ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 0
Психологическийликбез
Компетенции: с чем это едят?
На сегодняшний день ком- петентностный подход ши- роко используется в сфере бизнеса и образования для отбора и подготовки кадров. Крупные компании разраба- тывают собственные мо- дели компетенций для повы- шения эффективности своих сотрудников. Тут и там мы слышим это слово. Однако, знаем ли мы на самом деле, о чем речь?
Компетенция? Что это?
Компетенция, как и любой современный термин, имеет множество определений.
Наиболее общее из них говорит нам, что это совокупность знаний,уменийиличностныхсвойств/ установок, которые способствуют наиболее эффективному выполне- ниюкакой-либодеятельности.При этом не следует путать используемое здесь определение с понятием «компетенция» как области ответственности и полномочий (напр.: решение вопроса в чьейлибо компетенции).
Спозиции бизнеса компетенцию скорее можно охарактеризовать как определенное требование со стороны компании к своим сотрудникам. Таким образом, набор компетенций – точнее модель компетенций – это определенный список этих требований, практически «кодекс» эффективного поведения работника.
Спозиции психологии компетенция — базовое качество индивидуума, имеющее причинное отношение к эффективному и/или наилучшему на основе критериев исполнению в работе или в других ситуациях.
Базовое качество означает, что компетенция является очень глубоко лежащей и устойчивой частью человеческой личности и
можетпредопределятьповедение человекавомножествеситуацийи рабочих задач.
Причинное отношение означает, что компетенция предопределяет или вызывает определенное поведение и исполнение.
На основе критериев — значит, что компетенция действительно прогнозирует хорошее или
плохоеисполнение,которое измеряется при помощи конкретного критерия, или стандарта.
Итак, о каждом из подходов немного подробнее.
Вобщем и целом
Всамом широком смысле компетенцию можно представить
ввиде следующей схемы:
Определение компетенции
|
Стремление |
|
|
|
|
|
Действие |
|
|
|
Результат |
|
|
Личные качества |
|
|
|
|
|
Поведение |
|
|
|
Исполнение работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мотивы |
|
|
|
|
|
Навыки |
|
|
|
|
|
|
Свойства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я-концепция |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знания |
Пример: мотивация достижения |
||||||||||
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Постановка цели, |
|
|
|
|
|
|
Мотивация |
|
|
|
|
|
личная |
|
|
|
Постоянное |
|
|
|
|
|
|
|
ответственность, |
|
|
|
|
||
|
достижения |
|
|
|
|
|
|
|
усовершенствование |
|
||
|
|
|
|
|
|
использование |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
обратной связи |
|
|
|
|
|
“Делаем лучше” |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Качество, |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
продуктивность, |
|
Конкуренция со |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
продажи, |
||
стандартами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
прибыль |
||
совершенного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
исполнения |
|
|
|
|
|
Просчитанные |
|
|
|
Инновации |
|
|
Уникальное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
риски |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
достижение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Новые продукты, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
услуги и процессы |
Рис. 1 Модель причинного потока компетенций
31
Компетенции всегда содер- |
чем выше уровень работника, |
• корпоративные |
и |
про- |
|||||||||||
жат намерение, с помощью кото- |
тем больше в его подчинении спе- |
фессиональные компетенции |
не |
||||||||||||
рого мотив, или свойства, будут |
циалистовразныхобластейисфер |
дублируют друг друга, но вместе |
|||||||||||||
работать на результат. Как прави- |
и тем важнее для него становятся |
образуют целостную систему тре- |
|||||||||||||
ло, это мотивы или компоненты Я- |
корпоративные и управленческие |
бований компании к знаниям и на- |
|||||||||||||
концепции, которые обеспечивает |
компетенции. |
|
|
|
выкам работников; |
|
|
||||||||
стремлениеили«толчок»кисполь- |
Чем выше уровень работника, тем больше в его |
||||||||||||||
зованию знаний или навыка. По- |
|||||||||||||||
подчинении специалистов разных областей и сфер и |
|||||||||||||||
ведение без намерения не может |
|||||||||||||||
рассматриваться |
как составляю- |
тем важнее для него становятся корпоративные и |
|||||||||||||
щая компетенции. |
|
управленческие компетенции. |
|
|
|
||||||||||
Бизнес-подход |
|
В |
свою |
|
очередь, |
|
рядовому |
• к модели применима уни- |
|||||||
Еслиговоритьокомпетенциях |
|
|
|||||||||||||
работнику, выполняющему огра- |
фицированная шкала оценки. |
|
