ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.04.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
1.2. Первые сеансы синематографа в России (1896-1917). Распространение кино в России началось с показа французских "люмьеровских" картин и с работ пионеров отечественного кинопроизводства В. Сашина и А. Федецкого, снявших ряд злободневных хроникальных сюжетов. Первые сеансы "синематографа Люмьера" состоялись в мае 1896 г. в Петербурге в саду "Аквариум" и в Москве в театре оперетты "Эрмитаж".
В русском кино зарождались демократические тенденции, зачастую связанные с опытом отечественной литературы. Первый русский фильм "Понизовая вольница" ("Стенька Разин", 1908) иллюстрировал в нескольких сценах сюжет популярной песни. Но уже в первом полнометражном фильме "Оборона Севастополя" (1911, реж. В. Гончаров и А. Ханжонков) была предпринята серьезная попытка воспроизвести на экране историческое событие; фильм завершали документальные кадры оставшихся в живых защитников Севастополя. Наряду с примитивными, схематичными инсценировками, некоторые произведения русской прозы получают в кино убедительное воплощение. К ним относится фильм "Дворянское гнездо" (1915), поставленный В. Гардиным и снятый оператором А. Левицким с ощущением стиля тургеневского романа. "Пиковая дама" (1916) режиссера Я. Протазанова с актером И. Мозжухиным в роли Германна стала заметным явлением на общем кинематографическом фоне тех лет. Тема социального неравенства была раскрыта в фильме "Немые свидетели" (1914) режиссера Е. Бауэра по сценарию А. Вознесенского. Кинематограф привлекает внимание виднейших деятелей культуры - писателей, артистов, мастеров театра. Л. Толстой, М. Горький, А. Блок, Л Андреев, А. Серафимович в своих высказываниях затрагивают различные аспекты кинематографа: они отмечают массовость, доступность нового вида зрелища, возможность с его помощью вести просветительскую работу.
Развитию кино в России способствует деятельность видного кинопредпринимателя А. Ханжонкова, который наряду с художественными лентами выпускает картины научного содержания. Вкладом в практику мирового кино явились объемные мультипликации В. Старевича, начиная с первого фильма - "Прекрасная Люканида" (1912). Театральные актеры тоже все чаще появляются на экранах, в картине "Царь Иван Васильевич Грозный" (1915) снимается Ф. Шаляпин. Определенный интерес представляла работа театрального режиссера В. Мейерхольда над фильмом "Портрет Дориана Грея" (1915).
С началом Первой мировой войны поток зарубежной кинопродукции почти прекратился, зато русское кинопроизводство резко усилило темпы: в 1916 г. снимается около 500 фильмов. Подавляющую их часть составляли салонные мелодрамы, уголовно-приключенческие ленты, комические картины. Кинобоевики, подобные фильмам "У камина" и "Позабудь про камин" (реж. П. Чардынин), в значительной мере своим успехом у публики были обязаны первой русской звезде экрана В. Холодной. Непосредственно перед 1917 г. отечественный кинематограф достиг определенного уровня, был накоплен производственный опыт, в лучших фильмах освоены демократические традиции русской литературы, пополнялись кадры творческих работников.
1.3. Царская хроника А. Ягельского. Основную тематическую группу ранней хроники 1907-1911 гг. составляла так называемая «царская и правительственная хроника». Сюжеты этого раздела хроникальных картин снимались, как правило, А. Ягельским, особенно в тех случаях, когда они отображали «частную» жизнь царя и его семьи, а также В. Буллой, операторами А. Дранкова и другими, когда производились съемки официальных событий - царских приемов, встреч с иностранными государями, воинских смотров, церемоний, открытия памятников и т.д. и т.п. «Царская хроника» в программах сеансов демонстрировалась отдельно. Ее обязательно показывали перед основной программой под соответствующую сюжету музыкальную иллюстрацию, причем после ее показа и до перехода к основной программе устраивалась минутная пауза. Само собой разумеется, что на экран выходили далеко не все съемки жизни царской семьи, произведенные Ягельским и другими операторами, - значительная часть съемок не была рассчитана на широкий показ. Выпуск «царской хроники» производился с разрешения министерства двора, и в первые годы существования кино это разрешение выдавалось на руки театровладельцам (в журнале «Сине-фоно», 1908-1909, № 27, фирма «Омниум-кино» В.В. Карпинского, рекламируя один из сюжетов «царской хроники», указывает: «К этой картине прилагается официальное разрешение для ее демонстрации от министра двора»).
