ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.04.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 1
во многом определяет более позднее развитие человека; фаллическую (от 4 до 5 лет). На этой
стадии удетей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола. Связанные с
этими чувствами конфликты Фрейд назвал эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом
Электры(у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать
себя с родителями.
З.Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики формируются на этих стади-
ях. В то же время нельзя абсолютизировать роль бессознательного в процессе социализации
личности (патологические случаи не следует распространять на здоровых людей). Решающее
значение здесь имеют процессы познания и овладевания ребенком социальными ролями в игро-
вой деятельности, его упражнения в самоидентификации, возникающая и закрепляющаяся у него
система ожиданий и характер их удовлетворения, требования к нему со стороны родителей, ха-
рактер их обращения с ним.
В одной из казахских семей родились девочки-близнецы. Одна из них, появившаяся на свет
на пять минут раньше, затем стала выполнять роль старшей сестры со всеми вытекающими по-
следствиями. К ней предъявлялись жесткие требования, в том числе по уходу за младшей сест-
рой. «Старшая», превратившаяся в антипод «младшей», сформировалась волевым, а младшая -
инфантильным человеком.26
Маргинальная (промежуточная, или псевдоустойчивая) социализация - социализация
подростка. Известно, что подростковый возраст является ступенью полового созревания, про-
должающегося до момента становления человека взрослым. Это переходный возраст от детства к
юношеству, связанный главным образом с самоутверждением личности, групповой идентично-
стью.
Устойчивая социализация совпадает с достижением определенного статуса и выполнением
широкого спектра социальных и межличностных ролей. Эта стадия связана со стабильным по-
ложением человека в обществе или какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-
психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.
И, наконец, последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей после
выхода человека на пенсию. В это время он дезадаптируется и, как правило, болезненно реагиру-
ет на то положение, в котором оказался. Нередко тяжелые переживания вызываются утратой
близких и смысла своего существования, необратимыми процессами старения организма, чувст-
вом одиночества и ненужности. Но такое душевное состояние во многом может компенсировать-
ся любовью к внукам, которая придает человеку жизненные силы, создает ощущение полезности
и повторения жизни.
Социализацию можно рассматривать как типичный и единичный процессы. Типичность
определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культур-
ных различий. Социализация как типичный процесс означает похожесть еепротекания для пред-
ставителей типичных социальных или возрастных групп, имеющих одинаковые религию, куль-
туру, социальное положение. Социализация, например, безработных типична для них и отлича-
ется от социализации преуспевающих бизнесменов. То же самое можно сказать о бродягах, хро-
нически больных, инвалидах. Совершенно по-особому, но все равно типично проходит социали-
зация эмигрантов. Она связана с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языко-
вой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств.
Социализация как единичный процесс возникает благодаря особенностям, свойственным
данной личности (способностям, внешним данным, степени конформности, коммуникабельно-
сти, индивидуальному уровню идентичности), т.е. стремлению к развитию своих способностей,
осознанию своего жизненного пути как уникального и т. д.
Человек может внешне демонстрировать свою социализированность, в связи с чем встает
вопрос о внешних и внутренних критериях этого процесса. Критериями социализированной лич-
ности являются: содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира;
адаптированность личности, ее нормотипическое поведение, образ жизни; социальная идентич-
ность (групповая и общечеловеческая).
Главным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособ-
ленчества, конформизма, а степень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскре-
пощенности, инициативности, незакомплексованности. Основная цель социализации личности
не в ее унификации, превращении в послушный «винтик», а в удовлетворении «потребности в
самореализации» (А. Маслоу) и в развитии способности для успешного осуществления этой це-
ли. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится
инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на дости-
жение единственной в своем роде индивидуальности, а наунификацию, стратификацию, нивели-
ровку «Я».
§ 2. Влияние социально-психологических факторов
на социализацию личности
В самом общем виде социально-психологические факторы социализации личности могут
быть объединены в две большие группы: 1) социальные, отражающие социально-культурный ас-
пект социализации и затрагивающие проблемы ее исторической, культурной и этнической спе-
цифики; 2) индивидуально-личностные, в значительной мере определяемые этапом жизненного
пути личности.
В отечественной психологии прослеживается стремление многих авторов при анализе про-
цесса социализации учитывать не только объективные показатели (изменение социального ста-
туса индивида, освоение им новых социальных ролей), но и субъективные, в том числе идентич-
ность. Это понятие введено в науку Э.Эриксоном, который определяет идентичность как субъ-
ективное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности (по-
стоянства), соединенное с определенной верой в тождественность и непрерывность некоторой
картины мира, разделяемой с другими людьми.
Идентичность рассматривается Э.Эриксоном в двух аспектах:
во-первых, как состоящая из двух компонентов: органического и индивидуального, т.е. как
непреложная данность физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и
целостности человеческого, индивидуального бытия;
во-вторых, в социальном аспекте, вследствие чего выделяется групповая и психосоциаль-
ная идентичность. Групповая идентичность - это включенность личности в различные общности
(историческую, географическую, классовые, национальные и др.), подкрепленнаясубъективным
ощущением внутреннего единства и неразрывности со своим социальным окружением. Психо-
социальная идентичность - ощущение человеком значимости своего бытия для общества.
