции также может носить проблемный характер.
Лекции проблемного характера отличаются углубленной аргументацией излагаемого материала. Они способствуют формированию у студентов самостоятельного творческого мышления, прививают им познавательные навыки. Студенты становятся участниками научного поиска и решения проблемных ситуаций, а также получают необходимую информацию.
Лекции проблемного характера достигают эффективности тогда, когда в них рационально располагаются и взаимоувязываются теоретическая, фактологическая и методическая информация, содержание и решение проблем, общие выводы. Необходимо обращать особое внимание не только на предметно-содержательную, но и познавательно-методологическую информацию. Лекционный материал должен стимулировать познавательные интересы студентов, развивать культуру научного мышления, формировать умение самостоятельно ориентироваться в потоке научной и политической информации».
При подготовке лекций проблемного характера возникает вопрос о соотношении ее содержания с программой соответствующего курса. У преподавателя всегда есть возможность изложить все программные вопросы по данной теме, но обычно лишь схематично, без глубокого их анализа. Поэтому при подготовке лекций необходимо тщательно отобрать лишь основные положения и проблемы. Остальной материал студентам целесообразно изучить самостоятельно, на что следует обратить их внимание.
Лекции проблемного характера обязательно должны вызывать у студентов познавательный интерес, иначе они теряют свою целенаправленность. Учебная информация в лекциях не может излагаться в виде готовых выводов, которые студентам надо запомнить. Информацию можно дать проблемно в такой последовательности: 1) постановка учебной проблемы; 2) создание проблемной ситуации; 3) решение проблемы.
Технология проектирования и чтения проблемной лекции
Проблемная лекция – это рассмотрение в поисковом плане одной или нескольких научных проблем на основе анализирующего рассуждения, описания истории открытий, разбора и анализа какой-либо точки зрения и т.д. Первичные логические звенья проблемной лекции – это 1) создание проблемной ситуации; 2) анализ проблемы; 3) выдвижение гипотезы.
1) Создание проблемной ситуации
Достигается путем подбора и столкновения противоречивых внешне или по существу теоретических положений и фактов. Новые факты и известные теории могут быть несовместимы и противоречивы. Проблема представлена в виде познавательной трудности.
2) Анализ поставленной проблемы
Мобилизация знаний, умений, навыков. Иногда лектор подробно излагает опорные знания, необходимые для решения данной проблемы.
3) Выдвижение гипотезы
На основе предварительного анализа ситуации, сопоставления исходного и требуемого состояние исследуемого процесса, с опорой на известные аксиомы выдвигается гипотеза как предположение о возможных способах разрешения проблемы.
На лекции проверка гипотезы осуществляется опосредованно, путем учета общественно-исторической практики, анализа опыта и ранее проделанных экспериментов. Продуктивно, если студент пробует решить проблему до того, как получает решение.
Типы проблемных лекций:
1) объяснительно-иллюстративные с элементами проблемного изложения;
2) проблемного изложения знаний;
3) проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов;
4) проблемного изложения знаний с опорой на самостоятельную работу студентов с элементами эвристической беседы.
Приемы построения проблемной лекции:
- ознакомление с историей научной проблемы и той научной борьбой, которая велась в связи с поиском путей ее разрешения;
- ознакомление с методами науки;
- показ борьбы идей, теорий и концепций в современной науке;
- предоставление студентам возможности занять свои собственные позиции при наличии спорных или разноречивых концепций и суждений, спорного определения понятий;
- обращение к студентам с вопросом об их отношении к рассматриваемым явлениям и фактам;
- обращение к аудитории с вопросом об опыте столкновения с тем или иным явлением;
- привлечение студентов к участию в исследовании, которое ведется лектором или кафедрой;
- привлечение их к исследованию недостаточно изученных реальных научных проблем;
- привлечение к изучению нового опыта;
- освещение в лекции особенно интересного для студентов материала не в полном объеме и предоставление им возможности глубже изучить этот вопрос самостоятельно;
- привлечение студентов к высказыванию прогнозов (или аргументированных суждений) о развитии того или иного явления, связанного с их профессиональной деятельностью;
- постановка проблемных вопросов в начале лекции;
- постановка проблемно-риторических вопросов по ходу лекции;
- создание в самом начале лекции проблемной ситуации;
- заострение реально существующих противоречий, столкновение несовместимых на первый взгляд явлений;
- постановка вопросов (или приведение ситуаций), имеющих несколько вариантов ответов или путей решения.
Результатами изучения эффективности проблемных лекций являются психические новообразования студентов, выраженные не только в форме усвоения знаний, но и в уровне сформированности продуктивного мышления, в овладении умениями умственной деятельности, в уровне мотивации.