ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.04.2024
Просмотров: 712
Скачиваний: 1
Средневековый период отечественной истории. Киевская Русь, Московская Русь, Россия (IX – XVII вв.)
ТЕМА 1.
Средневековый период отечественной истории. Киевская Русь, Московская Русь,
Россия (IX-XVII вв.)
1.Мироваяистория: средневековьеиначалоновоговремени.
2.Проблема этногенеза восточных славян и образования Древнерусского государства. Этнокультурные и соци- ально-политические процессы становления русской го- сударственности.
3.Эволюция восточнославянской государственности в XI – XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII – XV вв. Специфика формирования единого российского государства с центром в Москве.
4.Основные тенденции политического и социально- экономического развития страны в XVI – XVII вв.
Изучив тему 1, студент должен
уяснить:
роль Великого переселения народов в становлении сред- невековых государств Европы; содержание понятий «сред- невековье», «феодализм», «новое время»; суть дискуссий о хронологических рамках средневековья, его внутренней периодизации, знать об основных тенденциях развития средневековой Европы (складывании основ национальных государств; средневековом общественном устройстве; формировании целостности европейской цивилизации). Иметь представление о происхождении славян, этногенезе восточных славян, их ранних политических объединениях; знать суть процесса формирования древнерусской госу- дарственности, тенденций, характерных для основных
9
История Отечества
этапов его истории; роль норманнского влияния и совре- менные трактовки «норманнского вопроса» («норманизм», «антинорманизм» в исторической науке); аргументиро- ванно обсуждать вопрос об особенностях общественно- политического и социального строя Древней Руси, о при- чинах и значении принятия христианства, о роли право- славия в формировании общенационального сознания русского средневекового общества, его влиянии на миро- восприятие и этику человека. Представлять процесс эво- люции восточнославянской государственности в XI – XII вв., социально-политических изменений в русских землях в XIII – XV вв.; проблему взаимовлияния Руси и Орды (влияние Золотой Орды на внутриполитические и соци- ально-экономические отношения в русских княжествах, последствия геополитического отделения Руси от За- падной Европы). Иметь представления о том, как ставит- ся и решается проблема Золотой Орды в современной отечественной и зарубежной историографии. Объяс- нить, почему Северо-Восточная Русь стала центром формирования российской государственности, почему Москва возглавила процесс объединения русских земель, каковы основные направления и этапы объединитель- ной политики московских князей, в чем специфика формирования единого российского государства, как шел процесс формирования российского типа феода- лизма, сословной системы организации общества и ка- ковы направления его эволюции, как формировались предпосылки складывания самодержавных черт госу- дарственной власти, почему произошло возникновение официальных политических идей о Русском государстве как законном преемнике крупнейших мировых импе- рий («Москва – третий Рим»). Знать особенности общест- венно-политического устройства Московского государства в начале XVI в.; основную суть реформ 40–50-х гг. XVI века; иметь представления о сущности, целях и последствиях опричнины (как системе внутриполитических мер); объ- яснить причины, суть, проявления и итоги «смутного
10
Средневековый период отечественной истории. Киевская Русь, Московская Русь, Россия (IX – XVII вв.)
времени»; четко обозначить основные направления по- литического и социально-экономического развития страны в XVII в. (усиление централизации государства и возрастание его роли, новые явления в хозяйственной жизни страны, социальные сдвиги, специфику социаль- но-политических конфликтов). Знать дискуссии о гене- зисе самодержавия – специфической формы государст- венного устройства, отличия российского самодержавия от европейского абсолютизма.
уметь видеть:
специфику отечественной истории, логику ее развития в период средневековья в сравнении с историей других стран. Уметь построить свой ответ по одной из обсуж- даемых тем на основе прочитанной научной литерату- ры, уметь сопоставить точки зрения авторов разных школ на одну и ту же проблему. Показать степень ус- воения темы в ходе тестирования.
При изучении темы необходимо:
• читать учебники:
2.История России / Под ред. А.А. Радугина. – М., 1997.
С. 59-96.
3.Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.
История России. – М.: 1999, С. 15 – 115.
4.Данилов А.А. Отечественная история: Учебник для ву-
зов. – М., 2003, С. 15 – 66.
•выполнить задание: прорешать один из вариантов трени- ровочных заданий I раздела (вариант выбирается по ус- мотрению студента);
•акцентировать внимание на следующих понятиях: Великое переселение народов, средневековье, феодализм, языче- ство, норманнизм, антинорманнизм, сословная система, опричнина, смута, самодержавие, абсолютизм, мануфак- тура, всероссийский рынок, закрепощение.