Царская хроника — уникальное явление российской культуры конца
XIX — начала XX веков. В течение двадцати с лишним лет документальные сюжеты снимались постоянно, и в результате к 1917 году был отснят очень большой объем хроники, которая пережила все исторические катаклизмы: до наших дней сохранилось 278 сюжетов, что само по себе удивительно и заслуживает внимания. Исследуемым в данной публикации материалом является ряд сюжетов и фотографий, находящихся в Российском государственном архиве кинофотодокументов, в который они попали на постоянное хранение в 1926 году после скитаний по различным ведомствам революционной России.
1.4. Формула первых киносеансов.
4.
1.1. Начало развития игрового кино в России. Первый кинопоказ в России состоялся в 1896 году, т.е. уже через год после того, как братья Люмьер продемонстрировали своё изобретение. Сначала кино развивается, как документальное, в некоторых картинах начинает присутствовать сюжет и игровые моменты. Костюмированные постановки начинают появляться в первом десятилетии XX века. В этот же период повсеместно начинают открываться кинотеатры, первым из них стал кинотеатр, открытый в Санкт-Петербурге.Основой кинематографа того периода становится опыт театра и деятельность писателей. Преобладают исторические сюжеты. Конечно же, приходится адаптировать кино под технические возможности плёнки и съёмочной группы, а также учитывать вкусы обычного, неискушённого зрителя. Что-то наподобие шоу-бизнеса в начале прошлого века зародилось в литературе, кинематограф, разумеется, эту тенденцию перенял.По понятным причинам монополия на выпуск киноаппаратуры и фильмов долгое время принадлежала зарубежным фирмам. Отечественные предприниматели осуществляли лишь прокат заграничных фильмов. Так продолжалось до 1908 года. В этом году Александр Дранков выпускает фильм «Стенька Разин». К этому моменту фильм «Донские казаки», снятый фирмой «Братья Пате», показал, что российская тематика будет пользоваться популярностью на родине.С 1908 года российские специалисты начинают быстрыми темпами догонят своих западных коллег. Открывается много киностудий, появляются свои знаковые фильмы. В 1912 году Владислав Старевич снимает первый в мире мультфильм («Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами»). Как ни странно, но Первая мировая война не стала проблемой для отечественной киноиндустрии. На эти годы пришёлся расцвет российского кино. В этот период вышли в свет главные работы многих отечественных режиссёров (Бауэр, Гардин и т.д.), появляются первые по настоящему звёздные актёры (Холодная, Перестиани и др.). Также стоит отметить, что в 1916 году в России печаталось 11 киножурналов. Бурное темпы развития киноиндустрии и военное время дали понять, что инфраструктуре кинопроизводства необходимо выйти на новый уровень. Небольшие студии, расположенные в столицах, не справлялись с поставленными задачами. С целью расширить своё дело, Ханжонков строит в Ялте съёмочную базу. После февральской революции он отправляет туда всю съёмочную группу. Также поступают ещё несколько владельцев киностудий. На несколько лет Ялта становится основным российским центром киноиндустрии.Когда стал понятен исход гражданской войны, практически все кинематографисты уехали за границу. Кто-то из них продолжил свою деятельность там, а кто-то вернулся в Россию через несколько лет. Всю кинопромышленность национализировали, к слову сказать, на этом настаивало ещё царское правительство, ну а после революции это было неизбежно.Октябрьская революция на короткий период остановила развитие киноиндустрии в России, но не загубила саму культуру кино, как таковую, и даже дала новый толчок.Рассказ о советском кинематографе следует начинать с того, что первые фильмы были сняты на фронтах гражданской войны. Эти фильмы в первую очередь показывали солдатам Красной армии. Вскоре стали появляться короткометражные фильмы, носившие агитационный характер. Эти фильмы в доступной для масс форме рассказывали о целях новой власти.В 20-х годах во всей красе проявляют себя такие режиссёры, как Протазанов, Роом, Рошаль, Барнет и многие другие выдающиеся деятели. Появляется новая волна ярких актёров (Герасимов, Кузьмина и др.). Многонациональность стала отличительной чертой советского кинематографа. Каждая из советских республик отличалась самобытным национальных характером и культурой. Это позволяло создавать своё направление в кинематографе. Наибольших успехов в те годы добились Украина и Грузия. К 30-м годам талант советских кинематографистов был известен далеко за пределами СССР и по достоинству оценен международным сообществом.