|||||||||||||
как о требованиях, которые Ком- |
|
||||||||||||||
ниченный ряд должностных обя- |
Психологический подход |
||||||||||||||
пания предъявляет к своим со- |
занностей, связанных непосредс- |
||||||||||||||
трудникам,тоихможноразделить |
твенно |
с его |
специальностью, в |
В любой компетенции заложе- |
|||||||||||
на две основные группы. |
ны базовые качества людей – так |
||||||||||||||
большейстепениважныпрофесси- |
|||||||||||||||
1. |
Корпоративные компетен- |
обозначают «варианты поведения |
|||||||||||||
ональныекомпетенции.Однакоон |
|||||||||||||||
ции: |
|
|
|
|
также является частью большой |
илимышления,распространяемые |
|||||||||
• |
показывают, как ценности |
на различные ситуации и длящие- |
|||||||||||||
команды под названием «Компа- |
|||||||||||||||
бренда и стратегические приори- |
ся довольно значительный период |
||||||||||||||
ния». А значит, корпоративные |
|||||||||||||||
тетыКомпаниидолжныпроявлять- |
компетенции также должны быть |
времени». |
|
|
|
||||||||||
ся в поведении сотрудников; |
развиты. |
|
|
|
|
Можно выделить пять основ- |
|||||||||
• |
задают |
корпоративные |
|
|
|
|
ных типов базовых качеств. |
|
|||||||
требования ко всем сотрудникам |
Корпоративные и профессио- |
1. Мотивы. То, о чем человек |
|||||||||||||
Компании в зависимости от уров- |
нальные компетенции |
|
объединя- |
думаетиличегохочетпостояннои |
|||||||||||
ня должности; |
|
|
|
ют в модель компетенций компа- |
что провоцирует действие. Моти- |
||||||||||
• отражают требования к уп- |
нии,согласнокоторойпроисходит |
вы «нацеливают, направляют и вы- |
|||||||||||||
равленческому стилю руководите- |
отбор, оценка персонала, форми- |
бирают» поведение на определен- |
|||||||||||||
лей на различных уровнях |
руетсякадровыйрезервикоторая |
ные действия или цели и уводят в |
|||||||||||||
2. |
Профессиональные компе- |
отвечает ряду требований: |
сторону от остальных. |
|
|
||||||||||
тенции: описывают |
специальные |
• |
корпоративные |
|
компе- |
Пример: |
мотивированные на |
||||||||
знания и навыки, необходимые |
тенции |
являются инструментом |
достижение люди постоянно ста- |
||||||||||||
для работников конкретной функ- |
реализации |
стратегии |
развития |
вят перед собой многообещаю- |
|||||||||||
ции, профессии. |
|
|
Компании и |
отражают |
ценности |
щие и трудные цели, несут личную |
|||||||||
Обычновзависимостиотуров- |
бренда в поведении работников; |
ответственность за их достижение |
|||||||||||||
ня должности работников (в ли- |
• |
компетенции |
описывают- |
ипользуютсяобратнойсвязьюдля |
|||||||||||
нейке специалист-руководитель) |
ся в терминах наблюдаемого по- |
достижения лучшего результата. |
|||||||||||||
приоритеты |
типа |
компетенций |
ведения, учитывая существенную |
2. Психофизиологические осо- |
|||||||||||
распределяется |
по |
следующему |
разницу между должностными по- |
бенности (или свойства). Физи- |
|||||||||||
правилу: |
|
|
|
зициями в компании; |
|
|
ческиехарактеристикиисоответс- |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
твующие реакции на ситуации или |
||||
Профессиональные |
|
|
|
|
|
|
информацию. |
|
|
|
|||||
компетенции |
|
|
|
|
|
|
|
|
Пример: скорость реакции и |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
хорошее зрение – физиологичес- |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кие особенности для компетенций |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
боевого пилота. |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Я-концепция. Совокупность |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
установок и ценностей ценности |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
или образ-Я человека. |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Человеческие ценности – это |
||||
|
|
|
|
|
|
Корпоративные |
|
ответные мотивы, которые |
про- |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
гнозируют действия человека на |
||||||||
|
|
|
|
|
|
компетенции |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
краткосрочный период в ситуаци- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Руководители |
Топ-менеджмент |
ях, когда «за старшего» остаются |
||||||||
Рабочие/ |
|
Руководители |
другие. |
|
|
|
|||||||||
специалисты |
среднего звена |
структурных |
|
|
|
|
Пример: |
человек, |
который |
||||||
|
|
|
|
|
подразделений |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ценит лидерство, имеет большую |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32
вероятность проявить лидерство в поведении, если ему дадут задание, которое будет «тестом на лидерские способности». Люди, ценящие работу, заключающуюся «в руководстве», но не склонные влиять на других на уровне мотивации, часто добиваются руководящих постов, но терпят на них неудачу.
