Файл: 03 Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2024

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

1. Спасательные и другие неотложные работы

1.1 Основы спасательных и других неотложных работ

Проблема предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения и ликвидации их последствий для Украины является одной из наиболее актуальных.В статье 8 Закона Украины «О Гражданской обороне» сказано: руководители предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности обеспечивают своих работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, организовывают эвакомероприятия, создают силы для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и обеспечивают их готовность к практическим действиям, выполняют другие мероприятия по ГО и несут связанные с этим материальные и финансовые затраты. Сущность спасательных и других неотложных работ (СиДНР) - это устранение непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, восстановление жизнеобеспечения населения, предотвращение или значительное уменьшение материальных ущербов. СиДНР разделяют на спасательные работы и другие неотложные работы.

К спасательным работам относятся:

  • разведка маршрута выдвижения формирований, определение объема и степени разрушений, размеров зон заражения, скорости и направления распространения зараженного облака или пожара;

  • локализация и тушения пожаров на маршруте выдвижения формирований и участках работ;

  • определение объектов и населенных пунктов, которым непосредственно угрожает опасность;

  • определение нужной группировки сил и средств предотвращения и локализации опасности;

  • поиск пораженных и освобождение их из-под завалов, поврежденных и горящих домов, из загазованных и задымленных помещений;

— вскрытие заваленных защитных сооружений и спасание из них людей;

  • предоставление пострадавшим первой помощи и эвакуация их (при необходимости) в лечебные учреждения;

  • вывоз или вывод населения из опасных мест в безопасные районы;

  • организация комендантской службы, охрана материальных ценностей и общественного порядка;

  • восстановление жизнеспособности населенных пунктов и объектов;

  • поиск, опознание и погребения погибших;

  • санитарная обработка пораженных;


  • обеззараживание одежды, обуви, средств индивидуальной защиты, территорий, сооружений, а также техники;

  • социально-психологическая реабилитация населения.

К другим неотложным работам относятся:

  • прокладывание колонных путей и устроение проездов (проходов) в завалах и на зараженной территории;

  • локализация аварий на водопроводных, энергетических, газовых и технологических сетях;

  • ремонт и временное восстановление работы коммунально-энергетических систем и сетей связи для обеспечения спасательных работ;

  • укрепление или разрушение конструкций, которые угрожают обвалом и безопасному ведению работ;

Спасательные и другие неотложные работы осуществляются в три этапа.

На первом этапе решаются задачи:

  • экстренной защиты населения;

  • предотвращение развития или уменьшения влияния последствий;

  • подготовка к выполнению СиДНР.

Основными мероприятиями по экстренной защите населения являются:

  • оповещение об опасности;

  • использование средств защиты;

  • соблюдение способов защиты;

  • эвакуация из опасных районов в безопасные;

  • осуществление санитарно-гигиенической, противоэпидемической профилактики и предоставление медпомощи;

  • локализация аварий;

  • остановка или изменение технологического процесса производства;

  • предупреждение (предотвращение) и гашение пожаров.

На втором этапе проводятся:

  • поиск пострадавших;

  • извлечение пострадавших из-под завалов, из горящих домов, поврежденных транспортных средств;

  • эвакуация людей из зоны бедствия, аварии, очага поражения;

  • оказание медпомощи;

  • санитарная обработка людей;

  • обеззараживание одежды, имущества, техники, территории;

  • проведение других неотложных работ, которые оказывают содействие и обеспечивают осуществление спасательных, работ.

На третьем этапе решается задача обеспечения жизнедеятельности населения в районах, которые потерпели от последствий ЧС;

  • восстановление или строительство жилья;

  • восстановление энерго-, тепло-, водо-, газоснабжения, линий связи;

  • организация медицинского обслуживания;

  • обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости;

  • обеззараживание продовольствия, воды, фуража, техники, имущества, территории;

  • социально-психологическая реабилитация;

  • возмещения убытков;

  • обеззараживание имущества, территории, техники.


  1. При авариях на радиационно-опасных объектах

Степень радиационной опасности для населения определяется количеством и составом радионуклидов, выброшенных во внешнюю среду, расстоянием от места аварии к населенному пункту, метеоусловий и времени года во время аварии. Организация и проведение СиДНР при аварии на АЭС состоит в выполнении мероприятий, к которым относятся:

  • оповещение населения об аварии и постоянное его информирование о создавшейся обстановке и порядке действий в данных условиях;

  • использование средств коллективной и индивидуальной защиты;

  • организация дозиметрического контроля;

  • проведение йодной профилактики населения, которое оказалось в зоне радиохимического заражения;

  • введение ограниченного пребывания населения на открытой местности (режимы радиационной защиты);

  • проведение эвакуации населения (по распоряжению Правительства) и прочие мероприятия.

  1. При аварии на хоо с выбросом (выливом) сильнодействующих ядовитых веществ (сдяв)

При возникновении очага химического поражения немедленно оповещаются рабочие, служащие и население, которые оказались в зоне заражения и в районах, которым угрожает опасность заражения. Высылается радиационная, химическая и медицинская разведка для уточнения места, времени, типа и концентрации СДЯВ, определения границы очага поражения (зоны заражения) и направления распространения зараженного воздуха. Для ликвидации последствий химического заражения и проведения спасательных работ в первую очередь привлекаются санитарные дружины, сводные отряды (команды, группы), команды (группы) обеззараживания, формирования механизации. Личный состав формирований обеспечивается средствами индивидуальной защиты, антидотами, индивидуальными противохимическими пакетами и подготавливается к порядку действий в очаге поражения. В очаге химического поражения, прежде всего, предоставляется помощь пострадавшим (пораженным), проводится отбор пораженных в зависимости от степени поражения и организовывается эвакуация в медицинские учреждения. Формирования обеззараживания дегазируют проезды и переходы, территорию, сооружения, технику, чем обеспечивают действия других формирований, а также вывод населения из очага химического поражения. После завершения спасательных работ или замены формирования направляются на пункты специальной обработки. Пункты специальной обработки развертываются на незараженной территории (местности) и вблизи маршрутов, выхода формирований и населения.


