ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.04.2024
Просмотров: 186
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Основные стороны подготовки спортсмена…………………
Глава 1 теоретическая подготовка спортсменов
Глава 2 содержание теоретической подготовки в многолетнем тренировочном процессе
Глава 1 теоретическая подготовка спортсменов
Глава 2. Содержания теоретической подготовки в многолетнем тренировочном процессе
Эти знания сконцентрированы в специализированных научных дисциплинах, сложившихся в сфере спорта, а также в специализированных отраслях общих гуманитарных, естественнонаучных и смежных дисциплин ориентированных на познание и научное обеспечение спортивной практики. Они и составляют в дидактически обработанном виде предмет теоретического образования спортсмена систематическое образование и самообразование, углубляющееся в многолетнем процессе спортивного совершенствования, становится решающим условием творческих проявлений в спорте [4].
Поэтому первостепенное значение в интеллектуальном образовании спортсмена имеет система теоретических занятий, организуемых в связи с тренировкой, руководство его самообразованием и воспитанием познавательных интересов.
В руководстве самообразованием спортсмена нужно учитывать, что его оценка значимости различных теоретических сведений для спортивного совершенствования не всегда совпадает с оценкой тренера и их объективной значимостью. Многие спортсмены, особенно на первых этапах спортивного пути, склонны слишком высоко ценить относительно частные знании, непосредственно связанные с ближайшими спортивными интересами Такой утилитаризм, если он становится главенствующей линией теоретической подготовки, обедняет не только ее содержание, но и смысл занятий спортом. Помогая спортсмену удовлетворить узко утилитарные потребности в знаниях, тренер должен поднимать их до более широких познавательных интересов и, опираясь на них, вести к глубокому осознанию общей сути спортивной деятельности как фактора всестороннего развития личности [1].
Из общей теории воспитания известно, что развитие качеств ума (его широты, глубины, пытливости, критичности, живости и др.) обусловлено не только, а подчас и не столько накоплением суммы знаний, сколько практической деятельностью, требующей творческих проявлений. Спортивная деятельность в своих различных формах требует, насколько о том можно судить по данным современных спортивно-психологических исследований, специфических интеллектуальных способностей, в частности, так называемого оперативного тактического мышления (в спортивных играх и единоборствах), способности глубоко анализировать и конструировать модели новых форм движений (в гимнастике и аналогичных видах спорта) и т. д. Воспитание интеллектуальных способностей, отвечающих специфике избранного для специализации вида спорта, составляет наряду с образовательной стороной основное содержание интеллектуальной подготовки спортсмена [7].
1.2 Задачи теоретической подготовки
Современные подходы к оптимизации путей теоретической подготовки спортсмена ориентированы на программы специализированных учебно-спор-тивных учреждений по различным видам спорта, опирающиеся на принципы последовательного развертывания познавательной деятельности спортсмена [3].
Основными задачами теоретической подготовки в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах являются:
подготовка всесторонне развитых юных спортсменов для пополнения сборных команд республики, области, города и БФСО;
подготовка из числа занимающихся инструкторов-общественников и судей по спорту;
методическая работа по развитию юношеского спорта;
оказание помощи общеобразовательным школам в организации внеклассной работы по развитию твида спорта.
Основными задачами теоретической подготовки в СДЮШОР являются:
подготовка спортивных резервов для сборных команд страны, ДСО и ведомств мастеров спорта, кандидатов в мастера спорта, спортсменов I разряда;
методическая работа по подготовке высококлассного резерва на основе широкого развития избранного вида спорта;
оказание помощи ДЮСШ в развитии избранного вида спорта и общеобразовательным школам в организации внеклассной работы по спорту.
В задачи теоретической подготовки в ШВСМ входят:
подготовка мастеров спорта международного класса, кандидатов в сборные команды страны;
осуществление преемственности в учебно-тренировочной работе ДЮСШ, СДЮШОР, школ-интернатов спортивного профиля (УОР), профсоюзных и ведомственных физкультурных организаций;
методическое руководство учебно-тренировочной работой в регионе [5].
