ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняет­ся тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возмож­ность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители. Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от до­полнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на про­дукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.

Для предприятия сферы сервиса важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной моно­полии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эла­стичность спроса на продукцию предприятия достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение предприятием цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководи­телей предприятия.

В результате анализа рыночного спроса формируется необходи­мая информация для определения перспектив развития спроса в бу­дущем, формирования прогнозов спроса.

2. Моделирование спроса на услуги в сфере сервиса.

Любое предприятие сферы сервиса, реализующее концепцию бизнеса, стремится увязать свои интересы с интересами потребителей. Только в этом случае возможна эффективная деятельность предприятия в современных условиях. Особенно важно уметь правильно пользоваться маркетингом в условиях конкуренции.

Предприятие сферы сервиса опирается на маркетинг для достижения своих целей. Цели, устанавливаемые обычно высшим менеджментом предприятия, могут быть разнообразными. Наиболее характерные из них следующие:

1) увеличение текущей прибыли;

2) увеличение объема сбыта (завоевание доли на рынке);

3) улучшение образа предприятия;

4) создание отличительных преимуществ у товаров или услуг, производимых предприятием сферы сервиса.

Все поставленные цели, так или иначе, связаны с прибылью, текущей или ожидаемой в будущем. Достижение этих целей предпри­ятием сферы сервиса зависит от технологии и организации производства и от того, как продукцию предприятия оценивают потребители. Степень удовлетворенности потребителей продукцией приятия отражается на уровне спроса на продукцию, производимую предприятием сферы сервиса. Этот спрос не является неизменной величиной: предприятие сферы сервиса может оказывать на него воздействия. Эти воздействия называются маркетинговыми усилиями. Они входят как составляющие в более общий процесс управления маркетингом, который включает в себя анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработку комплекса маркетинга и претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.


Для того чтобы осуществлять управление спросом, предприятие может использовать целый ряд инструментов. Перечислим основ­ные из них.

Товар. Это могут быть «осязаемые» вещи, услуги и т.п. Разли­чают товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с под­креплением. Предприятие сферы сервиса может управлять товаром на всех трех уровнях.

Цена. Это чрезвычайно важный инструмент маркетинга. Опрос руководителей фирм в США в 1986 г. показал, что большинство из них ставит этот фактор на первое место. Нужно отметить, что цена не всегда может контролироваться предприятием. Это связано с воз­можным наличием конкурентов и необходимостью сверять с ними свою ценовую политику.

Методы распространения товара. Пользуясь этим инструмен­том, предприятие сферы сервиса может воздействовать на спрос своего товара путем его размещения. Возможно использование прямого маркетинга, т.е. продажи без посредников.

Методы стимулирования. Под стимулированием спроса пони­мается рекламная деятельность, направленная на создание у потре­бителя образа товара, распространение сведений о достоинствах и отличительных особенностях производимой продукции.

Существуют также факторы, не контролируемые маркетингом, но оказывающие влияние на все его мероприятия. К таким факто­рам относятся действия правительства, технология, независимые средства маркетинговой информации, конкуренты, экономика.

Схематически процесс управления маркетингом показан на рис. 3. Это система управления сложным объектом с обратной связью при наличии возмущений.

Обратная связь изображена пунктиром. Наблюдая за спросом потребителей, предприятие постоянно корректирует свои управляющие воздействия (изменяет товар, цену, каналы сбыта, рекламу) таким образом, чтобы величина и характер спроса наилучшим образом соответствовали целям предприятия.

Для успешной реализации комплекса маркетинга предприятию сферы сервиса необходимо наличие рыночного механизма, который —— дает предприятию работать эффективно, с минимальными издержками, и производить именно то, что надо потребителю, и притом в нужных количествах. Любая экономическая система для эффективного функционирования должна решать три основные проблемы: что производить, как производить и как распределять произведенные товары.


Таким образом, решение трех главных экономических проблем возможно на основе действия рыночного механизма.

Если рассмотреть систему взаимодействия рынков товаров и необходимых для их получения факторов производства, то окажется, что равновесие цен и производства достигается путем проб и ошибок. Покупатели и продавцы согласуют спрос и предложение на каждом из этих рынков. Таким образом:

— что производить: определяется голосованием посредством денежной единицы потребителя путем выбора покупки того или другого товара;

— как производить: конкурентную борьбу может выиграть только тот, у кого издержки минимальны. Значит, необходимо использовать наиболее эффективные методы производства;

— для кого производить: в условиях рыночной экономики доходы потребителей складываются от продажи трех основных факторов: труда, земли и капитала. Рынки этих факторов определяют уровни заработной платы, ренты, процента и прибыли.