ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.04.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
Тема 7. Планирование в сфере сервиса.
1. Планирование на предприятиях сервиса в условиях конкуренции.
2. Планирование маркетинга, производственной деятельности и менеджмента.
1. Планирование на предприятиях сервиса в условиях конкуренции.
Переход к рыночным отношениям для субъектов экономики Российской Федерации изменяет не только правила функционирования и экономические постулаты, но и всю идеологию как построения, так и управления предприятиями сферы сервиса. Ограниченность финансовой основы для инвестиций в сферу сервиса повышает значение и актуальность мер институционально-организационного характера, создающих при ограниченных затратах необходимые условия для эволюционного развития предприятий и их адаптации к важнейшему атрибуту рыночной экономики — конкурентной среде.
Важнейшим инструментом решения специальных и структурных проблем предприятий сферы сервиса, возникающих в современных условиях, является рыночное планирование, которое в отличие от традиционных систем, используемых для разработки планов, ориентирует на взаимодействие с внешней средой.
В аналитическом планировании проблемы разрешаются и постоянно переопределяются через процесс обучения, а само планирование рассматривается как непрерывно развивающийся процесс. Акцент делается на создание альтернативных сценариев будущего, опираясь на существующий потенциал и развивая его для повышения вероятности наиболее желательных исходов, а не на простое приспособление к тому, что принесет будущее.
С учетом круга решаемых проблем в конкретной среде предприятие сферы сервиса можно рассматривать как иерархическую структуру деятельности, направленную на поиск неудовлетворительного спроса на продукцию (услуги) и эффективного способа ее производства в условиях неопределенности. Именно неопределенность внешней среды заставляет менеджеров искать эффективные решения проблем, которые позволяют существенно ограничить количество анализируемых альтернатив, снизить размерность и трудоемкость решаемых задач и синтезировать необходимую количественную информацию для принятия эффективных решений.
Планирование развития предприятий сферы сервиса является динамической и целенаправленной деятельностью, связанной с выбором направлений действий и средств для приведения его в прогнозируемом периоде из вероятного (определяемого существующими условиями и потенциалом) в наиболее желательное (с позиции основных целей) состояние. Его сущность заключается в попытке синтезировать в настоящем периоде большое количество явлений, которые проявляются в различные моменты будущего. При этом необходимо предусмотреть вероятность адаптации предприятия сферы сервиса к вероятным угрозам и возможностям во внешней среде при достижении намеченных целей.
Методологическая проблема планирования развития заключается в том, что требуется совместить две противоречивые цели: с одной стороны, обеспечить стабильность планов развития предприятия сферы сервиса при реализации и, с другой стороны, допускать изменения в конкурентной среде для использования открывающегося многообразия форм и достижения эффективной деятельности.
Разрешение этой методологической проблемы требует системного подхода, объединяющего два связанных процесса: обучения и эволюции (модификации) производственных систем. Обучение реализуется прямым процессом планирования «от достигнутого уровня», представляющего собой упорядоченную во времени последовательность событий от настоящего момента к будущему. Результатом процесса является прогнозирование вероятного будущего состояния (исходов) объекта развития в зависимости от тенденций изменений во внешней среде.
Целесообразные эволюционные изменения в деятельности производственных систем определяются на основе обратного процесса планирования. При этом состояние объекта развития рассматривается, начиная с наиболее привлекательного (желательного) исхода в момент времени в обратном направлении к настоящему. На основе обратного процесса выявляются эффективные стратегии и набор средств, обеспечивающие повышение вероятности желательных для предприятия исходов и снижающих вероятность нежелательных исходов. Этот процесс называется планированием «от конечного результата».
Процесс развития производственной системы является следствием большого числа взаимодействий и взаимозависимостей между различного типа объективными и субъективным факторами, отличающимися значимостью, а также возникающими отношениями между различного типа потребителей и субъектами рынка, имеющими разные цели и интересы. Эти факторы определяют вероятность одной из возможных альтернатив развития производственной в системы, которая будет приемлема для всех заинтересованных групп с определенной степенью компромисса.
Построение общей математический модели планирования развития производственной системы, обеспечивающей учет многочисленных факторов и противоречивых интересов, затруднительно вследствие неявной формы взаимозависимости многих факторов и интересов.
Необходимость обоснования и обеспечения практической реализации задач планирования потребовали создания системы поддержки принятия управленческих решений, опирающейся на отдельные математические положения теории и анализа иерархий и экономического анализа. Цель системы — обеспечить менеджмент предприятия сферы сервиса надежной количественной информацией, адекватно описывающей: возможные состояния (исходы) предприятия в плановом периоде при различных сценариях (изменениях) конкурентной среды; анализируемые альтернативы; направления развития объектов; критические компоненты объектов; влияние организационно-управленческих средств и механизмов на целевые ориентиры.
— структурирование исследуемых проблем развития предприятия в виде иерархии с различной степенью дифференциации позволяет: снизить уровень параметров проблемы; учитывать весь диапазон предпочтений и восприятия участников, принимающих решения; детализировать требуемые оценки и привести их в соответствие с психометрическими возможностями потребителя;
— в алгоритм включены проверки на непротиворечивость информации на основе расчета индекса и отношения согласованности как для отдельных бинарных матриц, так и для всей иерархии;
— математическая правомерность разрешающего правила базируется на методе собственного значения бинарных матриц и принципа декомпозиции, имеющего четкое математическое обоснование;
— для повышения объективности результатов вычислительный процесс базируется на сочетании принципов «обучающей выборки» и проверки «порядковой транзитивности», на основе которых выявляются наиболее несогласованные оценки доминирования. Программным способом эти оценки заменяются на собственные значения, полученные расчетом с учетом «обучающих выборок» в итеративном процессе. В качестве «обучающих выборок» используются оценки доминирования, полученные на базе объективной количественной информации;
— любое соотношение между вариантами решений объяснимы с помощью анализа приоритетов элементов структуры по нисходящим уровням иерархии, что позволяет понять, как получено то или иное значение варианта решения.
