ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 142

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

101. Во второй трети XIX в. В России начали оформляться основные идейные течения: консерватизм, либерализм, революционно-социалистический радикализм.

Реакцией на выступление декабристов стало нарастание консервативных настроений в обществе. Идеологом идейной концепции консерваторов был министр народного просвещения граф С.С. Уваров. В его теории официальной народности выделялись три основополагающих принципа, отличающих Россию от Запада: православие как основа духовной жизни и церковь как опора самодержавия; самодержавие как основа жизни русского общества и единственно приемлемая для России форма правления; народность как духовное единение народа с царем.

Славянофильство возникло как своего рода реакция на распространение среди российского дворянства «слепого подражания» Западу. Славянофилы (братья П.В. и И.В. Киреевские, И.С. и К.С. Аксаковы, философы Ю.Ф. Самарин и А.С. Хомяков и др.) защищали идею о великой исторической миссии России. Они идеализировали патриархальную Русь и нередко принижали прогрессивные достижения западных стран, считая, что если Россия будет развиваться по их пути, то у нее нет будущего. С этой точки зрения славянофилы негативно оценивали деятельность Петра I. Основополагающими принципами общественного устройства России они считали православие, самодержавие и народность, осуждая при этом самодержавный деспотизм и рассматривая православие как образ мышления народа. Многие размышления славянофилов о патриотизме, национальных традициях, нравственных критериях сохраняют и в наши дни свою актуальность и значимость.

В отличие от славянофилов западники (историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев, литераторы П.В. Анненков и И.С. Тургенев, юрист К.Д. Кавелин) высоко ценили достижения европейских стран и хотели, чтобы Россия развивалась именно по их пути, преодолев с помощью реформ свое отставание. Они считали, что для этого в первую очередь должно быть ликвидировано крепостничество и установлено конституционное государственное устройство. Эти изменения, по их мнению, позволят России образовать вместе с Западом «одну общечеловеческую семью».

Революционеры-демократы (А.И. Герцен, Н.П. Огарев, В.Г. Белинский) разделяли некоторые идеи западников, но в целом выступали против буржуазно-либеральной идеологии. Они развивали идеи утопического социализма и в отличие от декабристов стремились не к организации военного заговора, а к народной революции.


Таким образом, разочаровавшись в возможности сотрудничества власти и общества, оппозиционно настроенные представители российской интеллигенции встали на путь борьбы за революционно-радикальное развитие России.

102 После смерти Александра I, в России сложилась ситуация междуцарствия, вызванная отказом наследника принимать престол. Этим решили воспользоваться руководители Северного общества, чтобы произвести государственный переворот. В сложной политической обстановке они продемонстрировали подлинную революционность, готовность пожертвовать всем для воплощения в жизнь плана государственного устройства России.13 декабря 1825 года на квартире Рылеева произошло последнее совещание членов этого общества. Они решили вывести войска Петербургского гарнизона на Сенатскую площадь и принудить не присягать Николаю, а принять "Манифест к русскому народу". "Манифест" - важнейший итоговый программный документ декабристов. В нем провозглашалось уничтожение самодержавия, крепостного права, сословий, рекрутчины и военных поселений, введение широких демократических свобод. Однако к моменту появления восставших на площади выяснилось, что рано утром Сенат уже присягнул Николаю, после чего сенаторы разошлись. Возникла ситуация, при которой "Манифест" просто некому было предъявить. Трубецкой, узнав об этом, к восставшим не присоединился, и восстание на время осталось без руководства. Эти обстоятельства породили колебания в рядах декабристов и обрекли их на бессмысленную тактику выжидания. Это замешательство фактически привело к жестокому подавлению этого выступления.

Несмотря на поражение, движение декабристов имело огромное историческое значение. Оно было первым в России открытым революционным выступлением против самодержавия и крепостничества.

Деятельность дворянских революционеров имела большое значение для развития русской передовой общественно-политической мысли. Их антисамодержавные, антикрепостнические идеи и лозунги поддерживали их преемники. Требования дворянских революционеров - отменить крепостное право, ликвидировать самодержавие, предоставить народу широкие демократические свободы - отражали насущные потребности экономического и социально-политического преобразования России.

