ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.04.2024
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
период кризисного, переломного этапа в эволюции человечества оказались задействованными
два механизма выхода из кризиса: 1) физическое расселение, когда интересы вида и индивида
совпали, и был найден на какое-то время бескровный путь; 2) противопоставление «своей» и
«чужой» групп, имевшее место тогда, когда мирный путь развития исчерпывал себя. При этом
происходила активизация промежуточного, группового уровня идентичности, стимулирующая
внутригрупповые фаворитизм [1] и агрессию, которая ведет к насилию, жестокости, войнам и
т.д.
Известный историк А. Я.Гуревич, специалист по эпохе средневековья, утверждал, что «не
оригинальность, не отличие от других, но, напротив, максимально деятельное включение в груп-
пу, корпорацию, в богоустановленный порядок - такова общественная доблесть, требовавшаяся
от индивида» в средние века [6]. Полностью обрести и осознать себя человек той эпохи мог лишь
в рамках коллектива. Аналогичные особенности социализации в средние века на Руси отмечает и
Ю. М. Лотман.
Разрушение интегрированное™ в свойственные ему социальную группу, сословие началось
лишь с развитием капитализма. Тогда же стал акцентироваться и индивидуально-личностный
слой его идентичности. Этот процесс подробно проанализирован Э.Фроммом [16], по мнению
которого разрыв средневековых связей человека с социумом, сословием, группой не принес же-
ланной свободы. В результате человек оказался маленьким и бессильным существом перед дей-
ствием могущественных экономических сил, лишенным всяких гарантий своего завтрашнего
дня.
Итак, рассмотрев влияние особенностей исторической эпохи на успешность социализации
личности, можно утверждать, что в стабильные периоды общественного развития более соци-
ально адаптированными оказались люди с преобладанием группового уровня идентичности. Им
более присуще социотипические формы поведения, выражающие стремление системы к сохра-
нению [3], в то время как в переломные кризисные моменты истории могут быть востребованы
различные типы личности: с одновременным преобладанием общечеловеческого и индивидуаль-
но-личностного уровня идентичности; спасающийся от общественных бурь в привычных стерео-
типах групповых норм, присущих стабильному этапу развития социума. В условиях обществен-29
ного кризиса доминирование такого типа личностей ведет к поискам «внешних» врагов, пред-
почтению «своей» (национальной, профессиональной, возрастной, территориальной и т. п.)
группы.
Переходя к вопросу о влиянии этапа жизненного пути личности на успешность ее социали-
зации, проиллюстрируем особенности социализации личности и формирования структуры ее
идентичности в стабильные периоды развития общества. Для этого можно обратиться к анализу
морального развития детей, проведенному Л.Колбергом [12]. Согласно его данным, дети до 7 лет
находятся преимущественно на доконвенциональном уровне морального развития. Их поведение
определяется в основном стремлением избежать наказания или получить поощрение, т.е. у них
доминирует незрелый индивидуально-личностный уровень идентичности. К 13 годам и до окон-
чания школы у большей части детей преобладает групповой уровень идентичности, когда мо-
ральность-аморальность поступка оценивается в зависимости от точки зрения референтной
группы ребенка. По-видимому, этот уровень идентичности в стабильные периоды развития об-
щества остается доминирующим, поскольку только 10% детей старше 16 лет достигают посткон-
венционального уровня морального развития, который характеризуется одновременной выра-
женностью индивидуально-личностного и общечеловеческого уровня идентичности.
Процесс социализации на разных этапах онтогенеза в условиях общественного кризиса
протекает по-иному. Социальный кризис характеризуется, как правило, нарушением «идеологи-
ческой ценности» общества (Э.Эриксон), расшатыванием его прежней системы ценностей, со-
стоянием «аномии» (Э.Дюркгейм). При этом в принципиально иной ситуации оказываются три
возрастные группы: дети доподросткового возраста; юноши и молодые люди; лица среднего и
пожилого возраста.
Как было отмечено, дети вплоть до подросткового возраста находятся на доконвенцио-
нальном уровне морального развития, который характеризуется избеганием наказания и стрем-
лением к получению поощрения, т. е. в своем поведении они в значительной мере руководству-
ются «принципом удовольствия» (З.Фрейд). В связи с этим в случае разрушения прежней систе-
мы общественных ценностей и создания новой они достаточно естественно принимают новые
социальные нормы, следуя тому же принципу.
Наиболее важным периодом формирования зрелой идентичности является юность. В ходе
юношеского кризиса идентичности могут быть преодолены конфликты, не решенные на преды-
дущих стадиях развития личности, травмы и страхи раннего детства. В то же время структура
идентичности, формирующаяся в юности, оказывает влияние на все последующие стадии разви-
тия личности.
Кроме того, по мнению Э.Эриксона, при нарушении «идеологической цельности» общества
возникают и дополнительные трудности. В частности, отдельные наиболее одаренные индивиды
впадают в состояние психосоциального моратория, что выражается в неприятии ими системы
общественных ценностей и в формировании своей собственной. Молодые люди, находящиеся в
этом состоянии, могут сформировать как позитивную, так и негативную идентичность, представ-
ляющую собой как бы два полюса континуума. В центре его лежат такие типы мировоззрения,
которые не принимают существующую систему ценностей и в то же время не вступают с ней в
открытый конфликт.
На негативном полюсе этого континуума находятся молодые люди, имеющие свою систему
норм, традиций, взглядов, в соответствии с которой они не только не принимают общепринятые
социальные нормы, но и нарушают их, создавая тем самым преступную субкультуру.
Следует отметить, что в состояние психосоциального моратория может впасть не только
один человек или какая-либо группа людей, но и целое поколение, юность которого пришлась на
период бурных общественных перемен. Примером такого моратория поколения (или значитель-
ной его части), как нам кажется, был всплеск молодежного неформального движения в стране в
середине 80-х годов XX столетия.
Таким образом, если дети и подростки легче всего адаптируются к условиям общественно-
го кризиса, а в юношестве это сопряжено с определенными трудностями, то, видимо, сложнее
всего адаптироваться к изменившимся условиям жизни людям, чья юность уже прошла. Их со-
циализация проходит либо через переживание глубокого личностного кризиса, либо достаточно
гладко, если в стабильные периоды развития общества такой человек был среди социальных аут-
сайдеров (или не в полной мере реализовывал свой потенциал), но именно в кризисных усло-
виях его зрелая идентичность оказалась востребованной социумом.
Какой же тип личности наиболее успешно социализирован в кризисных социальных усло-
виях? По нашему мнению, возможны два варианта: во-первых, актуализация группового уровня
идентичности личности в крайних экстремальных его проявлениях (предпочтение своей нацио-
нальной, территориальной, партийной или иной группы), что является своеобразным «уходом в
прошлое» (по аналогии с психоаналитическим «уходом в болезнь») и в масштабах общества спо-
собствует развитию авторитарных, дезинтеграционных тенденций; во-вторых, одновременное
доминирование двух крайних уровней идентичности - индивидуально-личностного и общечело-
веческого.