Файл: Пособие по истории России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.04.2024

Просмотров: 732

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итоговые тесты

14. Большевикам удалось, совершив октябрьский перево-

рот, удержать власть в своих руках и добиться быстрого (к весне 1918 г.) установления советской власти на местах, потому что:

а) они действовали методами «чрезвычайщины» и «крас- ного террора»;

б) партия большевиков была самой массовой и влиятель- ной в России;

в) большевики решили главные вопросы, стоявшие перед страной (о войне и мире, аграрный и т.д.) хотя не со- всем так, как обещали в своих октябрьских лозунгах.

15. Изменение взглядов большевиков на пролетарскую госу-

дарственность в первые месяцы советской власти привело их к выводу о том, что:

а) пролетарское государство это государство-коммуна без полиции, без армии, без чиновников и бюрократов, где все участвуют в управлении обществом;

б) необходимы шаги по смягчению политического уст- ройства: оживление работы советов, реформирование административно-государственного устройства стра- ны, передача части управленческих функций на места; в) диктатура над слоями буржуазии должна быть также диктатурой над теми слоями пролетариата и крестьян-

ства, которые действуют не в интересах государства.

16. Последствия разгона Учредительного собрания для ста-

новления тоталитарного режима в России и СССР прояви- лись в том, что:

а) разгон Учредительного собрания способствовал консо- лидации антибольшевистских сил;

б) этот шаг означал отказ от общедемократических ценно- стей: разделения властей, гражданских прависвобод, мно- гопартийности, состязательностиввыборнойкампании;

в) углубили политическую конфронтацию в обществе, сдела- лигражданскуювойнуболеедлительнойиожесточенной.

305


История Отечества

17. Проведение Советской властью в первые месяцы своего

существования ряда буржуазно-демократических преобразо- ваний проявилось в:

а) ускоренной национализации банков, железных дорог, водного транспорта, промышленных предприятий;

б) уничтожении сословных привилегий и ограничений, отделении церкви от государства и школы от церкви, введении равноправия мужчин и женщин, провозгла- шении права наций на самоопределение;

в) введении всенародного учета и контроля за производ- ством и распределением продуктов, привлечении к со- трудничеству буржуазных специалистов, введении пе- редовых методов организации труда на производстве.

18. Белое движение, начавшее складываться зимой 1917–

1918 гг., первоначально не имело широкой массовой базы; од- нако с весны-лета 1918 г. в белую армию пошли крестьяне и рабочие, что было связано с:

а) разгоном большевиками Учредительного собрания; б) вмешательством Антанты во внутренние дела Совет-

ской России; в) введением большевиками продовольственной диктату-

ры, комбедов, с проведением «чрезвычайщины».

19. Движение зеленых в гражданской войне в России это:

а) движение, делавшее ставку на собственников, свобод- ный рынок и либеральные ценности;

б) движение, ориентирующееся на восстановление само- державия, спасение российской государственности и православных ценностей;

в) стихийное партизанское движение в тылу белых и красных, выступавшее за социализацию земли, фабрик

изаводов, за Советскую власть, но без коммунистов.

20.Сопровождение модернизации в СССР установлением тоталитарного режима объясняется:

а) отрицательными чертами характера Сталина;

306


Итоговые тесты

б) тем, что Сталин действовал в соответствии с марксист- ской доктриной социализма;

в) тем, что догоняющая модернизация требует сильной власти, а имеющийся в арсенале большевиков тотали- таризм военно-коммунистического толка рассматри- вался ими как испытанное средство в достижении по- ставленной цели.

21. Одной из причин неудачи создания системы коллектив-

ной безопасности в 30-е гг. следует считать:

а) извращения, связанные с культом личности Сталина, которые мешали созданию единого фронта борьбы против фашизма;

б) позицию Англии и Франции, разделивших внешнепо- литические устремления Германии;

в) позицию СССР, который не стремился к союзу с Анг- лией и Францией, ибо его главной целью в междуна- родных делах было разжигание мировой революции.

22. Фашистская Германия, напав на СССР 22 июня 1941 г.,

преследовала цель:

а) ликвидировать «красную угрозу» и способствовать ус- тановлению в СССР демократических порядков и рас- пространению либеральных ценностей;

б) помочь антисоветским силам уничтожить в СССР

«коммунизм»; в) разгромить русских как народ, разобщить их, сокра-

тить численность населения, европейскую часть СССР

превратить в жизненное пространство для немецких колонистов.

23. Изменения в советской тоталитарной системе в годы

Великой Отечественной войны выразились в том, что:

а) была введена централизованная система управления страной;

б) ослабел культ личности Сталина и на время прекрати- лись репрессии;

307


История Отечества

в) была расширена автономия органов управления на местах, произведена замена управленческих и военных кадров, а в социалистическую идеологию были допу- щены ценности, благодаря которым патриотизм полу- чил историческую преемственность.

24. Один из следующих уроков, который можно извлечь на

современном этапе из истории Великой Отечественной и Второй мировой войны сводится к тому, что:

а) война способствовала росту авторитета СССР на меж- дународной арене, признанию его экономической и политической мощи;

б) в послевоенный период началось идеологическое, во- енно-стратегическое и политическое противостояние стран Запада во главе с США и мировой социалистиче- ской системы во главе с СССР;

в) победа в войне была невозможна без СССР и сегодня решение проблем безопасности в мире невозможно без России.

25. Суть «ждановщины», развернувшейся в послевоенный

период, сводится к:

а) фабрикации «ленинградского дела» и «дела врачей»; б) идеологическим кампаниям против любого интеллек-

туального творчества, где обнаруживались «космопо- литизм», «низкопоклонство перед Западом», «искусство для искусства»;

в) созданию системы репрессий против духовной оппо- зиции в обществе (увольнения с работы, отправка в тюрьму, вынужденная эмиграция, «карательная пси- хиатрия»).

26. Модель восстановления народного хозяйства СССР после

окончанияВеликойОтечественнойвойныпредусматривала:

а) смягчение мер экономического принуждения, поощ- рение мелкотоварного производства, ослабление кон-

308


Итоговые тесты

троля государства над различными формами свобод- ного рынка;

б) централизованное планирование, жесткий контроль за выполнением заданий и распределением ресурсов, ог- раничение товарно-денежных отношений, админист- ративно-приказные методы хозяйствования;

в) гармоничное развитие отраслей группы «Б», сельского хозяйства, жилищного строительства и тяжелой про- мышленности.

27. Начало десталинизации советского общества связано с

именем:

а) Н.С. Хрущева; б) М.С. Горбачева; в) Б.Н. Ельцина.

28. Основные выводы, которые сделало совещание по безо-

пасности и сотрудничеству в Европе, – это:

а) признание нерушимости существующих границ на континенте и недопустимости применения силы в от- ношениях между государствами, а также подтвержде- ние необходимости соблюдения прав человека;

б) выдвижение «нового политического мышления» в ме- ждународных отношениях, означавшее признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими, в том числе и над классовыми;

в) разработка концепции о возможности предотвращения третьей мировой войны в современную эпоху.

29. Переход от политики совершенствования системы с со-

хранением социалистического выбора к смене модели обще- ственного развития произошел:

а) летом 1987 г., когда была начата «радикальная» эконо- мическая реформа, целью которой являлся отказ от административных методов руководства и ориентация на экономические методы;

309