ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.03.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Представления о труде в древности и в эпоху феодализма
2.2. История зарубежной психологии и социологии труда
2.3. История отечественной психологии труда
Отечественная психотехника в 2o — 30-е гг. Хх в.
Российская психология труда в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы
2.3. История отечественной психологии труда
Психология труда в России в конце XIX — начале XX вв.
Анализируя состояние психологии труда в России на рубеже XIX — XX вв., Е. А. Климов и О. Г. Носкова выделяют следующие линии ее развития.
Развитие идей учета субъектных факторов труда при проектировочных подходах к сфере труда.
1) Технико-психологическое проектирование средств труда в промышленности.
2) Идеи согласованности особенностей человека и техники в сельскохозяйственном труде через специальные процедуры экспертизы сельскохозяйственной техники.
3) Идеи соответствия человека и техники в отечественном воздухоплавании.
4) Технико-психологическое проектирование в системе железнодорожного транспорта.
5) Идеи проектирования режимов и условий труда.
6) Идеи организационно-психологического проектирования.
Идеи оценки и прогнозирования профессиональной пригодности людей.
1) Учет субъективных факторов труда при беспроцедурном подборе человека для работы.
2) Учет субъектных факторов труда с применением некоторых процедур оценки профессиональной пригодности человека.
3) Идеи подбора — «приискания» — работы, профессии для человека.
Идеи проектирования и формирования субъектных факторов труда.
1) Формирование познавательных составляющих профессиональной деятельности, т. е. формирование специального профессионального мышления.
2) Формирование исполнительных составляющих труда.
3) Совершенствование качеств личности работника.
4) Улучшение труда в связи с саморегуляцией работника.
Отечественная психотехника в 2o — 30-е гг. Хх в.
Возникновение и развитие психотехники в СССР связано с созданием в 1921 г. (по прямому указанию В. И. Ленина) Центрального института труда (ЦИТ) во главе с А. К. Гастевым. В том же 1921 г. состоялась 1-я Всероссийская конференция по научной организации труда (НОТ), где председателем был В. М. Бехтерев.
Интереснейшее достижение того периода — «тектология», созданная А.А. Богдановым. Тектология — это «учение о строительстве», которое стремится систематизировать организационный опыт человечества в целом и выявляет самые общие организационные закономерности.
К 1923 г. в Советской России было около 60 организаций, так или иначе изучающих проблемы труда.
С 1928 г. в СССР начал выходить журнал «Психотехника и пси-хофизиология», который в 1932 г. был переименован в «Советскую психотехнику».
С 1928 г. началась активная подготовка психотехниковна базе педагогического факультета Второго МГУ.
Уже в 1930 г. на VIМеждународной конференции психотехников в Барселоне президентом Международной психотехнической ассоциации был избран Исаак Нафтулович Шпильрейн;
Наиболее выдающиеся советские психотехники 20—30-х гг.:
И. Н. Шпильрейн, С. Г. Геллерштейн, А. П. Болтунов и А. И. Щербаков, В. В. Чебышева. А. Ф. Журавский, Н.А. Бернштейн, Н. М Щелованов. С. Г. Струмилин, Б. М. Теплов.
Особую роль в развитии советской психотехники сыграл А. К Гастев(с 1921 г. — директор Центрального института труда), разработавший оригинальную систему научной организации труда (НОТ).
С 1930 г. психотехника стала подвергаться критике. 7 апреля 1930 г. было принято «Положение об исправительно-трудовых лагерях», согласно которому все тюрьмы превращались в «трудовые фабрики», а фактически извращалась сама идея свободного труда. Все это — пример того, что невозможно оценивать развитие психотехники (как и многих других наук) вне социально-политического контекста (многие об этом сейчас забывают, изображая из себя «чистых специалистов»).
Российская психология труда в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы
Отметим направления работ, по которым проводились исследования в те годы.
Прежде всего это — проблемы повышения эффективности воинского труда. К ним относятся:
1) использование психологии в маскировочной технике,
2) проблемы повышения зрительной и слуховой чувствительности бойцов,
3) исследование роли личностных, морально-волевых качеств бойцов и командиров, 4) подготовка военных летчиков,
5) психология восстановительной трудотерапии после операций.
В послевоенный период прикладная психология развивалась с учетом потребностей гражданской хозяйственной жизни. С 1957 г. психология труда вновь обрела государственный статус (после совещания по психологии труда как ветви психологии был одобрен программный доклад Е. В. Гурьянова «Состояние и задачи психологии труда»). Психология труда была обозначена как преемница психотехники.
2.4. Общие тенденции в развитии представлений о труде
В Древней Греции господствовало негативное отношение к повседневной обязательной работе. В Ветхом Завете труд рассматривался как тяжелое испытание, наложенное Господом в наказание за первородный грех. В средневековых гильдиях аскетический труд секуляризирован (обращен в светскую ценность). При этом труд рассматривается как воплощение религиозного служения.
Реформация возвысила роль труда как особой формы обязанности и долга. Возникновение пролетариата в XVII-XXвв. существенно изменило представления о труде. Если раньше организация труда опиралась на насилие, то позже на первый план все больше выходят сознательное подчинение, дисциплина, надежность, пунктуальность и лояльность по отношению к руководству. Все больше развивается самосознание работника. Но главное - формируется особая «этика труда», понимаемая как «субъективное перераспределение труда» в качестве неизбежного источника «положительного самоутверждения». Все это помогает работнику создавать «внутреннюю мотивацию», даже несмотря на плохие условия труда.
Основные этапы в развитии представлений о труде,в чем-то соответствующие развитию самого человечества.
1. Труд как необходимость выживаниячеловека в сложном, непонятном и часто враждебном мире природы.
2. Труд как обязанность и долгперед своей общиной, а позже и перед обществом.
3. По мере образования деспотических рабовладельческих (а позже и феодальных) государств труд все больше рассматривается как принуждение выполнять то, что выгодно лишь определенным группам людей (рабовладельцам, феодалам, высшему духовенству).
4. По мере развития общественного производства труд все больше рассматривается как производственная и технологическая необходимость. Сам человек-работник все больше становится элементом (а позже стали говорить «фактором») эффективного производства.
5. По мере демократизации общества труд все больше рассматривается (и осознается конкретными людьми) как социально-экономическая потребность, как условие статуса человека в обществе.
6. Труд как личностная потребность и условие развития человека.
Рекомендуемая литература
1. Ацюковский В.А., Ермилов Б.Л. Коммунизм — будущее человечества. Кризис социализма и коммунистическая перспектива. — М., 1998.
2. Ионин Л.Г. Основания социокультурного анализа. — М., 1996.
3. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России.—, 1992.
4. Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке: Историко-критический очерк. — М., 1987.
5. Леонова А.Б., Чернышева О. Н. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития: Хрестоматия. — М., 1995.
6. Михайлов И. В. О профориентационной работе во Франции // Вопросы психологии. — 1975. — # 5.
7. Носкова О. Г. История психологии труда в России (1917 — 1957).—М., 1997.
8. Федосеев А. С. Коллективизм в управлении: еще одна японская легенда // ЭКО. — 1980. — № 2.
9. Шмелев А. Г. и коллектив. Основы психодиагностики. — М.; Ростов н/Д, 1996.