4.Знание. Информация, которой обладает человек в определенных содержательных областях.
Пример: знания хирурга о нервах и мускулах человеческого тела.
Знание – сложная компетенция. Баллы за тесты на знания зачастую не в состоянии прогнозировать исполнение работы, так как они не могут измерить то, как знания и навыки используются в работе. Во-первых, многие тесты назнанияизмеряютмеханическое запоминание, тогда как на самом деле важна способность найти информацию. Запоминание конкретных фактов менее важно, чем знание о том, какие факты по конкретному вопросу вообще существуют и где при необходимости их найти. Во-вторых, тесты на знания – «ответные». Они измеряют способностьтестируемыхвыбрать правильный ответ из нескольких вариантов, а не способность человека действовать на основе своих знаний.Например,способностьвыбрать, какой из пяти пунктов действенен в качестве доказательства, сильно отличается от способности выстоять в конфликтной ситуации
иприводить убедительные доводы. Наконец, знания лучше всего прогнозируют, что человек может сделать, а не то, что он сделает.
5.Навык. Способность выполнять определенную физическую или умственную задачу.
Пример: навык стоматолога пломбироватьзубы,неповреждая при этом нерв.
В рамках структуры личности это выглядит следующим образом:
тип или уровень компетенции имеет практический смысл для планирования человеческих ре-
Модель айсберга
База личности:
труднее всего
развить
Навыки
Внешняя
часть
Я-концепция
Навыки Знания Свойства
Мотивы
Скрытая |
Я-концепция |
Установки |
|
часть |
Ценности |
||
Свойства |
|||
|
|
||
|
Мотивы |
|
|
|
|
Знания |
Поверхностные:
проще всего развить
Рис. 2 Центральные и поверхностные компетенции
сурсов; знания и навыки имеют тен-
денцию быть видимыми и относительно поверхностными характеристиками людей, в то время как Я-концепция, свойства и мотивы, присущие компетенции, более скрыты, «глубоки» и находятся в самойсердцевинеличности,а значит, поверхностные компетенции (знания и навыки) относительно просто развить; тренинг – наиболее рентабельный способ укрепить и сохранить эти способности у сотрудников.
Глубинные компетенции (мотивы и свойства), лежащие в основе айсберга личности, оценить и развить труднее; рентабельнее отбирать людей по наличию этих характеристик.
Компетенции на основе Я-кон- цепции лежат где-то посередине. Установки и ценности, такие как уверенность в себе (видение себя «руководителем», а не «техником/ профессионалом»), можно изменить при помощи тренинга, психотерапии, но на это потребуется больше времени и усилий.
Зачем все это?
Многие компании выбирают сотрудников, основываясь на компетенциях поверхностных знаний
инавыков («мы нанимаем людей с дипломами МВА хороших биз- нес-школ»), и предполагают, что новички либо имеют скрытые компетенции, связанные с мотивами
исвойствами, либо что их можно
привить при помощи хорошего руководства. Обратный вариант – и это подтвердили на своем опыте многиекоманиисмировымимением – более рентабелен: компании должны набирать людей в зависимости от базовых компетенций, включающих мотивы и свойства,
иобучать набранных навыкам и знаниям, нужным для конкретной работы.
