ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

§ 1. Понятие стадий, институтов и механизмов социализации личности

Известна история семьи старообрядцев Лыковых, которые долгое время одни жили в глу-23

хой тайге. Встреча с людьми обернулась для этой семьи трагедией.

Другой пример. С 1913 г. в одном из уругвайских департаментов изолированно от влияния

цивилизации проживает секта русских староверов. В деревне нет ни радио, ни телефона, ни теле-

визора, несмотря на то, что в находящихся рядом населенных пунктах это все есть.

В основе приведенных случаев лежит нарушение того, что в психологической литературе

называют социализацией. Социализация, согласно наиболее распространенному определению, -

это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей то-

го общества, к которому он принадлежит.

Разработкой теории социализации личности занимались такие ученые, как Г. Тард, Т. Пар-

сонс и др. В частности, Г. Тард в основу своей теории положил принцип подражания, а отноше-

ния «учитель-ученик» провозгласил моделью социального поведения, т.е.социализации. В рабо-

тах Т. Парсонса процесс социализации объясняется несколько иначе. Он полагает, что индивид,

общаясь созначимыми для него ценностями, вбирает в себя общие из них.Однако если пренеб-

речь нюансами, то можно сделать вывод, что в основе теорий социализации лежат классическая

формула бихевиоризма «S-R» и теория Л.С.Выготского об интериоризациивнешнего опыта, его

культурно-историческая концепция.

В отечественной социальной психологии существует узкое и широкое толкование социали-

зации. Такой подход к ее пониманию предложен Б. Д.Парыгиным. Социализация в узком смысле

- это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, в широком - исторический

процесс, филогенез.

Наряду с понятием «социализация» есть и другие, довольно близкие с ним по значению,

например «воспитание» и «адаптация».

Профессор Г.М.Андреева полагает, что, по существу, между понятиями «социализация» и

«воспитание» нет различий [2]. При этом под воспитанием понимается целенаправленное воз-

действие на личность всего общества. Однако даже и такая трактовка воспитания, по нашему

мнению, не дает оснований ставить знак равенства между этими явлениями. Социализация в лю-

бом случае шире воспитания. Это во многом стихийный процесс, и не всегдаосознаваемый.


Понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны. Адаптация (приспособление) может

рассматриваться и как составная часть социализации, и как ее механизм. Различают два вида

адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую, находящиеся во взаимосвязи.

Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли при вхо-

ждении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально- психологическая

адаптация бывает позитивной и негативной, а по механизму осуществления - добровольной и

принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается нанесколько ста-

дий: а) ознакомление; б) ролевая ориентация; в) самоутверждение. Таким образом, социально-

психологическая адаптация - это конкретный процесс социализации.

Согласно сложившейся традиции, социализация имеет следующую структуру: 1) содержа-

ние (с этой точки зрения о социализации и асоциализации говорят как о приспособлении к нега-

тивному опыту); 2) широту, т.е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность. Выде-

ляют также и такие характеристики социализации, как механизм, социальные институты, факто-

ры и стадии.

При рассмотрении содержания социализации важное значение имеет определение того, что

предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, ус-

тановки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессесоциализации.

Кроме этого, большую роль играет и локус контроля (лат. lokus - место). Существует два

крайних типа данного понятия, предложенного американским психологом Д.Роттером: интер-

нальный и экстернальный. В первом случае человек убежден, что результатыего деятельности

зависят от личных качеств: компетентности, целеустремленности, интеллектуальных способно-

стей, во втором - считает, что его успехи (неудачи) обусловлены действием внешних сил - помо-

щи или давления окружения и т.п. Локус контроля является особой личностной характеристикой,

в зависимости от которой индивиды делятся на тех, кто более чувствителен к внешним воздейст-

виям, и тех, чье поведение определяется внутреннейстратегией. В итоге человек может воспри-

нимать социальные проблемы как нормальное явление и быть вполне адаптированным к ним, и

наоборот. Поэтому оценивать содержание социализацииследует не с позиции приспособленно-24

сти личности к конкретнымусловиям (в конце концов, можно к чему угодно привыкнуть), а с


точки зрения мировых стандартов, цивилизации и культуры, общечеловеческого образа и стиля

жизни.

Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных

влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой

- отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенно-

стей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказывается: материальных

условий или, скажем, соображений, связанных с карьерой. Поэтому человек может лишь внешне

демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная,

что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, пред-

писываемых норм придется «платить». Иными словами, о содержании социализации нельзя су-

дить только повербальному поведению.

Содержание социализации личности проявляется, по мнению Т.Шибутани, в шаблонах по-

ведения, привычках, формировании общих значений, т. е. взглядов.