1.2. Фирма Дранкова и его фильмы. Дата и место рождения Александра Дранкова достоверно неизвестны; по некоторым данным, он родился в 1880 году на юге России (возможно, в Одессе) в еврейской мещанской семье. По воспоминаиям А. Лемберга, Дранков в начале XX века содержал танцкласс в Севастополе, на доходы от которого кормил всю свою семью.
Затем Дранков увлекается фотографией и быстро становится профессиональным фотографом, после чего переезжает в Санкт-Петербург, где добивается удивительной известности и за удачные снимки Николая II даже удостаивается звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Дранкову также удается существенно удешевить фотопроизводство и открыть целую сеть «элекрофотографий» (не менее 50 студий), где снимки делаются при усиленном электрическом освещении, что приводит к значительной экономии. Впоследствии он также становится фотокорреспондентом лондонской газеты «Times», парижской «L’Illustracion» и получает журналистскую аккредитацию при Государственной Думе.
В 1907 году Александр Дранков решает заняться кинопромышленностью. Он открывает так называемое Ателье А. Дранкова (впоследствии преобразованное в Акционерное общество «А. Дранков и Ко») и начинает снимать хроникальные фильмы (Дранков и работавшие на него операторы оставались обычными участниками всех крупных событий в обеих российских столицах до самой революции), а затем приступает и к съёмкам художественных короткометражных лент — например, он пытается поставить игровую картину «Борис Годунов». Фильм не был закончен, хотя снятые для него материалы демонстрировались в кинотеатрах в том же 1907 году под названием «Сцены из боярской жизни».
Сенсационным успехом Дранкова на почве документалистики становится первая киносъёмка Льва Николаевича Толстого (1908). Не сумев получить разрешения Толстого на проведение съёмки, Дранков прячется с камерой в деревянном туалете в саду усадьбы Толстых и через фигурную прорезь двери снимает гуляющего писателя.
Первой вышедшей на экран художественной кинолентой производства Дранкова стал фильм «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), премьера которого состоялась 15 (28) октября 1908 года. «Вольница» была также первым фильмом в русской истории, показ которого сопровождался оригинальным звуком: вместе с плёнкой кинотеатры приобретали также граммофонную запись музыки, написанной Н. М. Ипполитовым-Ивановым для постановки одноименной пьесы Василия Гончарова в театре «Аквариум» — и первым случаем нарушения кинопроизводителем авторских прав (Дранков не заключил формальный договор ни с автором сценария, ни с автором музыки). Следующим фильмом ателье Дранкова стала первая российская кинокомедия «Усердный денщик» (1908). Дранков также придумывает новый вид кинорекламы — он выпускает открытки с кадрами из своих фильмов и помещает сцены из фильмов на афишах, чего до него не делал никто в мире.
Дранков первым в России начал снимать детективные киносериалы, которые незадолго до того вошли в моду во Франции. Снятый в его ателье многосерийный фильм «Сонька — Золотая Ручка» (1914—1915) пользовался беспрецендентным успехом у массовой публики.
В 1917 году Дранков сначала пытается заработать на теме революции и выпускает несколько «революционных» фильмов — например, «Георгий Гапон», «Бабушка русской революции» (оба — 1917), — но после октябрьского переворота решает оставить Петербург.
1.3. Фирма Ханжонкова и его фильмы. Алекса́ндр Алексе́евич Ханжо́нков (27 июля (8 августа) 1877, деревня Ханжонковка, Российская империя (ныне посёлок Ханжонково Донецкой области, Украина) — 26 сентября 1945, Ялта,СССР (ныне Украина)) — российский предприниматель, организатор кинопромышленности, продюсер, режиссёр, сценарист, один из пионеров русского кинематографа.