Всложных работах, при прогнозировании наилучшего исполнения, компетенции относительно важнее,чемсвязанныесзаданием навыки, умственные способности или дипломы. В более высокоуровневых технических, профессиональных и руководящих работах почти каждый имеет уровень интеллекта (IQ) 120 баллов и выше
иученую степень, полученную в хорошем университете. На таких работах наилучшего исполнителя отличает мотивация и межличностные навыки - и все они являются компетенциями. Или, как выразился один директор по персоналу: «Можно и индейку научить лазать по деревьям, но проще нанять белку». Получается, что изучение компетенций - самый рентабельный способ найти людей на эти позиции.
психолог центра оценки, мониторинга персонала и молодежной политики Мария Хорошунова
*Статья подготовлена на основе
«Competence at work: Models for Superior Performance» by Lyle & Signe Spenser
33
Немногоонас
ДЦОМП
Официальным «днем рождения» Центра оценки, мониторинга персонала и молодежной политики можно считать 15 июня 2010 г., когда согласно распоряжению ОАО «РЖД» № 1279р на всех 16 дорогах были созданы подобные Центры. Штат Центров невелик от 8 до 10 человек, количество штатных единиц варьируется в зависимости от категории дороги. На Юго-Восточной железной дороге Центр состоит из 8 сотрудников.
Центр оценки, мониторинга персонала и молодежной политики работает по трем основным направлениям:
•оценка работников в целях формирования кадрового резерва и замещения соответствующих должностей руководителей и специалистов.
Одним из основных методов оценки на данный момент является «Ассессмент–центр», позволяющий определить уровень развития корпоративныхкомпетенций– тех требований, которые компания предъявляет к своим работникам уже сегодня и которые в будущем будутявлятьсянормой(подробнее
окорпоративных компетенциях
– в статье «Компетенции: с чем этоедят?»).
•проведение социологических опросов, мониторингов по наиболее актуальным вопросам, как корпоративных, так и региональных, под определенные задачи;
•участие в реализации корпоративной молодежной политики ОАО «РЖД». Вовлечение молодых работников в решение корпоративных задач, в том числе инновационную деятельность, развитие молодежного сотрудничества, совершенствование условий для развития профессиональных и корпоративных компетенций и ка-
рьерного продвижения, духовнонравственное воспитание молодежи.
Для развития корпоративных компетенций психологом нашего Центра Марией Хорошуновой разработана «Программа развития лидерских качеств молодых руководителей». Данная программа направлена также на формирование процессуального видения, способствующего выработке грамотной стратегии и урегулированию конфликтов. Приглашаем заинтересовавшихся молодых руководителей принять участие в этой программе; ее реализация запланирована на апрель - июнь 2012 г. (более подробная информа- ция размещена на сайте Центра оценки, мониторинга персонала и молодежнойполитики).
Успех работы по каждому направлению деятельности, конечно же, зависит не только от сотрудников Центра, но и от работников различных подразделений дороги. Центр выражает благодарность службе управления персоналом, которая охотно делится своими знаниями и опытом, кадровым работникам структурных подразделений, оказывающих помощь в проведении анкетирования со-
трудников на местах, дорожному центрунаучно-техническойинфор- мации и библиотек, службам корпоративных коммуникаций, технической политики.
Хотелось бы отметить, что 2011 год стал периодом запуска и становления работы Центра на нашей дороге: была организована материально-техническая база, укомплектован штат сотрудников, разработаны нормативные документы, регламентирующие работу, проведено дополнительное обучение сотрудников Центра по основным направлениям деятельности, введен в эксплуатацию собственный сайт в Интранете, выпущены информационные материалы. Были сделаны первые шаги по организации и проведению таких мероприятий как «Лидеры перемен», «Новое звено», «Слет молодежи Юго-Восточной железной дороги», помощь детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Конечно же, многое запланировано и на 2012 год, например, периодический выпуск журнала о реализациимолодежнойполитики на Юго-Восточной железной дороге, первый номер которого Вы держите в руках.
34
ТеМА (территория молодежного актива)
№1, март 2012 г.
Выпуск подготовлен ДЦОМП ЮВЖД
Отпечатано в
ООО «Кор-Норд»
Тираж 500 экз.
Календарь
36