ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

во многом определяет более позднее развитие человека; фаллическую (от 4 до 5 лет). На этой

стадии удетей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола. Связанные с

этими чувствами конфликты Фрейд назвал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом

Электры(у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать

себя с родителями.

З.Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики формируются на этих стади-

ях. В то же время нельзя абсолютизировать роль бессознательного в процессе социализации

личности (патологические случаи не следует распространять на здоровых людей). Решающее

значение здесь имеют процессы познания и овладевания ребенком социальными ролями в игро-

вой деятельности, его упражнения в самоидентификации, возникающая и закрепляющаяся у него

система ожиданий и характер их удовлетворения, требования к нему со стороны родителей, ха-

рактер их обращения с ним.

В одной из казахских семей родились девочки-близнецы. Одна из них, появившаяся на свет

на пять минут раньше, затем стала выполнять роль старшей сестры со всеми вытекающими по-

следствиями. К ней предъявлялись жесткие требования, в том числе по уходу за младшей сест-

рой. «Старшая», превратившаяся в антипод «младшей», сформировалась волевым, а младшая -

инфантильным человеком.26

Маргинальная (промежуточная, или псевдоустойчивая) социализация - социализация

подростка. Известно, что подростковый возраст является ступенью полового созревания, про-

должающегося до момента становления человека взрослым. Это переходный возраст от детства к

юношеству, связанный главным образом с самоутверждением личности, групповой идентично-

стью.

Устойчивая социализация совпадает с достижением определенного статуса и выполнением

широкого спектра социальных и межличностных ролей. Эта стадия связана со стабильным по-

ложением человека в обществе или какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-

психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.

И, наконец, последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей после

выхода человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагиру-

ет на то положение, в котором оказался. Нередко тяжелые переживания вызываются утратой

близких и смысла своего существования, необратимыми процессами старения организма, чувст-


вом одиночества и ненужности. Но такое душевное состояние во многом может компенсировать-

ся любовью к внукам, которая придает человеку жизненные силы, создает ощущение полезности

и повторения жизни.

Социализацию можно рассматривать как типичный и единичный процессы. Типичность

определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культур-

ных различий. Социализация как типичный процесс означает похожесть еепротекания для пред-

ставителей типичных социальных или возрастных групп, имеющих одинаковые религию, куль-

туру, социальное положение. Социализация, например, безработных типична для них и отлича-

ется от социализации преуспевающих бизнесменов. То же самое можно сказать о бродягах, хро-

нически больных, инвалидах. Совершенно по-особому, но все равно типично проходит социали-

зация эмигрантов. Она связана с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языко-

вой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств.

Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным

данной личности (способностям, внешним данным, степени конформности, коммуникабельно-

сти, индивидуальному уровню идентичности), т.е. стремлению к развитию своих способностей,

осознанию своего жизненного пути как уникального и т. д.

Человек может внешне демонстрировать свою социализированность, в связи с чем встает

вопрос о внешних и внутренних критериях этого процесса. Критериями социализированной лич-

ности являются: содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира;

адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни; социальная идентич-

ность (групповая и общечеловеческая).

Главным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособ-

ленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскре-

пощенности, инициативности, незакомплексованности. Основная цель социализации личности

не в ее унификации, превращении в послушный «винтик», а в удовлетворении «потребности в

самореализации» (А. Маслоу) и в развитии способности для успешного осуществления этой це-

ли. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится

инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на дости-

жение единственной в своем роде индивидуальности, а наунификацию, стратификацию, нивели-


ровку «Я».

§ 2. Влияние социально-психологических факторов

на социализацию личности

В самом общем виде социально-психологические факторы социализации личности могут

быть объединены в две большие группы: 1) социальные, отражающие социально-культурный ас-

пект социализации и затрагивающие проблемы ее исторической, культурной и этнической спе-

цифики; 2) индивидуально-личностные, в значительной мере определяемые этапом жизненного

пути личности.

В отечественной психологии прослеживается стремление многих авторов при анализе про-

цесса социализации учитывать не только объективные показатели (изменение социального ста-

туса индивида, освоение им новых социальных ролей), но и субъективные, в том числе идентич-

ность. Это понятие введено в науку Э.Эриксоном, который определяет идентичность как субъ-

ективное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности (по-

стоянства), соединенное с определенной верой в тождественность и непрерывность некоторой

картины мира, разделяемой с другими людьми.

Идентичность рассматривается Э.Эриксоном в двух аспектах:

во-первых, как состоящая из двух компонентов: органического и индивидуального, т.е. как

непреложная данность физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и

целостности человеческого, индивидуального бытия;

во-вторых, в социальном аспекте, вследствие чего выделяется групповая и психосоциаль-

ная идентичность. Групповая идентичность - это включенность личности в различные общности

(историческую, географическую, классовые, национальные и др.), подкрепленнаясубъективным

ощущением внутреннего единства и неразрывности со своим социальным окружением. Психо-

социальная идентичность - ощущение человеком значимости своего бытия для общества.

Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положительный (то, каким человек

должен быть с точки зрения социального окружения) и отрицательный (то, каким он не должен

быть). Формирование идентичности всегда сопровождается противоборством этих двух сторон.

В кризисные моменты борьба обостряется, и отрицательная идентичности может взять верх. Для

позитивного и поступательного развития личности необходим перевес положительной идентич-

ности над отрицательной.

Таков в общих чертах подход Э.Эриксона к проблеме идентичности, выдвинутой им в каче-


стве основополагающего момента развития личности.

Общечеловеческий уровень идентичности понимается как осознание себя представителем

биологического вида, человечества или как видение и понимание глобальных проблем человече-

ства, ответственность перед будущими поколениями за жизнь на Земле.

Групповой уровень идентичности выступает через осознание своей принадлежности к раз-

личным группам (на основании пола, возраста, расовой и религиозной принадлежности и т.д.).

Общности среднего уровня (группы) конструируются как системы оппозиций. Они, как правило,

противопоставлены друг другу и вне «своего другого» не могут быть определены. Таковы, на-

пример, отцы и дети, мужчины и женщины, «правые» и «левые» и т.д.

Индивидуальный уровень идентичности есть осознание собственной неповторимости,

стремление к развитию своих способностей, понимание своего жизненного пути как неповтори-

мого.

Среди ученых нет единого мнения о том, развитие какого уровня идентичности является

наиболее важным для успешной социализации личности. Можно предположить, что актуализа-

ция, доминирование определенного уровня идентичности личности и успешности ее социализа-

ции определяются временем. При этом фактор времени понимается двояко: как общественное

время - специфика исторического развития данного общества; индивидуальное время - этап жиз-

ненного цикла личности.

Следует заметить, что в изучении вопроса о влиянии исторического времени на успешность

социализации личности имеется целый ряд подходов, к примеру, теория этногенеза, разработан-

ная Л.Н.Гумилевым. Согласно этой теории существует своеобразный «жизненный цикл» любого

этноса, охватывающий временной отрезок в 1200-1500 лет.

В период бурного развития этноса в обществе начинают доминировать ценности, акценти-

рующие значение личного успеха, риска и преуспевания в различных сферах общественной жиз-

ни, что в конечном счете стимулирует прогресс этноса. При этом наиболее успешно социализи-

рованными оказываются личности с ярковыраженной индивидуальностью, самореализация кото-

рых обусловлена общественными интересами. Такие люди «напрямую» связывают себя и чело-

вечество, подчиняя этим двум доминантамустоявшиеся групповые нормы, т.е. у них наиболее

отчетливосформированными оказываются именно личностный и общечеловеческий уровень

идентичности.

Иначе рассматривается проблема взаимодействия индивида и макросоциальных структур в


работах Б.Ф. Поршнева [14]. По его мнению, на протяжении филогенетического промежутка ме-

ждувысшими обезьянами и современным человеком максимальнойразвитостью имитации (под-

ражание) обладали троглодиты (предки человека). Для обеспечения своей безопасности они, в 28

частности, имитировали голоса животных, вызывая у них подражательно-тормозные реакции.

Позднее антропоиды все чаще использовали этот механизм для воздействия (суггестии) на себе

подобным, что выходило за рамки имитационного побуждения.

Этнос, находящийся в статическом состоянии, стремится законсервировать отношения,

сложившиеся между его членами, и их отношения к природе. При создании новой этнической

целостности выдвигается и новый императив поведения. Если раньше общественное положение

индивида жестко задавалось традицией и во многом зависело от его возраста, то теперь форму-

лируется иное требование: «Будь тем, кем ты должен быть!», предопределяющее различные со-

циальные роли (короля, дружинника, слуги и пр.). На первый план выдвигаются долг, обязанно-

сти индивида перед коллективом.

Последующее развитие этноса (нередко за счет подчинения соседей) приводит к востребо-

ванию индивидуальности («Будь самим собой!»), что порождает столкновение индивидов между

собой, ожесточенное соперничество, поглощающее силы, ранее направлявшиеся на решение

внешних задач.

С течением времени пассивное большинство этноса, настрадавшись от междуусобиц често-

любивых соплеменников, формируетновый императив: «Мы устали от великих!» Победивший

пассионарий (отвлеченный идеал) задает новые нормы поведения, согласнокоторым всем следу-

ет стремиться походить на него и подражать ему.

В дальнейшем приоритет вновь получают интересы группы над личностью, этнос адапти-

руется к ландшафту. В заключение этнос либо умирает, либо, объединяясь с другими, порождает

новый этнос. Следует заметить, что в стабильные («тихие») фазы развитияэтноса личность в зна-

чительной мере нивелируется, подчиняется разного рода групповым (родовым, профессиональ-

ным, конфессиональным) интересам и нормативам, т. е. у человека развивается гипертрофиро-

ванно групповая идентичность в ущерб индивидуальному и общечеловеческому ее «слоям».

Сказанное, безусловно, не исчерпывает богатства и сложности концепции Б.Ф. Порщнева,

однако в данной реконструкции истории человечества важно выделить следующие моменты. В