ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.04.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Основные стороны подготовки спортсмена…………………
Глава 1 теоретическая подготовка спортсменов
Глава 2 содержание теоретической подготовки в многолетнем тренировочном процессе
Глава 1 теоретическая подготовка спортсменов
Глава 2. Содержания теоретической подготовки в многолетнем тренировочном процессе
В качестве итога необходимо сказать, что теоретическую подготовку в отдельных видах спорта следует планировать так, чтобы эти занятия были органически связаны с практическими. Так, например, вопросы техники в лыжных гонках целесообразнее изучать перед выходом на снег, а также в процессе совершенствования техники. Вопросы, связанные с планированием тренировок, желательно рассматривать в начале периода, чтобы учащиеся точнее могли представить план предстоящей работы, а затем и оценить ее.
Глава 2. Содержания теоретической подготовки в многолетнем тренировочном процессе
Содержание теоретической подготовки взаимосвязано с содержанием общенаучных дисциплин (психология, педагогика, анатомия, физиология и гигиена). Их изучение способствует лучшему пониманию воздействий физических упражнений на все функции и системы организма человека. Также содержание программы имеет преемственность с учебным материалом предметов «Теория и методика физического воспитания» и «Теория спорта», изучаемых в специализированных высших учебных заведениях и факультетах.
В процессе многолетнего обучения, некоторые темы повторяются. Это позволяет постепенно расширять и углублять круг связанных с темой знаний спортсменов и, не смотря на их индивидуальные различия, активизировать процесс овладения теоретическими сведениями весь период занятия спортом.
Содержание тем предусматривает преемственность знаний в зависимости от вида спорта, учебной группы, возраста, пола и квалификации спортсменов.
2.1 Основы содержания теоретической подготовки в группах начальной подготовки
В группах начальной подготовки обучение продолжается в течение двух лет. По отношению к общему количеству часов, отводимых на все виды занятий за год, теоретическая подготовка составляет от 5,13 до 9,13 %.
Таблица 1 - Примерный тематический план для групп начальной подготовки
Разделы теоретической подготовкиГод обучения1свыше 1Физическая культура и спорт в Беларуси (средство воспитания, укрепления здоровья, гармоничное физическое развитие, значение разносторонней физической подготовки, единая спортивная классификация)11Общие сведения об истории развития избранного вида спорта11Теоретические аспекты избранного вида спорта66Краткие сведения о функциях и строении детского организма-1Гигиена, закаливание и режим юных спортсменов11Общая и специальная физическая подготовка12Основы техники избранного вида спорта810Правила соревнований12Итого часов:1924
2.2 Основы содержания теоретической подготовки в учебно-тренировочных группах
В учебно-тренировочных группах обучение продолжается в течение четырёх лет. К общему количеству часов, отводимых на все виды занятий за год, теоретическая подготовка в этих группах составляет от 1,92 до 4,17%.
Таблица 2 - Примерный тематический план для учебно-тренировочных групп
Разделы теоретической подготовкиГоды обучения123свыше 3Физическая культура и спорт в Беларуси11-1Общие сведения об истории развития избранного вида спорта1111Теоретические аспекты избранного вида спорта3644Техническая подготовка5844Тактическая подготовка2222Физическая подготовка2212Моральная, интеллектуальная и специальная психическая подготовка-1-1Краткие сведения о строении и функциях организма 1111Особенности женского организма и влияние физических нагрузок на работоспособность--12Гигиена, закаливание, режим и питание стрелка11-2Врачебный контроль, самоконтроль11-1Правила соревнований2212Итого часов:19261523
2.3 Основы содержания теоретической подготовки в группах спортивного совершенствования
Содержание тем в этих группах приближено к практической деятельности спортсмена и способствует более глубокому понимаю процессов происходящих в организме, под воздействием тренировочных нагрузок.
В группах спортивного совершенствования обучение продолжается в течение трёх лет. По отношению к общему количеству часов, отводимых на все виды занятий за год, теоретическая подготовка в группах спортивного совершенствования составляет от 2,22-3,09%.
Таблица 3 - Примерный тематический план для групп спортивного совершенствования
Разделы теоретической подготовкиГруппы спортивного совершенствования12свыше 2Основы физического воспитания11-Краткий обзор развития и состояния избранного вида спорта в Беларуси и за рубежом221Теоретические аспекты избранного вида спорта343Техническая подготовка686Тактическая подготовка223Физическая подготовка 223Моральная и специальная психическая подготовка112Краткие сведения о строении и функциях организма 22-Анатомо-физиологические основы спортивной тренировки333Влияние физических нагрузок на работоспособность спортсменок. Их особенность. Учет. Контроль233Врачебно-педагогический контроль в спорте. Восстановительные мероприятия222Основы методики обучения и тренировки в избранном виде спорта232Планирование спортивной тренировки322Правила соревнований, их организация и проведение 222Итого часов333732
2.4 Планирование и содержание занятий в группах высшего спортивного мастерства
Содержание тем в группах высшего спортивного мастерства способствует более глубокому понимаю значения индивидуализации в системе подготовки спортсменов высшей квалификации.
В группах высшего спортивного мастерства обучение продолжается не менее двух лет. По отношению к общему количеству часов, отводимых на все виды занятий за год, теоретическая подготовка в этих группах составляет от 1,73 до 2,16%.
