Файл: История западно-европейской оперы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Верди воссоздал в своих операх образы великих поэтов и драматургов — Шиллера, Байрона, Гюго. Но, быть может, всего ближе его гению был творец «Отелло» — и неслучайно, обратившись к этому сюжету, Верди оказался конгениальным Шекспиру.

Французская опера в XIX в. развивалась, как и ранее, в двух основных жанровых направлениях, хотя, разумеется, структура драматических и комических опер уже во многом отличалась от прежней.

Первые героические оперы, созданные в эпоху Наполеона I, — «Весталка» и «Фернан Кортес» Г. Спонтини — носили открыто воинствующий характер, они отвечали имперской политике государства. В дальнейшем содержание серьезной оперы эволюционировало, при сохранении внешней пышности постановки. Возникла так называемая «большая опера», которая обращалась к историческим темам, напряженным ситуациям, резким контрастам, действие ее почти всегда завершалось трагической развязкой. Среди наиболее значительных произведений этого жанра — «Немая из Портичи» Д. Ф. Э. Обера, «Гугеноты» и «Пророк» Дж. Мейербера.

Постепенно менялись предъявляемые к опере требования: время нуждалось в произведениях более правдивых, пусть и менее эффектных в постановочном отношении. Ведь и в литературе происходили изменения, все более утверждался реализм. На смену «большой опере» пришла опера лирическая, в которой внимание композитора сосредоточивалось на внутреннем, душевном мире героев, чаще всего — женщины, как носительницы поэтического начала. Так появились «Фауст», «Мирей», «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно, «Миньон» А. Тома и другие произведения.

Комическая опера также претерпела изменения, ее содержание расширилось и обогатилось, иногда благодаря обращению к социальной теме. Нередко комизм приобретал драматический, а иной раз — романтический характер («Белая дама» А. Буальдьё, «Если бы я был королем» А. Адана). Появляются комические оперы-сказки, феерии, произведения бытовые, исторические. А так как одним из самых влиятельных авторов комических опер был Обер — автор «Немой из Портичи», а его либреттистом был Э. Скриб, то нередко грань, отделяющая комическую оперу от «большой», стиралась. Можно сказать, что постепенно рождался и формировался жанр, совмещающий трагедию и комедию, подобно тому как это происходило в драматическом театре.

Реализм вторгся и в область оперы, одержав решающую творческую победу в «Кармен» Ж. Бизе. Лишь формально (чередование вокальных и разговорных сцен) можно отнести это произведение к группе комических опер. «Кармен» — подлинная музыкальная психологическая драма, действие которой происходит в среде работниц табачной фабрики, солдат, контрабандистов. В известной мере она послужила образцом для веристских опер итальянских композиторов рубежа XIX и XX вв. — Р. Леонкавалло, П. Масканьи и крупнейшего из них, Дж. Пуччини.


В XIX в. сформировались и другие национальные оперные школы, сыгравшие большую роль в духовной жизни народов. Это относится к Польше, Чехии, Венгрии и другим странам. Польский композитор С. Монюшко в «Гальке» с большой проникновенностью раскрыл трагическую судьбу крестьянской девушки, а в «Зачарованном замке» создал яркую картину быта старой Польши. Музыка Монюшко пронизана мелодикой и ритмами польских песен и танцев, согрета горячей любовью к родной стране.

В операх великих чешских композиторов Б. Сметаны, А. Дворжака, 3. Фибиха, Л. Яначека раскрыты картины жизни народа — его история, героическая борьба за свободу; отражены прошлое и современность. Создатель чешской оперы Сметана показал жизнь родного народа и в сфере трагедии («Бранденбуржцы в Чехии», «Далибор»), и светлого юмора, жизнеутверждающего оптимизма («Проданная невеста», «Поцелуй»). А последняя его опера-оратория «Либуше» — поэтический завет, обращенный к современникам и потомкам, гимн во славу родины и веры в ее будущее.

В украинской классической опере («Запорожец за Дунаем» С. Гулака-Артемовского, «Тарас Бульба», «Наталка Полтавка», «Утопленница», «Рождественская ночь» Н. Лысенко) отражены обе полярные стороны действительности — и комедия, и драма. Всего полнее, ярче и глубже жизнь украинского народа, его духовный склад и характер, его история и быт воплощены в музыке Лысенко, выросшей на почве фольклора. Опираясь на национальные традиции, композитор своеобразно претворил и принципы русской классической музыки, прежде всего Глинки. Перефразируя слова Стасова о том, что «Князь Игорь» Бородина — это младший брат «Руслана», можно сказать, что «Тарас Бульба» — это брат «Жизни за царя», близкий по крови и по духу, исполненный пламенной любви к родине. И в истории украинской музыки прекрасное произведение Лысенко сыграло роль, аналогичную опере Глинки в русской музыке.

В XX в. опера вступила в новую фазу развития и в то же время пережила кризис, давший повод утверждать, что она утратила связь с действительностью и обречена на вымирание. Впрочем, подобные пророчества слышались и ранее — во времена Моцарта, в эпоху Россини и Верди. Отрицать наличие кризиса было бы неверно, но он был обусловлен не тем, что оперный жанр будто бы утратил жизненную силу,— ведь классическая опера находила и находит живой отзвук у миллионов зрителей в наши дни. Кризис оперы в XX в. был обусловлен идейным кризисом общества, утратой контакта между композиторами и их аудиторией.


И все же слушатель встречал восторженно произведения, обращенные к его уму и сердцу. А если даже та или иная новая опера сперва не получала справедливую оценку, то ведь и ранее многие шедевры, даже произведения Моцарта, Бетховена, Верди, Бизе, не сразу находили понимание у зрителей и критики.

Жизненность оперы XX в. подтвердили произведения Дж. Пуччини, Р. Штрауса, Л. Яначека, К. Дебюсси, М. Равеля, А. Берга, П. Хиндемита, Б. Бриттена, К. Орфа, С. Прокофьева, Д. Шостаковича и многих других композиторов. Не может устареть жанр, в котором отражены проблемы, волнующие человечество; жанр, в котором сливаются музыка, поэтическое слово, сценическое действие; жанр, обращенный к разуму и душе человека.

А. Гозенпуд