 

103. Теория официальной народности — государственная идеология Российской империи в период царствования Николая I, автором которой стал С. С. Уваров. В ее основе лежали консервативные взгляды на просвещение, науку, литературу. Основные принципы были изложены графом Сергеем Уваровым при вступлении в должность министра народного просвещения в своем докладе Николаю I «О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством Народного Просвещения» (19 ноября 1833 г.): Позднее эта идеология стала коротко называться «Православие, Самодержавие, Народность».Согласно этой теории, русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и самодержавие составляют непременные условия существования России. Народность же понималась как необходимость придерживаться собственных традиций и отвергать иностранное влияние, как необходимость борьбы с западными идеями свободы мысли, свободы личности, индивидуализма, рационализма, которые православием рассматривались как «вольнодумство» и «смутьянство». В рамках данной теории начальник III отделения Бенкендорф писал, что прошлое России удивительно, настоящее прекрасно, будущее выше всяких представлений. Погодин называл основные 3 тезиса концепции «столпостены». Газета, публикующая материалы, относящиеся к данной теории — «Северная пчела». Данная триада являлась своеобразной попыткой идеологического обоснования правительственного курса Николая I начала 1830-х годов, а в дальнейшем служила своеобразным знаменем для консолидации политических сил, выступающих с изоляционистских и националистических позиций.


Сторонники консерватизма[10] стояли на страже самодержавия, ратовали за свертывание реформ и проведение контрреформ, сохранение помещичьего землевладения. Идеологами консерваторов были К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, В.П. Мещерский и др.

Либерализм (в переводе с лат. – свободный) как общественно-политическое течение возник прежде всего в среде интеллигенции, которая выступала за введение конституционных начал в политико-правовую систему, демократические свободы и продолжение реформ. Либералы были противниками революции и отстаивали эволюционный путь развития страны, поэтому они были готовы к сотрудничеству и компромиссам с самодержавием. Представители славянофильского либерализма группировались вокруг журнала «Русская беседа», во главе которого стоял А.И. Кошелев.

Самыми активными в общественном движении были представители революционного направления, которые стремились к коренному переустройству общества, преимущественно насильственным путем. Идейной основой этого служила теория особого, некапиталистического развития России путем общинного социализма, идеологами которого были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Эти теоретические воззрения повлияли на формирование нового радикального течения – народничества.

Пути достижения нового справедливого общества были сформулированы другими идеологами революционного народничества, заложившими основы трех идейных течений:

– бунтарского (анархистского). Его идеолог М.А. Бакунин (1814–1876) считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и поэтому его надо поднять на революцию, которая должна уничтожить государство и создать вместо него федерацию самоуправляющихся общин и ассоциаций;

– пропагандистского. Его основатель П.Л. Лавров (1823–1900) утверждал, что народ не готов к революции, поэтому главное внимание он уделял длительной пропаганде социалистических идей и считал, что «разбудить» крестьянство должна передовая часть российской интеллигенции;

– заговорщического. Теоретик этого течения П.Н. Ткачев (1844–1885) в своих воззрениях о возможной революции в России делал акцент на заговор с целью государственного переворота силами профессиональных революционеров. Захват власти, по его мнению, должен быстро вовлечь народ в социалистическое переустройство.

На долгие годы второй половины XIX – начала XX в. утопическая теория народнического социализма стала теоретическим и программным базисом для многих радикально-революционных течений и политических партий.


105.. Соловьёв указывал, что Россией удовлетворительного решения сформулированных им общечеловеческих вопросов ещё не дано ни на Западе, ни на Востоке и, следовательно, работать над ними должны вместе и солидарно друг с другом все деятельные силы человечества, без различия стран света; а затем уже в результатах работы, в применении общечеловеческих принципов к частным условиям местной среды сами собой сказались бы все положительные особенности племенных и народных характеров. Такая «западническая» точка зрения не только не исключает национальную самобытность, но, напротив, требует, чтобы эта самобытность как можно полнее проявлялась на деле. От обязанности совместного культурного труда с прочими народами противники «западничества», по его словам, отделывались произвольным утверждением о «гниении Запада» и бессодержательными прорицаниями об исключительно великих судьбах России. По мнению Соловьёва, желать своему народу величия и истинного превосходства (для блага всех) свойственно каждому человеку, и в этом отношении не было различия между славянофилами и западниками. Западники настаивали лишь на том, что великие преимущества даром не даются и что когда дело идёт не о внешнем только, но и о внутреннем, духовном и культурном превосходстве, то оно может быть достигнуто только усиленной культурной работой, при которой невозможно обойти общих, основных условий всякой человеческой культуры, уже выработанных западным развитием.По словам Соловьёва, после того как идеализированные представления и пророчества изначального славянофильствабесследно испарились, уступив место безыдейному и низменному национализму, взаимное отношение двух главных направлений русской мысли значительно упростилось, вернувшись (на другой ступени сознания и при иной обстановке) к тому же общему противоположению, которым характеризовалась эпоха Петра Великого: к борьбе между дикостью и образованием, между обскурантизмом и просвещением.

