ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.04.2024
Просмотров: 510
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
В.И. Громов. Осознанные сновидения.
Глава 1. Теория осознанных сновидений.
Глава 2. Практика осознанных сновидений.
1. Первые шаги в познании снов.
1.2. Как вести журнал сновидений.
1.4. Планирования усилий для получения максимальной отдачи.
1.5. Навыки глубокой релаксации.
2.1. Проверка состояния сознания.
2.3. Комбинированная техника Толи.
2.4. Мнемоническое вхождение в осознанное сновидение.
3. Сознательное вхождение в сон.
3.1. Осознанные сновидения, инициируемые из состояния бодрствования.
3.2. Сосредоточение на гипнагогических образах.
3.4. Что такое лотос сновидения.
3.5. Сосредоточение на различных воображаемых объектах.
3.6. Сосредоточение на телесных ощущениях, или своем "я".
4. Принципы и практика осознанных сновидений.
4.2. Что делать, если вы все-таки проснулись раньше времени.
4.3. Как сохранить осознанность.
4.5. Контроль над сновидениями.
4.7. Расширение спектра ощущений во сне.
4.8. Управление осознанным сном.
4.9. Как во сне попасть в нужное место.
4.10. Создание новой обстановки.
5.2. Исследование сновидческой реальности.
6.1. Осознанные сновидения и "пиковые достижения".
6.3. Моделирование жизненных ситуаций.
6.3.2. Воспитание веры в себя.
6.3.3. Строительство счастливого будущего.
7.1. Как войти в творческое осознанное сновидение.
7.2. Семинар в осознанном сновидении.
8. Избавление от ночных кошмаров.
6.3. Моделирование жизненных ситуаций.
С помощью осознанных сновидений можно моделировать любые жизненные обстоятельства. Как и в случае спорта, мы можем заранее отрепетировать навыки и стиль поведения, которые позволят нам впоследствии оптимальным образом действовать в реальных ситуациях, таких как устные экзамены, встреча с влиятельным деловым партнером, хирургическая операция или трудный разговор с любимым человеком.
6.3.1. Преодоление волнения.
Иногда недостаточно просто освоить какой-то навык. Часто бывает необходимо продемонстрировать его перед аудиторией. Большинство людей хотя бы немного, но нервничают, когда им приходится выступать перед публикой. Многих же при необходимости сделать доклад, произнести речь, и т.п. охватывает сильный страх.
Упражнение: выступление перед публикой во сне.
1. Сформулируйте свое намерение перед тем, как ложиться спать. В течение дня и вечером перед сном обдумайте, что бы вы хотели сделать в осознанном сновидении. Если можно, прорепетируйте свое выступление, концерт, танец и т.п. При этом напоминайте себе, что сегодня ночью во сне у вас выступление перед публикой. Если такая репетиция невозможна, составьте план выступления и представьте себе процесс его реализации в осознанном сновидении.
2. Войдите в осознанное сновидение и подготовьте себе поле деятельности. С помощью выбранной вами техники войдите в осознанное сновидение, а затем отправляйтесь в концертный зал, на стадион или в зал заседаний, то есть туда, где должно произойти ваше выступление. Если во сне вам не удалось попасть туда, куда вы хотите, начните выступление там, где находитесь.
3. Войдите в контакт с публикой. Посмотрите на людей. Помните, что их неприветливый вид - это результат вашего волнения, связанного с ожиданием неудачи. Улыбнитесь публике, поприветствуйте ее. Если вы сделаете это искренне, они почти наверняка примут вас дружелюбно и благодарно. Главное, не надо бояться критики с их стороны или думать о том, что они о вас скажут: в конце концов, утром их здесь уже не будет. Но пока вы в осознанном сновидении, они могут помочь вам максимально раскрыть свои возможности.
4. Выступайте. Действуйте в соответствии со своим планом и пусть это доставит вам удовольствие.
Комментарий: Если и после выполнения всех указаний вы не избавились от страха перед аудиторией, попробуйте видоизменить технику - выступайте в полном одиночестве. Сосредоточьтесь на ощущениях свободы и раскрепощенности. Представьте себе с симпатией относящегося к вам человека, сидящего в заднем ряду, - пусть это будет ваш близкий друг или даже вы сами. Когда весь задний ряд, а за ним и весь зал заполнится дружелюбно настроенными людьми, возьмите в руки виолончель или теннисную ракетку и поступайте, как велит сердце.
