ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.04.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
§ 1. Понятие стадий, институтов и механизмов социализации личности
Известна история семьи старообрядцев Лыковых, которые долгое время одни жили в глу-23
хой тайге. Встреча с людьми обернулась для этой семьи трагедией.
Другой пример. С 1913 г. в одном из уругвайских департаментов изолированно от влияния
цивилизации проживает секта русских староверов. В деревне нет ни радио, ни телефона, ни теле-
визора, несмотря на то, что в находящихся рядом населенных пунктах это все есть.
В основе приведенных случаев лежит нарушение того, что в психологической литературе
называют социализацией. Социализация, согласно наиболее распространенному определению, -
это аккумулирование индивидом на протяжении жизни социальных ролей, норм и ценностей то-
го общества, к которому он принадлежит.
Разработкой теории социализации личности занимались такие ученые, как Г. Тард, Т. Пар-
сонс и др. В частности, Г. Тард в основу своей теории положил принцип подражания, а отноше-
ния «учитель-ученик» провозгласил моделью социального поведения, т.е.социализации. В рабо-
тах Т. Парсонса процесс социализации объясняется несколько иначе. Он полагает, что индивид,
общаясь созначимыми для него ценностями, вбирает в себя общие из них.Однако если пренеб-
речь нюансами, то можно сделать вывод, что в основе теорий социализации лежат классическая
формула бихевиоризма «S-R» и теория Л.С.Выготского об интериоризациивнешнего опыта, его
культурно-историческая концепция.
В отечественной социальной психологии существует узкое и широкое толкование социали-
зации. Такой подход к ее пониманию предложен Б. Д.Парыгиным. Социализация в узком смысле
- это процесс вхождения в социальную среду, приспособления к ней, в широком - исторический
процесс, филогенез.
Наряду с понятием «социализация» есть и другие, довольно близкие с ним по значению,
например «воспитание» и «адаптация».
Профессор Г.М.Андреева полагает, что, по существу, между понятиями «социализация» и
«воспитание» нет различий [2]. При этом под воспитанием понимается целенаправленное воз-
действие на личность всего общества. Однако даже и такая трактовка воспитания, по нашему
мнению, не дает оснований ставить знак равенства между этими явлениями. Социализация в лю-
бом случае шире воспитания. Это во многом стихийный процесс, и не всегдаосознаваемый.
Понятия «социализация» и «адаптация» тесно связаны. Адаптация (приспособление) может
рассматриваться и как составная часть социализации, и как ее механизм. Различают два вида
адаптации: психофизиологическую и социально-психологическую, находящиеся во взаимосвязи.
Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли при вхо-
ждении в новую социальную ситуацию. По своим результатам социально- психологическая
адаптация бывает позитивной и негативной, а по механизму осуществления - добровольной и
принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается нанесколько ста-
дий: а) ознакомление; б) ролевая ориентация; в) самоутверждение. Таким образом, социально-
психологическая адаптация - это конкретный процесс социализации.
Согласно сложившейся традиции, социализация имеет следующую структуру: 1) содержа-
ние (с этой точки зрения о социализации и асоциализации говорят как о приспособлении к нега-
тивному опыту); 2) широту, т.е. число сфер, к которым смогла приспособиться личность. Выде-
ляют также и такие характеристики социализации, как механизм, социальные институты, факто-
ры и стадии.
При рассмотрении содержания социализации важное значение имеет определение того, что
предлагается личности в качестве социального и культурного «меню», какие картины мира, ус-
тановки, стереотипы, ценности формируются у индивида в процессесоциализации.
Кроме этого, большую роль играет и локус контроля (лат. lokus - место). Существует два
крайних типа данного понятия, предложенного американским психологом Д.Роттером: интер-
нальный и экстернальный. В первом случае человек убежден, что результатыего деятельности
зависят от личных качеств: компетентности, целеустремленности, интеллектуальных способно-
стей, во втором - считает, что его успехи (неудачи) обусловлены действием внешних сил - помо-
щи или давления окружения и т.п. Локус контроля является особой личностной характеристикой,
в зависимости от которой индивиды делятся на тех, кто более чувствителен к внешним воздейст-
виям, и тех, чье поведение определяется внутреннейстратегией. В итоге человек может воспри-
нимать социальные проблемы как нормальное явление и быть вполне адаптированным к ним, и
наоборот. Поэтому оценивать содержание социализацииследует не с позиции приспособленно-24
сти личности к конкретнымусловиям (в конце концов, можно к чему угодно привыкнуть), а с
точки зрения мировых стандартов, цивилизации и культуры, общечеловеческого образа и стиля
жизни.
Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных
влияний (политических программ и доктрин, средств массовой информации, культуры), с другой
- отношением индивида ко всему этому. Причем эти отношения зависят не только от особенно-
стей самой личности, но и от социальной ситуации, в которой она оказывается: материальных
условий или, скажем, соображений, связанных с карьерой. Поэтому человек может лишь внешне
демонстрировать законопослушание, лояльность к политическим и правовым институтам, зная,
что в области политики существуют двойные стандарты, а за отклонение от правил игры, пред-
писываемых норм придется «платить». Иными словами, о содержании социализации нельзя су-
дить только повербальному поведению.
Содержание социализации личности проявляется, по мнению Т.Шибутани, в шаблонах по-
ведения, привычках, формировании общих значений, т. е. взглядов.