Таблица 4 - Примерный тематический план для групп высшего спортивного мастерства
Разделы подготовки теоретической подготовкиВСМВСМ (НК)Краткий обзор развития и состояния избранного вида спорта в Беларуси и за рубежом11Теоретические аспекты избранного вида спорта23Техническая подготовка46Тактическая подготовка23Физическая подготовка 23Психологическая подготовка23Анатомо-физиологические основы спортивной тренировки23Особенности женского организма. Влияние физических нагрузок на работоспособность спортсменок23Врачебно-педагогический контроль в спорте22Основы методики обучения и тренировки в избранном виде спорта33Планирование спортивной тренировки33Правила соревнований 22Итого часов2735
Таблица 5 - Примерное количество часов, отводимое на теоретическую подготовку тематический план учебно-теоретических занятий
Группы начальной подготовкиУчебно-тренировочные группыГруппы спортивного совершенствованияГруппы высшего спортивного мастерстваГод обучения, часы1>1123>312>21НК1924192615233337322735
За весь период обучения теоретическая подготовка увеличивается: в группах начальной подготовки на 26,3%, учебно-тренировочных - на 36,8%, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства 94,7 %
Итогом приведённых выше вариантов планирования и содержания теоретической подготовки в различных специализированных спортивных учебных заведениях (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ) является то, что в зависимости от возраста, уровня подготовленности и специализации спортсменов происходит закономерное и последовательное увеличение количество часов, отведённых на теоретическую подготовку. Одновременно происходит перераспределение количества времени от общей в пользу специальной теоретической подготовки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате выполненной работы получены следующие выводы:
.Теоретическая подготовка является составной частью учебно-трениро-вочного процесса в специализированных учебно-спортивных учреждениях.
2. Основными темами теоретических занятий в различных видах спорта являются:
- краткий обзор развития и состояния избранного вида спорта в Беларуси и за рубежом;
техника и тактика избранного вида спорта и методика овладения ими;
совершенствование физических способностей;
планирование и построение занятий;
личная гигиена, режим питания, сна;
врачебно-педагогический контроль и самоконтроль спортсмена;
правила организация и проведения соревнований.
3. Основными формами проведения теоретической подготовки являются лекция, беседа, семинар, самоподготовка спортсмена.
. В процессе многолетней подготовки количество часов, отводимое на теоретическую подготовку спортсменов, имеет тенденцию к увеличению.
5. По отношению к общему количеству часов, отводимых на все виды занятий за год, теоретическая подготовка составляет: группы начальной подготовки 5,13 - 9,13 %, учебно-тренировочные группы - 1,92-4,17, группы спортивного совершенствования -2,22-3,09 и высшего спортивного мастерства 1,73-2,16%.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Буйлин, Ю.Ф. Теоретическая подготовка юных спортсменов / Ю.Ф. Буйлин, Ю.Ф. Курамшин. - Москва: Физкультура и спорт, 1981. - 193 с.
. Германов, Г.Н. Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ / Г.Н. Германов, В.Г. Никитушкин. - Минск. - 2003.
. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности культуры и спорта / Ю.Д. Железняк, П.К. Петров. - Москва: Академия, 2001. - 264 с.
4. Иванченко Е.И. Теория и практика в спорте: учебно-методическое пособие / Е.И. Иванченко. - Минск: Физическое воспитание и спорт, 1997. - С. 140
. Лемешков, B.C. Концепция подготовки квалифицированных спортсменов в циклических видах спорта, связанных с преимущественным проявлением выносливости: методические рекомендации / B.C. Лемешков. - Гомель, 1993. - 64 с.
6. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры / А.М. Максименко. - Москва, 1999. - 356 с.
7. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
8. Семикоп, А.Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки. Учебно-методическое пособие для студентов факультетов физической культуры пединститутов и университетов, училищ олимпийского резерва по специальности № 0303 «Физическая культура» / А.Ф. Семикоп. - Гомель, 1992. - С. 149
. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва: Академия, 2003. - 480 с.
интегральная подготовка спортсмен
Важнейшей частью подготовки спортсменов является спортивная тренировка - специализированный педагогический процесс подготовки к спортивным состязаниям, направленный на достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности. Только в процессе спортивной тренировки происходит формирование специальных знаний, навыков и умений, развитие физических качеств и повышение функциональных возможностей организма спортсменов, воспитание необходимых качеств личности.
В тренировке выделяют следующие разделы(стороны): техническая подготовка, тактическая подготовка, физическая подготовка, психическая (психологическая) подготовка, теоретическая подготовка, интегральная подготовка.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - система овладения специфическими для каждого вида спорта двигательными (соревновательными) действиями. Обучение спортивной технике, особенно в сложных по структуре видах спорта, начинают в детском возрасте, в дальнейшем техника совершенствуется с учетом индивидуальных особенностей спортсмена (строения тела, развития физических качеств и пр.). Чем совершеннее техника, тем больше возможностей реализовывать двигательный потенциал.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА - система овладения рациональными формами ведения соревновательной борьбы. Она включает в себя изучение закономерностей соревновательной деятельности; правил вида спорта; изучение современной отечественной и зарубежной тактики вида спорта; изучение своих соперников; умение строить свою тактику в предстоящих соревнованиях на основе моделирования соревновательных условий в тренировке и контрольных стартов. Тактические действия реализуются через спортивную технику, поэтому тактическая подготовка включает выработку технико-тактических действий.