ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.04.2024

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

период кризисного, переломного этапа в эволюции человечества оказались задействованными

два механизма выхода из кризиса: 1) физическое расселение, когда интересы вида и индивида

совпали, и был найден на какое-то время бескровный путь; 2) противопоставление «своей» и

«чужой» групп, имевшее место тогда, когда мирный путь развития исчерпывал себя. При этом

происходила активизация промежуточного, группового уровня идентичности, стимулирующая

внутригрупповые фаворитизм [1] и агрессию, которая ведет к насилию, жестокости, войнам и

т.д.

Известный историк А. Я.Гуревич, специалист по эпохе средневековья, утверждал, что «не

оригинальность, не отличие от других, но, напротив, максимально деятельное включение в груп-

пу, корпорацию, в богоустановленный порядок - такова общественная доблесть, требовавшаяся

от индивида» в средние века [6]. Полностью обрести и осознать себя человек той эпохи мог лишь

в рамках коллектива. Аналогичные особенности социализации в средние века на Руси отмечает и

Ю. М. Лотман.

Разрушение интегрированное™ в свойственные ему социальную группу, сословие началось

лишь с развитием капитализма. Тогда же стал акцентироваться и индивидуально-личностный

слой его идентичности. Этот процесс подробно проанализирован Э.Фроммом [16], по мнению

которого разрыв средневековых связей человека с социумом, сословием, группой не принес же-

ланной свободы. В результате человек оказался маленьким и бессильным существом перед дей-

ствием могущественных экономических сил, лишенным всяких гарантий своего завтрашнего

дня.

Итак, рассмотрев влияние особенностей исторической эпохи на успешность социализации

личности, можно утверждать, что в стабильные периоды общественного развития более соци-

ально адаптированными оказались люди с преобладанием группового уровня идентичности. Им

более присуще социотипические формы поведения, выражающие стремление системы к сохра-

нению [3], в то время как в переломные кризисные моменты истории могут быть востребованы

различные типы личности: с одновременным преобладанием общечеловеческого и индивидуаль-

но-личностного уровня идентичности; спасающийся от общественных бурь в привычных стерео-

типах групповых норм, присущих стабильному этапу развития социума. В условиях обществен-29


ного кризиса доминирование такого типа личностей ведет к поискам «внешних» врагов, пред-

почтению «своей» (национальной, профессиональной, возрастной, территориальной и т. п.)

группы.

Переходя к вопросу о влиянии этапа жизненного пути личности на успешность ее социали-

зации, проиллюстрируем особенности социализации личности и формирования структуры ее

идентичности в стабильные периоды развития общества. Для этого можно обратиться к анализу

морального развития детей, проведенному Л.Колбергом [12]. Согласно его данным, дети до 7 лет

находятся преимущественно на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение

определяется в основном стремлением избежать наказания или получить поощрение, т.е. у них

доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень идентичности. К 13 годам и до окон-

чания школы у большей части детей преобладает групповой уровень идентичности, когда мо-

ральность-аморальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной

группы ребенка. По-видимому, этот уровень идентичности в стабильные периоды развития об-

щества остается доминирующим, поскольку только 10% детей старше 16 лет достигают посткон-

венционального уровня морального развития, который характеризуется одновременной выра-

женностью индивидуально-личностного и общечеловеческого уровня идентичности.

Процесс социализации на разных этапах онтогенеза в условиях общественного кризиса

протекает по-иному. Социальный кризис характеризуется, как правило, нарушением «идеологи-

ческой ценности» общества (Э.Эриксон), расшатыванием его прежней системы ценностей, со-

стоянием «аномии» (Э.Дюркгейм). При этом в принципиально иной ситуации оказываются три

возрастные группы: дети доподросткового возраста; юноши и молодые люди; лица среднего и

пожилого возраста.

Как было отмечено, дети вплоть до подросткового возраста находятся на доконвенцио-

нальном уровне морального развития, который характеризуется избеганием наказания и стрем-

лением к получению поощрения, т. е. в своем поведении они в значительной мере руководству-

ются «принципом удовольствия» (З.Фрейд). В связи с этим в случае разрушения прежней систе-

мы общественных ценностей и создания новой они достаточно естественно принимают новые

социальные нормы, следуя тому же принципу.

Наиболее важным периодом формирования зрелой идентичности является юность. В ходе


юношеского кризиса идентичности могут быть преодолены конфликты, не решенные на преды-

дущих стадиях развития личности, травмы и страхи раннего детства. В то же время структура

идентичности, формирующаяся в юности, оказывает влияние на все последующие стадии разви-

тия личности.

Кроме того, по мнению Э.Эриксона, при нарушении «идеологической цельности» общества

возникают и дополнительные трудности. В частности, отдельные наиболее одаренные индивиды

впадают в состояние психосоциального моратория, что выражается в неприятии ими системы

общественных ценностей и в формировании своей собственной. Молодые люди, находящиеся в

этом состоянии, могут сформировать как позитивную, так и негативную идентичность, представ-

ляющую собой как бы два полюса континуума. В центре его лежат такие типы мировоззрения,

которые не принимают существующую систему ценностей и в то же время не вступают с ней в

открытый конфликт.

На негативном полюсе этого континуума находятся молодые люди, имеющие свою систему

норм, традиций, взглядов, в соответствии с которой они не только не принимают общепринятые

социальные нормы, но и нарушают их, создавая тем самым преступную субкультуру.

Следует отметить, что в состояние психосоциального моратория может впасть не только

один человек или какая-либо группа людей, но и целое поколение, юность которого пришлась на

период бурных общественных перемен. Примером такого моратория поколения (или значитель-

ной его части), как нам кажется, был всплеск молодежного неформального движения в стране в

середине 80-х годов XX столетия.

Таким образом, если дети и подростки легче всего адаптируются к условиям общественно-

го кризиса, а в юношестве это сопряжено с определенными трудностями, то, видимо, сложнее

всего адаптироваться к изменившимся условиям жизни людям, чья юность уже прошла. Их со-

циализация проходит либо через переживание глубокого личностного кризиса, либо достаточно

гладко, если в стабильные периоды развития общества такой человек был среди социальных аут-

сайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал), но именно в кризисных усло-

виях его зрелая идентичность оказалась востребованной социумом.

Какой же тип личности наиболее успешно социализирован в кризисных социальных усло-

виях? По нашему мнению, возможны два варианта: во-первых, актуализация группового уровня

идентичности личности в крайних экстремальных его проявлениях (предпочтение своей нацио-


нальной, территориальной, партийной или иной группы), что является своеобразным «уходом в

прошлое» (по аналогии с психоаналитическим «уходом в болезнь») и в масштабах общества спо-

собствует развитию авторитарных, дезинтеграционных тенденций; во-вторых, одновременное

доминирование двух крайних уровней идентичности - индивидуально-личностного и общечело-

веческого.