Данные процедуры являются важным инструментарием для решения задач, возникающих перед менеджментом в процессе планирования организационного совершенствования и развития предприятия сферы сервиса. Они позволяют также формировать количественные оценки прогнозных значений результатов деятельности предприятия по годам планового периода в форме индексов по отношению к базовому году, в том числе таких показателей, как объем и рентабельность реализованной продукции в существующих и новых видах деятельности.
2. Планирование маркетинга, производственной деятельности и менеджмента.
План маркетинга на предприятиях сферы сервиса должен учитывать тип рынка и тип маркетинга. Выделяют следующие типы рынков:
1) рынки потребительских товаров. Это рынок, на котором покупки и приобретение товаров иным способом совершают отдельные лица для личного потребления;
2) рынки товаров промышленного назначения. Это совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другим потребителям;
3) рынок промежуточных продавцов. Это совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя;
4) рынок государственных учреждений. Такой рынок состоит из организаций правительства и местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения функций власти.
Планируемый тип маркетинга определяется ситуацией на рынке. Известны следующие типы маркетинга:
1) развивающий маркетинг представляет собой процесс целенаправленного превращения потенциального спроса в реально предъявляемый к появлению на рынке нового товара. Предприятие, представляющее на рынок принципиально новое изделие, в течение некоторого времени имеет монопольное положение, что позволяет в некоторых случаях продавать товар по максимально возможной цене;
2) конверсионный маркетинг направлен на преодоление негативного спроса, характеризующийся тем, что все или большинство сегментов рынка по каким-либо причинам отвергают данный товар. Цель данного вида маркетинга — формирование позитивного спроса;
3) стимулирующий маркетинг осуществляется в условиях полного отсутствия спроса на товары с целью создания спроса. Чаще всего задача стимулирующего маркетинга — убедить покупателей в полезности произведенного товара;
4) ремаркетинг представляет собой процесс целенаправленного оживления снижающегося спроса. Для ремаркетинга характерно обострение конкуренции между предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию. Иногда одно или несколько предприятий идет на снижение цены на товар для сохранения своей доли на данном рынке;
5) синхромаркетинг решает задачи колеблющегося спроса и сглаживания колебаний. Колеблющийся спрос в отдельные отрезки времени может или превышать производственные возможности, или оказаться меньше предложенного вида товаров или услуг. Когда спрос превышает производственные возможности, открывается возможность для конкурирующих предприятий увеличить свою прибыль и долю на рынке. Часто колебание спроса зависит от сезона;
6) поддерживающий маркетинг осуществляется в тех случаях, когда уровень и структура спроса на товары и услуги предприятия полностью соответствуют уровню и структуре предложения. Главная задача поддерживающего маркетинга заключается в осуществлении постоянного контроля над теми факторами, которые могут изменить ситуацию на рынке (появление новых конкурентов и факторов, влияющих на колебание спроса). Вторая задача — это контроль за соответствием цены и спроса;
7) демаркетинг проводится в тех случаях, когда чрезмерный спрос не может быть оперативно удовлетворен по какой-то очень веской причине. В этом случае предприятие стремится сохранить свою долю в данном сегменте рынка, прекращают любое стимулирование продажи;
8) контрмаркетинг направлен на погашение иррационального спроса на устаревшие и социально опасные товары. В последнем случае контрмаркетинг проводится, как правило, по социальному заказу и осуществляется достижением желаемого объема продаж товара на целевом рынке.
План маркетинга обычного или марочного изделия включает целующие разделы:
— сводка контрольных показателей;
— изложение текущей маркетинговой ситуации;
— перечень опасностей и возможностей;
— перечень проблем и задач;
— стратегии маркетинга;
— программы действий;
— бюджеты;
— порядок контроля.
Планирование производственной деятельности наиболее освещенный в литературе тип планирования, которому в условиях директивной экономики уделялось большое внимание. Основные методы такого планирования сохраняют актуальность и для рыночной экономики. Однако в связи с высокой динамикой рыночной ситуации переходного периода возможны трудности в задании календарного периода для перспективного, текущего и оперативно-календарного планирования. В таком случае деление планов по периоду упреждения на перспективное, текущее и оперативно-календарное планирование может определяться степенью охвата этапов жизненного цикла и цикла разработки товара, иерархическим уровнем объекта планирования, содержанием планируемых аспектов и параметров.
При классификации планирования производства выделяют;
— по периоду упреждения: перспективное, текущее, оперативно-календарное планирование;
— по содержанию: планирование производства основной продукции, конструкторской и технологической подготовки производства, изготовления инструмента, ремонта основных фондов, работы транспорта, производства энергии, приобретения материалов и топлива, труда и заработной платы, совершенствования техники, технологии, организации и управления производством и др.
Цели производственного планирования выражаются следующими альтернативными требованиями:
1) минимизация затрат на изготовление определенного количества продукции;