  1. В очаге бактериологического (биологического) поражения

Работы осуществляются по решению старшего начальника ГО. Работами относительно ликвидации бактериологического очага руководит начальник ГО объекта, а организацией и проведением медицинских мероприятий - начальник медицинской службы.

В очаге бактериологического (биологического) поражения организовываются и проводятся:

  • бактериологическая разведка и индикация бактериальных средств;

  • карантинный режим или обсервация в соответствии с решением старшего начальника;

  • санитарная экспертиза;

  • контроль заражения продовольствия, пищевого сырья, воды и фуража, их обеззараживания;

  • противоэпидемические, санитарно-гигиенические, специальные профилактические, лечебно­эвакуационные, противоэпизоотические, ветеринарно-санитарные мероприятия, а также санитарно-разъяснительная робота.

При организации работ относительно ликвидации очага бактериологического (биологического) поражения учитываются:

  • способность бактериальных средств служить причиной инфекционных заболеваний среди людей и животных;

  • способность некоторых микробов и токсинов продолжительное время сохраняться во внешней среде;

  • наличие и продолжительность инкубационного периода выявления болезни;— сложность лабораторного выявления примененного возбудителя и продолжительность определения его вида;

  • опасность заражения личного состава формирований и необходимость применения средств индивидуальной защиты. Во всех случаях в очаге бактериологического (биологического) поражения одно из первоочередных мероприятий - проведение профилактического лечения населения от особенно опасных инфекционных болезней. Для проведения мероприятий по ликвидации очага бактериологического поражения привлекаются в первую очередь, силы и средства, которые оказались на территории очага, в том числе санитарно-эпидемические станции (СЭС), ветеринарные станции, передвижные противоэпидемические отряды, специализированные противоэпидемические бригады, больницы, поликлиники и прочие медицинские и ветеринарные учреждения и формирования.


  1. Особенности проведения спасательных и других неотложных работ в очагах поражения

Организовать и провести СиДНР в очагах комбинированного поражения намного сложнее, чем в очагах радиационного (ядерного), химического или бактериологического (биологического) поражения. Это поясняется сложностью обстановки, которая может возникнуть вследствие применения противником ядерного, химического и бактериологического оружия или при одновременном возникновении аварии на АЭС, химически опасном объекте. С целью достижения максимальных результатов СиДНР в очагах комбинированного поражения организовывают и беспрерывно ведутся все виды разведки. К определению вида примененных противником бактериальных средств все мероприятия организовываются в режиме защиты от особенно опасных инфекционных заболеваний. Главные усилия разведки направляются на выявление типа, концентрации и направления распространения отравляющих веществ, радиоактивного облака, способов применения и установления возбудителей инфекционного заболевания, границ зон радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения. В очагах комбинированного поражения в первую очередь определяют наиболее опасный поражающий фактор, который несет наибольшую угрозу поражения, и принимают немедленные меры предотвращения или снижение к минимуму его действия, а потом приступают к ликвидации последствий действия всех других поражающих факторов в обстановке, которая возникла (произошла). При организации проведения СиДНР и определении их объема учитываются особенности, характерные лишь для очага комбинированного поражения. Личный состав формирований обязательно должен использовать средства индивидуальной защиты (СИЗ) органов дыхания и кожи, а также иметь запасные противогазы для пораженных. Работа в СИЗ заметно снизит темпы СиДНР. Допустимое время пребывания в средствах защиты может быть довольно коротким. Например, при температур воздуха +30 °С и выше продолжительность пребывания в очаге составляет 15 минут, при_ +25-29 °С - 30 мин.; при +20-24 °С - 48 мин.; при +15-19 °С - 2 часа; при + 15 °С и ниже - 3 часа

  1. Особенность аварийных работ в районах стихийного бедствия

Стихийные действия сил природы, пока что не всегда подвластны человеку, наносят экономике государства и населению значительные убытки. Стихийные бедствия возникают неожиданно и могут разрушать дома и сооружения, уничтожать материальные ценности, нарушать процессы производства, приводить к гибели людей и животных. По характеру своего действия на объекты отдельные явления природы можно приравнять к действию некоторых поражающих факторов современных видов оружия. Например, для ликвидации последствий стихийного бедствия привлекаются формирования общего назначения, формирования служб ГО, а также подразделения МО, войск МЧС и других силовых структур Украины. Основная задача формирований при ликвидации последствий стихийного бедствия - спасение людей и материальных ценностей. В районе стихийного бедствия разведка определяет: границы района бедствия и направление его распространения, объекты и населенные пункты, которым угрожает опасность, места скопления людей, пути следования сил и техники, состояние и характер разрушений домов и сооружений, состояние людей в поврежденных зданиях, характер и место аварий на коммунально-энергетических сетях, объем работ по их локализации и ликвидации. В состав разведывательных формирований желательно привлекать людей, которые знают данную местность, расположения объекта, коммунальных сетей и специфику производства.