На теоретических занятиях учащиеся знакомятся с развитием физкультурного движения, историей избранного вида спорта, получают знания по анатомии, физиологии, врачебному контролю, гигиене, теоретические сведения о технике выполнения упражнений, методике обучения и тренировки, правилам и судейству соревнований.
Знание общих закономерностей спортивной тренировки, особенностей психических процессов, четкое (пусть и недостаточно полное) представление о строении и функциях организма человека позволят спортсмену не только быстрее и глубже понять замысел тренера, но и точнее оценить свои собственные ощущения и восприятия. Все это обеспечит более полное использование имеющихся возможностей и успешный поиск скрытых резервов.
Особую категорию составляют глубокие знания тех требований и правил, с которыми спортсмен сталкивается каждый день. Это, в первую очередь, относится к режиму дня и питания, правилам личной гигиены и самоконтролю.
В понятие теоретической подготовки, разумеется, входит постоянное и тщательное изучение правил соревнований, особенно в тех видах спорта, где они весьма сложны (баскетбол, фехтование, гимнастика и др.) [9].
Большую помощь в теоретической подготовке спортсмена оказывает специально подобранная литература по основным вопросам тренировки при обязательном соблюдении требования постепенного усложнения рекомендуемого материала.
При проведении теоретических занятий следует помнить, что расширение теоретических знаний спортсменов, привитие им навыков самостоятельного мышления, развитие способности к самоконтролю, самоанализу своих действий является залогом их будущих успехов в избранном виде спорта [2].
Исходя из вышесказанного, теоретическая подготовка должна рассматриваться как своеобразная база повышения технической, тактической и психологической подготовленности. Поэтому к преподаванию теоретического материала не должно быть формального отношения ни со стороны тренера, ни со стороны юного спортсмена. Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у учащихся умение использовать полученные теоретические знания на практике, т. е. в тренировочных занятиях и соревнованиях.
1.3 Формы теоретической подготовки
Возможности передачи развернутой системы сведений теоретического характера в процессе тренировки спортсмена ограничены. Теоретическая подготовка спортсменов проводится главным образом в формах, характерных для умственного образования и самообразования (лекции, беседы, семинары, самостоятельное изучение литературы, зачеты и др.).
Беседа - одна из распространенных организационных форм теоретической подготовки. Это диалогическая форма работы тренера с учащимися. Особое значение имеет беседа при проведении теоретических занятий в группах начальной подготовки, когда еще не окрепли познавательные интересы учащихся, а также при знакомстве с трудными вопросами. Успех беседы зависит в первую очередь от четкого определения темы теоретического занятия и учебной задачи (сообщить новый материал, способствовать использованию полученных знаний в новых ситуациях и т. д.).
Готовясь к беседе, тренер, спортивный врач или психолог определяет, какие знания учащихся он может в ней использовать, какие представления, основанные на их личном опыте, помогут им в решении поставленных вопросов. Успех беседы нередко зависит от содержания и характера вопросов педагога.
В конце беседы необходимо подвести итоги, обобщающие ее содержание. Итоги может подводить тренер, сильный ученик, иногда это делают сообща - всей группой [8].
Лекции читают учащимся главным образом в период пребывания их в спортивно-оздоровительных лагерях или на тренировочных сборах.
В лекциях тренер систематически излагает теоретические положения, высказывает свое отношение к ним. Каждая лекция требует от тренера анализа материала по изучаемой теме, критического отношения к нему. Для чтения лекций следует привлекать наиболее квалифицированных педагогов и специалистов по психологии, физиологии, спортивной медицине. Введение в лекцию элементов беседы оживляет занятия и повышает интерес учащихся к ним.
Семинары проводятся, как правило, с учащимися групп спортивного совершенствования после изучения особо важных разделов теоретической подготовки, узловых тем. Тренер должен заранее объявить тему, вопросы для обсуждения, ознакомить юных спортсменов с формой организации работы во время семинара, назначить время его проведения, дать индивидуальные задания (сообщения, рефераты, сбор дополнительного материала и т. д.), рекомендуемую литературу.