Наиболее ярко содержание социализации проявляется в особенностях национальной пси-
хологии: этностереотипах, эмоциональных оценках. При экспансии определенных культур эти
различия стираются, однако видеть в такой унификации только одно благо неверно. Цивилиза-
ция выигрывает от культурных различий. Человечество должно освобождаться от варварского
образа жизни, приобщаться к цивилизации, но не за счет утраты национальных культур. Совре-
менная тенденция - интеграция человечества в различных отношениях. Большую роль в этом иг-
рают процесс социализации личности, расширение ее содержания через приобщение к мировым
социальным институтам.
Истинный смысл цивилизации заключается в актуализации «Я», раскрытии потенциалов
личности, ее возможностей, что может быть только при настоящей демократии. В тоталитарном
государстве все обстоит совершенно иначе. В этих условиях, по мнению Э.Фромма, возможны и
такие способы социализации, как мазохизм, садизм, деструкция, конформизм.
Мазохизм - стремление к подчинению, моральное унижение.
Социализация в виде садизма осуществляется путем постановки других людей в зависимое
от себя положение и приобретения над ними неограниченной власти, эксплуатации, запугивания
других.
Деструкция - один из способов социализации, заключающийся в избавлении человека от
чувства собственного бессилия посредством разрушения окружающего мира. Как считал
Э.Фромм, разрушение мира для человека - последняя, отчаянная попытка в их противоборстве.
Конформизм (от лат. conformis - подобный) в его крайнем выражении означает отказ от
собственного «Я», превращение человека в робота, подмену подлинной личности псевдолично-
стью.
В результате жесткой социализации в условиях тоталитарного общества формируется «од-
номерный» («массовый») человек («человек организации»), «извне ориентированная личность»
(«автоматически ориентированная личность», «автоматически конформная личность»). Автором
данной концепции является Г. Маркузе. Одномерному человеку свойственны: некритическое от-
ношение к действительности, к поведенческим и пропагандистским стерео-типам, отсутствие
индивидуальности, подверженность манипуляциям, консерватизм, искаженное видение мира
(сугубо потребительская ориентация, унификация «Я»).
Личность усваивает социальный опыт посредством определенных механизмов. По мнению
французского социолога Г.Тарда, механизм социализации включает в себя: 1) имитацию, подра-
жание; 2) идентификацию; 3) руководство [13]. Однако этот механизм гораздо богаче и разнооб-
разнее. Социализация личности осуществляется в процессе различных видов общения (массово-
го, группового, межличностного, делового, неформального), под влиянием средств массовой ин-
формации, культуры [9]. Особую роль в структуре механизма социализации выполняет конфор-
мизм, характерные свойства которого подробно изучались С.Ашем, К. Осгудом и
Ф.Крачфильфом, а из отечественных социальных психологов - И. С. Коном, А. П. Сопиковым,
учениками А. В. Петровского и др.
Необходимо иметь в виду, что социализация не пассивный процесс, а активный, где важ-
ную роль играют установки, обусловливающие избирательность личности как объекта социали-25
зации. Поэтому традиционную структуру механизма социализации следует дополнить с помо-
щью теории социального обмена. В процессе обменных сделок, определения выгоды складыва-
ются вектор, направленность социализации личности и в конечном счете ее самоопределение.
Содержание социализации зависит и от такого важного параметра, как социальные инсти-
туты, экономические, общественные, в том числе семья, детские дошкольные учреждения, шко-
лы, неформальные группы, официальные организации и др. Эффективность социализации обу-
словливается их нравственным, культурным и экономическим состоянием. В споре о значимости
названных институтов для социализации личности (сила влияния социальных институтов на
личность зависит от их авторитетности - референтности) предпочтение обычно отдается семье.
Действительно, она занимает особое место в социализации личности, ее нельзя ничем заменить.
Как правило, дети, воспитывающиеся вне семьи, страдают из-за неадаптированности, нарушен-
ных эмоциональных контактов, групповой идентичности.
Личность не может сразу с момента рождения усвоить весь социальный опыт. Социализа-
ция - процесс длительный, протяженный во времени и в пространстве, даже постоянный. При
этом он имеет индивидуальный аспект и связан с определенными циклами в области физическо-
го, анатомофизиологического, сенсорного, эмоционального, познавательного и социального раз-
вития личности. Стадиальность социализации объясняется соотношением развития человека и
спецификой социальной ситуации, в которойон оказывается в разные периоды жизни.
Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Социологический ак-
центирует внимание на процессах усвоения человеком репертуаров социальных ролей, ценно-
стей и норм, культуры, завоевания положения в той или иной общности. Примером социологиче-
ского подхода является точка зрения Г.М.Андреевой, которая делит социализацию на три стадии:
дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Такие стадии, конечно, выделять можно, но данный
подход односторонен или, точнее, однолинеен.
Социологическому подходу противоположен психоаналитический, с позиции которого ста-
дии социализации увязываются с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсозна-
тельных мотивов человека.
Влияние бессознательного на процесс социализации личности трудно переоценить. Тем не
менее реальным подходом к рассмотрению стадий социализации является компромиссный, кото-
рый учитывает как социологические, так и психоаналитические взгляды на этот счет. Вследствие
этого можно выделить первичную, маргинальную, устойчивую социализацию, а также стадию,
обу-словленную необходимостью адаптации к новой ситуации, например в связи с выходом че-
ловека на пенсию и другими обстоятельствами.
Первичная стадия социализации ребенка, согласно утверждениям З.Фрейда, распадается на
оральную (от рождения до 2 лет), когда мир ребенка сосредоточен вокруг рта; анальную (от 2 до
3 лет), в течение которой ребенку прививают навыки гигиены. По мнению Фрейда, данная стадия