ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители. Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.
Для предприятия сферы сервиса важно иметь в виду, что эластичность спроса на ее продукцию и эластичность рыночного спроса не совпадают. Первая всегда (за исключением абсолютной монополии фирмы на рынке) выше второй. Рассчитать ценовую эластичность спроса на продукцию предприятия достаточно сложно, так как необходимо принимать во внимание и реакцию конкурентов на повышение или понижение предприятием цены. Помочь в этом может использование математических моделей или опыт руководителей предприятия.
В результате анализа рыночного спроса формируется необходимая информация для определения перспектив развития спроса в будущем, формирования прогнозов спроса.
2. Моделирование спроса на услуги в сфере сервиса.
Любое предприятие сферы сервиса, реализующее концепцию бизнеса, стремится увязать свои интересы с интересами потребителей. Только в этом случае возможна эффективная деятельность предприятия в современных условиях. Особенно важно уметь правильно пользоваться маркетингом в условиях конкуренции.
Предприятие сферы сервиса опирается на маркетинг для достижения своих целей. Цели, устанавливаемые обычно высшим менеджментом предприятия, могут быть разнообразными. Наиболее характерные из них следующие:
1) увеличение текущей прибыли;
2) увеличение объема сбыта (завоевание доли на рынке);
3) улучшение образа предприятия;
4) создание отличительных преимуществ у товаров или услуг, производимых предприятием сферы сервиса.
Все поставленные цели, так или иначе, связаны с прибылью, текущей или ожидаемой в будущем. Достижение этих целей предприятием сферы сервиса зависит от технологии и организации производства и от того, как продукцию предприятия оценивают потребители. Степень удовлетворенности потребителей продукцией приятия отражается на уровне спроса на продукцию, производимую предприятием сферы сервиса. Этот спрос не является неизменной величиной: предприятие сферы сервиса может оказывать на него воздействия. Эти воздействия называются маркетинговыми усилиями. Они входят как составляющие в более общий процесс управления маркетингом, который включает в себя анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработку комплекса маркетинга и претворение в жизнь маркетинговых мероприятий.
Для того чтобы осуществлять управление спросом, предприятие может использовать целый ряд инструментов. Перечислим основные из них.
Товар. Это могут быть «осязаемые» вещи, услуги и т.п. Различают товар по замыслу, товар в реальном исполнении, товар с подкреплением. Предприятие сферы сервиса может управлять товаром на всех трех уровнях.
Цена. Это чрезвычайно важный инструмент маркетинга. Опрос руководителей фирм в США в 1986 г. показал, что большинство из них ставит этот фактор на первое место. Нужно отметить, что цена не всегда может контролироваться предприятием. Это связано с возможным наличием конкурентов и необходимостью сверять с ними свою ценовую политику.
Методы распространения товара. Пользуясь этим инструментом, предприятие сферы сервиса может воздействовать на спрос своего товара путем его размещения. Возможно использование прямого маркетинга, т.е. продажи без посредников.
Методы стимулирования. Под стимулированием спроса понимается рекламная деятельность, направленная на создание у потребителя образа товара, распространение сведений о достоинствах и отличительных особенностях производимой продукции.
Существуют также факторы, не контролируемые маркетингом, но оказывающие влияние на все его мероприятия. К таким факторам относятся действия правительства, технология, независимые средства маркетинговой информации, конкуренты, экономика.
Схематически процесс управления маркетингом показан на рис. 3. Это система управления сложным объектом с обратной связью при наличии возмущений.
Обратная связь изображена пунктиром. Наблюдая за спросом потребителей, предприятие постоянно корректирует свои управляющие воздействия (изменяет товар, цену, каналы сбыта, рекламу) таким образом, чтобы величина и характер спроса наилучшим образом соответствовали целям предприятия.
Для успешной реализации комплекса маркетинга предприятию сферы сервиса необходимо наличие рыночного механизма, который —— дает предприятию работать эффективно, с минимальными издержками, и производить именно то, что надо потребителю, и притом в нужных количествах. Любая экономическая система для эффективного функционирования должна решать три основные проблемы: что производить, как производить и как распределять произведенные товары.
Таким образом, решение трех главных экономических проблем возможно на основе действия рыночного механизма.
Если рассмотреть систему взаимодействия рынков товаров и необходимых для их получения факторов производства, то окажется, что равновесие цен и производства достигается путем проб и ошибок. Покупатели и продавцы согласуют спрос и предложение на каждом из этих рынков. Таким образом:
— что производить: определяется голосованием посредством денежной единицы потребителя путем выбора покупки того или другого товара;
— как производить: конкурентную борьбу может выиграть только тот, у кого издержки минимальны. Значит, необходимо использовать наиболее эффективные методы производства;
— для кого производить: в условиях рыночной экономики доходы потребителей складываются от продажи трех основных факторов: труда, земли и капитала. Рынки этих факторов определяют уровни заработной платы, ренты, процента и прибыли.