6.3.2. Воспитание веры в себя.
Как правило, мы недооцениваем себя, стараясь делать только то, что, по нашему мнению, нам по силам. Осознанные сновидения - один из способов воспитания уверенности в себе, доверия к своим возможностям: во сне мы можем без опасения изменить свое поведение, и это придаст нам веры в себя, облегчив тем самым внедрение аналогичных моделей поведения в реальную жизнь.
Наблюдения, сделанные в мире бодрствования, переносятся потом в сновидения. Отдавая себе в осознанных сновидениях отчет о своем состоянии, мы можем проводить независимые наблюдения - наблюдать за результатами нового рода деятельности, производимой как нами самими, так и другими людьми, и, если они нас удовлетворяют, взять на вооружение этот новый навык.
Например, если вы человек робкий и застенчивый, в осознанных сновидениях можно попробовать быть открытым и напористым. Успех во сне поможет вам освоить новый стиль поведения в реальной жизни; даже частично удовлетворительный результат значительно сократит объем усилий, затрачиваемых на освоение нового стиля поведения.
6.3.3. Строительство счастливого будущего.
Обсуждая роль осознанных сновидений в планировании нашей жизни, рассмотрим следующее утверждение Бандура: "Представляя события, желаемые в будущем, человек тем самым формирует стиль поведения, способствующего реализации этих событий". Воображая определенное устройство нашей будущей жизни, мы тем самым подготавливаем себя к его осуществлению. Акт создания конкретного мысленного образа, в котором мы видим себя счастливыми и преуспевающими, укрепляет наше намерение действовать так, чтобы реализовать эти образы на практике.
Осознанные сны в силу исключительной яркости сопровождающих их образов являются идеальным местом создания картин вашего успеха в будущем. Желая похудеть, вы можете увидеть себя во сне с фигурой, какую вам хотелось бы иметь, запомнить ощущения, сопровождающие это состояние, и нацелиться на достижение этого состояния во время бодрствования. Возможно, вы хотите бросить курить. Тогда вам будет полезно увидеть себя в возрасте этак восьмидесяти лет, бодро, безо всякой одышки взбирающегося по горному склону. Если вы будете продолжать курить, такое будущее никогда не станет реальностью, поэтому, стремясь к достижению желаемой формы, вы найдете в себе силы порвать с привязанностью к табаку.
Счастливое будущее, которое вы создаете в своих осознанных снах, может касаться не только непосредственно вас. Чем больше людей на Земле будут мечтать о мире и счастье для всех ее обитателей, тем больше вероятность того, что мы переживем нынешние кризисы и сможем реализовать величайшие возможности человеческого рода.
7. Решение творческих задач.
На протяжение всей письменной истории сновидения считались источником вдохновения практически во всех областях человеческой деятельности - литературе, науке, технике, музыке, изобразительном искусстве и спорте.
Общеизвестные примеры писателей, черпавших свое вдохновение из снов, - Роберт Льюс Стивенсон, приписывавший многие из своих сюжетов сновидениям (в их числе, "Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда") и Сэмюэль Тэйлор Колридж со своей опийной поэмой "Кубла-Хан". В науке можно привести пример Фридриха Кекуле, который во сне открыл структуру молекулы бензола, и Отто Лоуи, с его идеей эксперимента, доказывающего химическую природу передачи возбуждения в нервном волокне. В области техники также известны примеры изобретений, сделанных во сне, в том числе швейная машина Элиаса Хау. Художники Уильям Блейк и Поль Клее увидели мотивы некоторых из своих работ в сновидениях. Моцарт, Бетховен, Вагнер, также не раз черпали вдохновение из снов. В спорте один из наиболее известных случаев произошел с мастером гольфа Джеком Никлосом, который, по его словам, придумал во сне прием, сразу давший ему преимущество в десять ударов. И это за одну ночь! Эти примеры, свидетельствуют об огромном творческом потенциале, заложенном в сновидениях.