106. В 40-х годах стало выделяться особое, революционно-демократическое направление русской общественной мысли. Революционные демократы отражали интересы широких народных масс и прежде всего закрепощенного крестьянства. Являясь по большей части выходцами из революционной разночинной интеллигенции, они привлекали к себе отдельных представителей поколения дворянских революционеров. Виднейшими идеологами революционно-демократической мысли в России 40-х годов были В. Г. Белинский и А. И. Герцен. Русские революционные демократы  уже тогда видели, что непримиримые классовые противоречия присущи и капиталистическому строю. Они показывали зависимость трудящихся от власти капитала в странах Западной Европы, необузданное стремление к наживе западноевропейской буржуазии, формальный характер свобод при буржуазной демократии. В своей статье о романе Э. Сю «Парижские тайны» Белинский писал: «Французский пролетарий перед законом равен с самым богатым собственником и капиталистом... но беда в том, что от этого равенства пролетарию ничуть не легче. Вечный работник собственника и капиталиста, пролетарий весь в его руках, весь его раб, ибо тот дает ему работу и произвольно назначает за нее плату». Во второй половине 40-х годов XIX в. в связи с развитием крестьянского движения в России и бурными политическими событиями в Западной Европе революционные настроения последователей Белинского и Герцена усилились. В Петербурге, Москве, Ростове, Казани, Воронеже и в других городах стали возникать кружки учащейся молодежи и служилой интеллигенции - учителей, мелких чиновников, офицеров. Наибольшую известность из них получил кружок М. В. Буташевича-Петрашевского в Петербурге,.


107. Петраше́вцы — осуждённые правительством Николая I в 1849 участники собраний у М. В. Буташевича-Петрашевского. Будучи все в той или иной мере «вольнодумцами», петрашевцы были неоднородны по своим взглядам. Немногие имели замыслы прямо революционного характера, некоторые занимались изучением и пропагандой социально-утопической мыслиXIX века (современники часто называли петрашевцев «коммунистами»). Значительная часть осуждённых понесла наказание только за распространение письма Белинского к Гоголю или за недоносительство о собраниях. Кружок Петрашевского вошёл в историю в том числе и из-за участия в нём молодого Достоевского и из-за необычного, поразившего современников, обряда инсценировки приготовлений к публичной казни, которому подверглись осуждённые, не знавшие о том, что они помилованы.

108 При Александре II внешняя политика имела несколько целей, которые успешно реализовывались министерством иностранных дел, возглавляемым с 1856 г. блестящим дипломатом А.М. Горчаковым (1798–1883). Во-первых, восстановление международного престижа России и статуса великой державы после поражения в Крымской войне, а также отмена унизительных для страны статей Парижского мирного договора, запрещающего иметь флот и военные укрепления на Черном море. Во-вторых, сохранение русского влияния на Балканах и поддержка национально-освободительного движения славянских народов против Турции. В-третьих, расширение российской территории и присоединение Средней Азии. В-четвертых, нормализация отношений с Китаем и Японией, а также продажа Россией США полуострова Аляска. Восточный кризис. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. В 1870-е гг. вновь обострился восточный вопрос. Россия к тому времени укрепила международные позиции и чувствовала себя весьма уверенно, поэтому она активно поддерживала национально-освободительную борьбу народов Балканского полуострова против Османской империи.

В самой России возникло мощное политическое течение – панславизм, призывавшее к объединению славянских народов под руководством Российского государства. По всей стране были образованы славянские комитеты, выступавшие за всемерную (в том числе и военную) помощь братьям-славянам. Россия, Германия и Австро-Венгрия неоднократно обращались к Турции с требованиями проведения реформ, устанавливающих равноправие славянского населения, но турецкое правительство их отклонило.

В этих условиях, чтобы не потерять свое влияние на Балканах, а также под огромным воздействием русской общественности внутри страны, Александр II принял 12 апреля 1877 г. решение об объявлении войны Турции. Боевые действия стали разворачиваться на Балканах и в Закавказье. Русская армия вступила на территорию Болгарии, где и развернулись главные сражения с турецкой армией. Русская армия овладела стратегически важным Шипкинским перевалом и героически сражалась под Плевной. После осуществления грамотных осадных мер, разработанных известным фортификатором Э.И. Тотлебеном, крепость была отрезана от внешнего мира и в ноябре 1877 г. сдалась.