На семинарах обычно создаются благоприятные возможности для конкретной поисковой деятельности, для привлечения полученных ранее знаний, для проявления и развития познавательных интересов и творческих способностей юных спортсменов [10].
Спортсменам старших групп для углубления специальных знаний следует давать задания по самостоятельному изучению литературы по избранному виду спорта и основам спортивной тренировки. Однако сведения из литературных источников принесут максимум пользы только тогда, когда они собираются не от случая к случаю, а систематически. Результаты их анализа должны заноситься в отдельную тетрадь, записную книжку или дневник (для этого нужно предусмотреть соответствующую графу в дневнике).
Зачеты по теоретической подготовке проводятся в виде индивидуальных устных ответов юных спортсменов, зачетных контрольных работ, рефератов, сочинений, докладов. Зачеты позволяют подводить итоги определенного этапа работы по теоретической подготовке в избранном виде спорта [1].
Формы теоретической подготовки и степень сложности изучаемого материала должны соответствовать подготовленности спортсменов. Например, в работе с начинающими спортсменами вопросам воспитания силы или быстроты может быть посвящена небольшая популярная беседа. В работе с мастерами спорта такая форма теоретической подготовки мало приемлема, так как уровень знаний их более высок, по сравнению спортсменами более низкой квалификации. Для многих спортсменов более целесообразна активная форма занятий, которая сможет заинтересовать всех, независимо от уровня знаний. Например, разбор какой-либо теоретической статьи, творческое обсуждение киноматериалов, посвященных технике или тактике сильнейших представителей «своего» вида спорта, коллективный анализ прошедшего периода подготовки или крупных соревнований и т. п. Важно, чтобы в разговоре принимали активное участие все спортсмены [4].
.4 Методические рекомендации к проведению теоретической подготовки
Непосредственно в спортивной тренировке сообщение знаний связано с аргументацией тренером тренировочных заданий, формированием осмысленно активного отношения к ним, управлением ходом их реализации, анализом результатов выполнения.
При подготовке к проведению теоретических занятий со спортсменами тренеру рекомендуется:
) прочесть наименование темы, определить количество часов, отводимых на нее на каждом году обучения;
) внимательно ознакомиться с содержанием учебного материала соответствующего параграфа;
) вдумчиво прочитать методические указания, вопросы, чтобы узнать, что должны понять и усвоить занимающиеся;
) определить организационную форму проведения теоретического занятия (беседы, семинары и т. п.).
При подготовке к занятию тренер должен пользоваться также рекомендуемой литературой по своему виду спорта, список которой обычно приводится в программе для спортивных школ.
Как известно, срок обучения учащихся в спортивных школах составляет в среднем 11 лет. Первые 2 года учащиеся занимаются в группах начальной подготовки, следующие 3 - 4 - в учебно-тренировочных группах, 3 года - в группах спортивного совершенствования и далее в группах высшего спортивного мастерства. Учебный материал по теоретической подготовке распределен на этот срок.
Содержание учебного материала и число часов на каждую тему по основным разделам теоретической подготовки зависит от группы подготовки, что дает возможность тренерам независимо от вида спорта пользоваться единой тематикой и вырабатывать единое направление в проведении теоретических занятий - от групп начальной подготовки до групп спортивного совершенствования [2].
Естественно, в зависимости от вида спорта, конкретных условий работы в план теоретической подготовки могут вноситься определенные коррективы.
На основе графиков, приведенных в начале каждой главы пособия, тренер должен разработать план по теоретической подготовке в соответствии с периодизацией тренировки в избранном виде спорта. В этом плане указывается название темы, содержание теоретических занятий и распределение часов по месяцам, этапам, периодам годичного цикла. Так как для групп начальной подготовки учебный год на периоды обычно не делят, то подобные планы составляют только для учебно-тренировочных групп и групп спортивного совершенствования. В группах начальной подготовки целесообразно иметь рабочие (месячные) планы по теоретической подготовке [1,2].