Разные люди вкладывают в понятие творчества разный смысл. Чересчур серьезное отношение некоторых людей к этому понятию связано с тем, что они подразумевают под творчеством редкий талант, свойственный только людям искусства. Однако творчество означает всего лишь использование своего воображения для создания чего-то нового, будь то произведение искусства или домашняя газета. Нельзя помочь человеку стать творцом. Сущность творчества состоит в придании старым идеям или концепциям новой формы. Каждое предложение, которое мы произносим (если только это не цитата), является результатом творчества. То, насколько творческим является предмет или действие, зависит от уникальности способа использования его элементов. Из-за чего настоящее творчество бывает таким непостижимым, так это из-за состояния ума, при котором идеи связываются в новые, уникальные ассоциации. Ключевым моментом в исследовании творчества является выявление простых средств волевого доступа к таким состояниям.
Сновидения могут служить неисчерпаемым источником творчества. Почему - это вам поможет понять экскурс в современное знание об этом процессе.
Существует несколько уровней творчества, так же как и несколько уровней осознанности. Способность к творчеству, как и способность решать задачи, является универсальным человеческим свойством. Как уже говорилось, она не ограничивается лишь высоким искусством или любой другой формальной дисциплиной. Творчеством можно назвать все, что может быть сделано по-новому, нестандартно, спонтанно, с выдумкой.
Каждый человек время от времени пребывает в творческом состоянии, а некоторые находятся в нем очень подолгу. Исследователи по данному вопросу сходятся в том, что творческое самовыражение, это длительный процесс. Часто кажется, что вдохновение возникает неожиданно, из ниоткуда, как вспышка. Однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что "неожиданное" озарение всего лишь часть процесса, недоступного нашему осознанию. Анализируя свои открытия, великий немецкий ученый XIX века Герман Гельмгольц впервые описал стадии творческого процесса: накопление, вынашивание и озарение.
На стадии накопления собирается информация и опробуются различные подходы. Эти подготовительные действия могут заключаться в чтении, наблюдении, беседах с экспертами, записях, фотографировании или измерении. Потом следуют размышления над проблемой - концентрация, медитация, мысленное моделирование ситуации. Это то время, когда механик стоит, уставившись на двигатель, художник - на чистый холст, писатель - на чистый лист бумаги (или экран компьютера). В конце этой стадии человек говорит себе: "Хорошо, я изучил проблему. Я обдумал ее. Где же ответ?"
Следующая стадия заключается в ничегонеделании. Когда упорные попытки решить проблему наконец бывают оправданы и она попадает в область бессознательного, начинается период вынашивания. В литературе описано много случаев, когда человек, измученный творчеством, решает вздремнуть. Или садится за руль, или идет прогуляться. Если у него в голове набралось достаточно информации по интересующей его проблеме и если он достиг психологического состояния, необходимого для прорыва, то фаза вынашивания завершается озарением. "Эврика!" - это неожиданно пришло решение.
Наиболее важным понятием, относящимся к стимулированию с помощью осознанных сновидений творческой фазы озарения, является так называемое неявное знание. Вещи, в которых вы уверены и которые можете сформулировать, (например, ваш домашний адрес) называются явным знанием. В противоположность этому, неявное знание включает в себя то, что вы знаете, но не можете объяснить (как, скажем, ходить или говорить), и то, что вы знаете, но не знаете почему (к примеру, цвет глаз вашей первой учительницы). Неявное знание проявляется в экспериментах по распознанию, когда человек думает, что он всего лишь случайно угадывает картинку, но процент попаданий выше вероятностного.
Из этих двух разновидностей знания неявное значительно больше по объему: мы знаем больше, чем понимаем. Во сне мы гораздо ближе контактируем с неявным знанием, чем во время бодрствования. Припомнив свои сновидения, вы наверняка найдете среди них такое, в котором внешность человека, которого вы видели всего раз в жизни, была воспроизведена с поразительной точностью, по сравнению с тем, что вы могли бы вспомнить в состоянии бодрствования. Объяснение этого феномена кроется в доступе к неявному знанию, открывающемуся во сне, причем там это можно делать вполне осознанно. Поэтому в сновидениях мы не ограничены, как в бодрствующем состоянии, сознательным доступом только к небольшой части аккумулированного нами опыта.
Помимо осознанности, по-видимому, нет иного способа определить момент, когда наступил творческий сон, если только он вообще возможен при других обстоятельствах. В осознанном сновидении мы можем взять под контроль ума необъятные творческие возможности, открывающиеся во время сна.