9 (22) декабря 1906 года Ханжонков обращается в Московскую купеческую управу с заявлением «об учреждении им совместно с тремя вкладчиками Торгового дома в образе товарищества на веру под фирмою „А. Ханжонков и Ко“ с целью производства торговли кинематографическими лентами, волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами и другими товарами для фабрикации всех этих предметов». Одним из поручителей компании был известный банкир Иван Озеров, будущий член Государственного Совета.
Поначалу Ханжонков занимается только кинодокументалистикой и прокатом в России зарубежных фильмов, но уже летом 1907 года он начинает съёмки собственной постановочной картины «Палочкин и Галочкин», которая, впрочем, закончена не была.
2 января 1909 года (20 декабря 1908 года по старому стилю) выходит на экраны первая художественная продукция ателье Ханжонкова — фильм «Драма в таборе подмосковных цыган», о котором журнал «Сине-фоно» написал: «…хотелось бы указать на тот факт, что эта лента явилась первой, выпущенной А.Ханжонковым в виде драмы, разыгранной собственной труппой, ибо до сих пор упомянутое ателье производило лишь съёмки с натуры». К этому времени в работе в ателье Ханжонкова находятся одновременно несколько художественных и множество документальных фильмов, которые выходят в 1909 году — в том числе «Песнь про купца Калашникова», «Русская свадьба XVI столетия», «Ванька-ключник» и другие. Для работы над ними он привлекает начинающего режиссёра Василия Гончарова и театральную труппу Введенского народного дома, в которой состояли тогда Александра Гончарова, Андрей Громов, Пётр Чардынини в которую тремя годами позже поступил Иван Мозжухин. Тематикой картин, выпускавшихся Ханжонковым, были экранизации русской классики, народных сказок, песен и романсов.
С конца 1910 года компания Ханжонкова начинает издавать журнал «Вестник кинематографии». С 1915 года начинает также выходить финансируемый им журнал «Пегас», где, помимо материалов о кино, печатались также материалы о театральной жизни, музыке, литературе и современной культуре вообще.
На счету киноателье Ханжонкова множество важнейших достижений в развитии российского кино. В 1911 году на экраны выходит первый в России полнометражный фильм «Оборона Севастополя», совместно поставленный Ханжонковым и Гончаровым. В 1912 году компания выпускает в прокат первый в мире мультфильм, снятый в технике объёмной анимации — «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» в постановке Владислава Старевича. С начала 1910-х годов компания Ханжонкова становится бесспорным лидером российского кинопроизводства. В начале 1912 года его компания была преобразована в акционерное общество «Ханжонков и К°», с уставным капиталом в 500 000 рублей.
В 1926 году Ханжонков вместе с группой руководителей «Пролеткино» был арестован по уголовному делу о финансовых злоупотреблениях в этой организации. В итоге он был ввиду отсутствия доказательств его вины освобождён, однако получил запрет на работу в области кинематографа и был лишён политических прав. Из-за этого, а также из-за резкого ухудшения здоровья, Ханжонков вынужден был переехать из Москвы в Ялту.
1.4. Актёр И.И. Мозжухин и его работы в фильме Якова Протазанова. Я́ков Алекса́ндрович Протаза́нов (23 января 1881, Москва, — 8 августа 1945, Москва) — российский и советский режиссёр немого кино, сценарист, актёр. Яков Протазанов родился в Москве в купеческой семье. В 1900 году окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и К». В 1904—1906 годах занимался самообразованием во Франции и Италии. С 1906 года, сменив ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником режиссёра московской кинофирмы «Глория».
С 1910 года на фирме «Глория», купленной кинопредприятием П. Тимана и Ф. Рейнгардта, снял ряд фильмов в соавторстве с В. Р. Гардиным. В 1912 году ставит «скандальный» фильм о Льве Толстом «Уход великого старца», который был запрещён к показу в России по просьбе семьи писателя, но имел значительный успех за рубежом. В 1914 году, завоевав репутацию наиболее культурного режиссёра-профессионала, перешёл в кинофирму И. Ермольева.
Шедевры дореволюционного Протазанова — фильмы «Пиковая дама» и «Отец Сергий». В 1920 году, вместе с группой актёров и режиссёров кинофирмы И. Ермольева эмигрировал и работал во Франции, Германии, в кинофирмах Пате, Гомон, УФА, где в период с 1920 по 1923 год снял ряд фильмов — «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Паломничество любви», «Страшное приключение».