Наиболее ярко содержание социализации проявляется в особенностях национальной пси-

хологии: этностереотипах, эмоциональных оценках. При экспансии определенных культур эти

различия стираются, однако видеть в такой унификации только одно благо неверно. Цивилиза-

ция выигрывает от культурных различий. Человечество должно освобождаться от варварского

образа жизни, приобщаться к цивилизации, но не за счет утраты национальных культур. Совре-

менная тенденция - интеграция человечества в различных отношениях. Большую роль в этом иг-

рают процесс социализации личности, расширение ее содержания через приобщение к мировым

социальным институтам.

Истинный смысл цивилизации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов

личности, ее возможностей, что может быть только при настоящей демократии. В тоталитарном

государстве все обстоит совершенно иначе. В этих условиях, по мнению Э.Фромма, возможны и

такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм.

Мазохизм - стремление к подчинению, моральное унижение.

Социализация в виде садизма осуществляется путем постановки других людей в зависимое

от себя положение и приобретения над ними неограниченной власти, эксплуатации, запугивания

других.

Деструкция - один из способов социализации, заключающийся в избавлении человека от

чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Как считал


Э.Фромм, разрушение мира для человека - последняя, отчаянная попытка в их противоборстве.

Конформизм (от лат. conformis - подобный) в его крайнем выражении означает отказ от

собственного «Я», превращение человека в робота, подмену подлинной личности псевдолично-

стью.

В результате жесткой социализации в условиях тоталитарного общества формируется «од-

номерный» («массовый») человек («человек организации»), «извне ориентированная личность»

(«автоматически ориентированная личность», «автоматически конформная личность»). Автором

данной концепции является Г. Маркузе. Одномерному человеку свойственны: некритическое от-

ношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стерео-типам, отсутствие

индивидуальности, подверженность манипуляциям, консерватизм, искаженное видение мира

(сугубо потребительская ориентация, унификация «Я»).

Личность усваивает социальный опыт посредством определенных механизмов. По мнению

французского социолога Г.Тарда, механизм социализации включает в себя: 1) имитацию, подра-

жание; 2) идентификацию; 3) руководство [13]. Однако этот механизм гораздо богаче и разнооб-

разнее. Социализация личности осуществляется в процессе различных видов общения (массово-

го, группового, межличностного, делового, неформального), под влиянием средств массовой ин-

формации, культуры [9]. Особую роль в структуре механизма социализации выполняет конфор-

мизм, характерные свойства которого подробно изучались С.Ашем, К. Осгудом и

Ф.Крачфильфом, а из отечественных социальных психологов - И. С. Коном, А. П. Сопиковым,

учениками А. В. Петровского и др.

Необходимо иметь в виду, что социализация не пассивный процесс, а активный, где важ-

ную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социали-25

зации. Поэтому традиционную структуру механизма социализации следует дополнить с помо-

щью теории социального обмена. В процессе обменных сделок, определения выгоды складыва-

ются вектор, направленность социализации личности и в конечном счете ее самоопределение.

Содержание социализации зависит и от такого важного параметра, как социальные инсти-

туты, экономические, общественные, в том числе семья, детские дошкольные учреждения, шко-

лы, неформальные группы, официальные организации и др. Эффективность социализации обу-

словливается их нравственным, культурным и экономическим состоянием. В споре о значимости


названных институтов для социализации личности (сила влияния социальных институтов на

личность зависит от их авторитетности - референтности) предпочтение обычно отдается семье.

Действительно, она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить.

Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за неадаптированности, нарушен-

ных эмоциональных контактов, групповой идентичности.

Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализа-

ция - процесс длительный, протяженный во времени и в пространстве, даже постоянный. При

этом он имеет индивидуальный аспект и связан с определенными циклами в области физическо-

го, анатомофизиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального раз-

вития личности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и

спецификой социальной ситуации, в которойон оказывается в разные периоды жизни.

Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Социологический ак-

центирует внимание на процессах усвоения человеком репертуаров социальных ролей, ценно-

стей и норм, культуры, завоевания положения в той или иной общности. Примером социологиче-

ского подхода является точка зрения Г.М.Андреевой, которая делит социализацию на три стадии:

дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Такие стадии, конечно, выделять можно, но данный

подход односторонен или, точнее, однолинеен.

Социологическому подходу противоположен психоаналитический, с позиции которого ста-

дии социализации увязываются с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсозна-

тельных мотивов человека.

Влияние бессознательного на процесс социализации личности трудно переоценить. Тем не

менее реальным подходом к рассмотрению стадий социализации является компромиссный, кото-

рый учитывает как социологические, так и психоаналитические взгляды на этот счет. Вследствие

этого можно выделить первичную, маргинальную, устойчивую социализацию, а также стадию,

обу-словленную необходимостью адаптации к новой ситуации, например в связи с выходом че-

ловека на пенсию и другими обстоятельствами.

Первичная стадия социализации ребенка, согласно утверждениям З.Фрейда, распадается на

оральную (от рождения до 2 лет), когда мир ребенка сосредоточен вокруг рта; анальную (от 2 до

3 лет), в течение которой ребенку прививают навыки гигиены. По мнению Фрейда, данная стадия