Каждый из аспектов идентичности имеет два полюса: положительный (то, каким человек
должен быть с точки зрения социального окружения) и отрицательный (то, каким он не должен
быть). Формирование идентичности всегда сопровождается противоборством этих двух сторон.
В кризисные моменты борьба обостряется, и отрицательная идентичности может взять верх. Для
позитивного и поступательного развития личности необходим перевес положительной идентич-
ности над отрицательной.
Таков в общих чертах подход Э.Эриксона к проблеме идентичности, выдвинутой им в каче-
стве основополагающего момента развития личности.
Общечеловеческий уровень идентичности понимается как осознание себя представителем
биологического вида, человечества или как видение и понимание глобальных проблем человече-
ства, ответственность перед будущими поколениями за жизнь на Земле.
Групповой уровень идентичности выступает через осознание своей принадлежности к раз-
личным группам (на основании пола, возраста, расовой и религиозной принадлежности и т.д.).
Общности среднего уровня (группы) конструируются как системы оппозиций. Они, как правило,
противопоставлены друг другу и вне «своего другого» не могут быть определены. Таковы, на-
пример, отцы и дети, мужчины и женщины, «правые» и «левые» и т.д.
Индивидуальный уровень идентичности есть осознание собственной неповторимости,
стремление к развитию своих способностей, понимание своего жизненного пути как неповтори-
мого.
Среди ученых нет единого мнения о том, развитие какого уровня идентичности является
наиболее важным для успешной социализации личности. Можно предположить, что актуализа-
ция, доминирование определенного уровня идентичности личности и успешности ее социализа-
ции определяются временем. При этом фактор времени понимается двояко: как общественное
время - специфика исторического развития данного общества; индивидуальное время - этап жиз-
ненного цикла личности.
Следует заметить, что в изучении вопроса о влиянии исторического времени на успешность
социализации личности имеется целый ряд подходов, к примеру, теория этногенеза, разработан-
ная Л.Н.Гумилевым. Согласно этой теории существует своеобразный «жизненный цикл» любого
этноса, охватывающий временной отрезок в 1200-1500 лет.
В период бурного развития этноса в обществе начинают доминировать ценности, акценти-
рующие значение личного успеха, риска и преуспевания в различных сферах общественной жиз-
ни, что в конечном счете стимулирует прогресс этноса. При этом наиболее успешно социализи-
рованными оказываются личности с ярковыраженной индивидуальностью, самореализация кото-
рых обусловлена общественными интересами. Такие люди «напрямую» связывают себя и чело-
вечество, подчиняя этим двум доминантамустоявшиеся групповые нормы, т.е. у них наиболее
отчетливосформированными оказываются именно личностный и общечеловеческий уровень
идентичности.
Иначе рассматривается проблема взаимодействия индивида и макросоциальных структур в
работах Б.Ф. Поршнева [14]. По его мнению, на протяжении филогенетического промежутка ме-
ждувысшими обезьянами и современным человеком максимальнойразвитостью имитации (под-
ражание) обладали троглодиты (предки человека). Для обеспечения своей безопасности они, в 28
частности, имитировали голоса животных, вызывая у них подражательно-тормозные реакции.
Позднее антропоиды все чаще использовали этот механизм для воздействия (суггестии) на себе
подобным, что выходило за рамки имитационного побуждения.
Этнос, находящийся в статическом состоянии, стремится законсервировать отношения,
сложившиеся между его членами, и их отношения к природе. При создании новой этнической
целостности выдвигается и новый императив поведения. Если раньше общественное положение
индивида жестко задавалось традицией и во многом зависело от его возраста, то теперь форму-
лируется иное требование: «Будь тем, кем ты должен быть!», предопределяющее различные со-
циальные роли (короля, дружинника, слуги и пр.). На первый план выдвигаются долг, обязанно-
сти индивида перед коллективом.
Последующее развитие этноса (нередко за счет подчинения соседей) приводит к востребо-
ванию индивидуальности («Будь самим собой!»), что порождает столкновение индивидов между
собой, ожесточенное соперничество, поглощающее силы, ранее направлявшиеся на решение
внешних задач.
С течением времени пассивное большинство этноса, настрадавшись от междуусобиц често-
любивых соплеменников, формируетновый императив: «Мы устали от великих!» Победивший
пассионарий (отвлеченный идеал) задает новые нормы поведения, согласнокоторым всем следу-
ет стремиться походить на него и подражать ему.
В дальнейшем приоритет вновь получают интересы группы над личностью, этнос адапти-
руется к ландшафту. В заключение этнос либо умирает, либо, объединяясь с другими, порождает
новый этнос. Следует заметить, что в стабильные («тихие») фазы развитияэтноса личность в зна-
чительной мере нивелируется, подчиняется разного рода групповым (родовым, профессиональ-
ным, конфессиональным) интересам и нормативам, т. е. у человека развивается гипертрофиро-
ванно групповая идентичность в ущерб индивидуальному и общечеловеческому ее «слоям».
Сказанное, безусловно, не исчерпывает богатства и сложности концепции Б.Ф. Порщнева,
однако в данной реконструкции истории человечества важно выделить следующие моменты. В