11
История Отечества
Для выполнения заданий к теме необходимо прочитать дополнительную литературу (не менее двух статей):
•Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории, 2000. № 3.
•Арцыбашева Т.Н. Славяне, русы, варяги – кто они? // Вопросы истории, 2004. № 1.
•Дегоев В. Принуждение реальностью. Внешняя политика досоветсткой России (опыт целостного анализа) // Сво- бодная мысль, 2003. № 7.
•Горский А.А. Государство или конгломерат конугов? Русь в первой половине IX века // Вопросы истории, 1999. № 8.
•Горский А.А. К вопросу о причинах возвышения Москвы
//Отечественная история, 1997. № 1.
•Горский А.А. О древнерусских землях // Отечественная история, 2001. № 5.
•Кульпин Э.С Цивилизационный феномен «Золотой Ор- ды» // Общественные науки и современность, 2001. № 3.
•Кучкин В.А. Формирование и развитие государственной территории восточных славян в IX-XIII вв. // Отечест- венная история, 2003. № 3.
•Мельников Е.А., Петрухин В.Я. О «призвании варягов...»
//Вопросы истории, 1995. № 2.
•Новосильцев А.П. Образование Древнерусского государ- ства и первый его правитель // Вопросы истории, 1991.
№ 2 – 3.
•Нефедов С.А. Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние // Свободная мысль, 2002. № 1.
•Нефедов С.А. Первые шаги по пути модернизации Рос- сии: реформы середины XVII века // Вопросы истории, 2004. № 4.
•Поляков А.Н. Образование древнерусской цивилизации
//Вопросы истории, 2005. № 3; Древнерусская цивили- зация: основы политического строя.// Вопросы истории, 2007. №3.
12
Средневековый период отечественной истории. Киевская Русь, Московская Русь, Россия (IX – XVII вв.)
•Фомин В.В. Южнобалтийское происхождение варяжской Руси // Вопросы истории, 2004. № 8.
Электронные ресурсы:
5. http://www.lib.ru
6. http://hronos.km.ru
7. http://militera.lib.ru
8. http://rulers.narod.ru
Для самооценки темы 1 необходимо:
• выполнить задание: прорешать один из вариантов тесто- вых заданий к I разделу (вариант выбирается по усмот- рению студента);
• ответить на вопросы семинарского занятия в соответст- вии с планом семинарского занятия.
План семинарского занятия по теме 1:
История России с древнейших времен до конца XVII века. Основные этапы становления государственности.
1.Мироваяистория: средневековье иначало нового времени.
2.Проблема этногенеза восточных славян и образование Древнерусского государства. Особенности экономиче- ских отношений, социально-политического строя и ду- ховной жизни Древней Руси. Эволюция восточнославян- ской государственности в XI – XII вв.
3.Социально-политические изменения в русских землях в XIII – XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Специфика формирования единого российского госу- дарства со столицей в Москве.
4.Россия в XVI – XVII вв.: основные тенденции политиче- ского и социально-экономического развития.
13
История Отечества
1.1.Место средневековья во всемирноисторическом процессе
Отечественная историческая наука советского и частич- но постсоветского периода, в основе которой лежал формаци- онный подход, рассматривала средневековый период миро- вой истории как историю феодального строя, феодальной общественно-экономической формации. Основой феодально- го строя считался такой способ производства материальных благ, при котором земля (главное средство производства) на- ходится в собственности крупных землевладельцев, эксплуа- тирующих труд зависимых от них крестьян, ведущих свое хо- зяйство на землях, принадлежащих землевладельцам. Эти производственные отношения в итоге определяли структуру общества, характер политической и правовой надстройки, ха- рактер идеологической жизни. Такое толкование феодализма являлось основой и для определения хронологических рамок средневековья, и для его внутренней периодизации. В рамках истории средних веков (V – середина XVII вв.) выделялось три периода, отражающих основные закономерности становле- ния, расцвета и заката феодализма.
В период раннего средневековья (V – середина XI вв.) происходило формирование феодального строя. Шел процесс зарождения и развития феодальной собственности на землю,
складывались классы землевладельцев и зависимых от них крестьян, формировались народности, создавались раннефе- одальные государства, на всю Западную Европу распростра- нялось влияние католической церкви – основной идеологиче- ской силы средневековой Европы.
Период классического средневековья (XI – XV вв.) харак- теризовался расцветом феодального способа производства; появлением и развитием городов, положивших начало фор- мированию светской городской культуры; образованием цен- трализованных монархий с сословным представительством. Одной из характерных черт этого периода явилось усиление эксплуатации крестьян вследствие начинающегося разложе-
14