ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.05.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одновременно удачно для России развивались боевые действия и на Закавказском фронте. Здесь были заняты такие важные крепости, как Ардаган и Карс.

В войне наступил перелом в пользу России. Под угрозой полного поражения Турция предложила провести мирные перговоры, в результате которых 19 февраля 1878 г. был заключен Сан-Стефанский договор. Главным его итогом стало провозглашение независимости Сербии, Черногории, Румынии, автономии Болгарии. Россия получала ряд крепостей на Кавказе (Ардаган, Карс, Батум, Баязет) и возвращала территории Южной Бессарабии, потерянные во время поражения в Крымской войне.

Сан-Стефанский мирный договор не устраивал европейские страны, и царское правительство под их давлением было вынуждено передать некоторые его статьи на обсуждение международного конгресса. 1 июля 1878 г. был подписан Берлинский трактат, отличавшийся от Сан-Стефанского договора. Болгария была разделена на две части: северную и южную. Первой предоставлялась автономия, а вторая вновь становилась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получила право оккупировать Боснию и Герцеговину.

Победа в Русско-турецкой войне была самым крупным военным успехом страны во второй половине XIX в. и укрепила влияние России на Балканах и в мире.

109. Восточная (Крымская война 1853–1856 гг.). Одной из задач внешней политики России при Николае I было решение восточного вопроса, т. е. достижение господства на Черном море, в проливах Босфор и Дарданеллы и на Балканах, что делало неизбежным столкновение с Турцией. В войне были заинтересованы и европейские державы, а также Турция, Англия и Франция стремились лишить Россию ведущей роли, которую она стала играть в Европе после разгрома наполеоновской империи. Предметом интересов Турции стал Кавказ.

Поводом к началу войны послужил вопрос о так называемых «палестинских святынях». Начавшийся спор между Россией и Францией о правах католиков и православных в Иерусалиме перерос в конфликт Николая I с турецким султаном, отобравшим по просьбе Франции ключи от Вифлеемского храма у православного духовенства. Но требование Николая I гарантий уважения и охраны интересов православного населения Турции султан, опираясь на поддержку Англии и Франции, ответил отказом. Тогда Николай I приказал войскам занять Дунайские княжества – Молдавию и Валахию, входившие в состав Османской империи. 4 октября 1853 г. Турция объявила России войну. А в феврале 1854 г. на стороне Турции выступили Англия и Франция; на грани вступления в войну была Австрия. Война, которую Россия начала лишь против Турции, превратилась в сражение с сильнейшими европейскими государствами.


На первом этапе войны (октябрь 1853 г. – апрель 1854 г.) турецкая армия терпела поражения на Балканах и в Закавказье. 18 ноября 1853 г. русская Черноморская эскадра под командованием П.С. Нахимова одержала победу над турецким флотом в Синопской бухте, не потеряв ни одного корабля и уничтожив 15 судов противника.

На втором этапе войны (апрель 1854 г. – февраль 1856 г.) Англия и Франция официально объявили России войну и начали активные, хотя и безуспешные, действия на Черном, Балтийском, Белом, Баренцевом морях и в Тихом океане.

Николай I опасался вступления в войну Австрии и отдал приказ вывести войска с территории Дунайских княжеств, которые незамедлительно были заняты австрийской армией.

В сентябре 1854 г. союзники высадили десант в Крыму в районе Евпатории, их цель заключалась в захвате Севастополя – главной русской военно-морской базы на Черном море. Чтобы перекрыть флоту противника путь в Севастопольскую бухту, русский парусный флот был затоплен.

13 сентября 1854 г. началась героическая оборона Севастополя, длившаяся 11 месяцев. Крепость была окружена оборонительными сооружениями, возведенными под руководством военного инженера Э.И. Тотлебена. Возглавили оборону города вице-адмирал В.А. Корнилов, контр-адмирал В.И. Истомин, адмирал П.С. Нахимов (все они погибли во время осады). Несмотря на значительное превосходство в силах, противнику удалось занять Севастополь лишь после почти годовой осады – 30 августа 1855 г., при огромных потерях.

С падением Севастополя резко упала активность военных действий. Несмотря на поражение, в память обороны Севастополя была впервые в истории России учреждена медаль «За защиту Севастополя». В Крымской войне участвовали известный хирург Н.И. Пирогов, применивший в военно-полевых условиях наркоз, а также первый в русской военной истории отряд сестер милосердия.

Несмотря на некоторые успехи русских сухопутных войск на Кавказе (взятие крепости Карс), союзникам удалось выполнить свою главную задачу – подорвать военное могущество России на Черном море.

В 1854–1855 гг. англо-французский флот из корабельной артиллерии обстреливал русские территории на Аландских островах на Балтике, Соловецкий монастырь в Белом море и Петропавловск-Камчатский.

Россия в целом смогла выдержать военный натиск объединившихся против нее стран. В феврале 1855 г. скончался Николай I; постепенно прекратились военные действия. Россия согласилась на подписание мирного договора с Францией, Австрией, Англией, Пруссией, Сардинией и Турцией, которое состоялось в Париже в марте 1856 г. Страна вышла из войны с минимальным уроном. В обмен на турецкую крепость Карс России союзниками был оставлен Севастополь; независимость Османской империи и ее целостность гарантировались всеми государствами; закрепилось обеспечение традиционных прав Православной церкви на Святой земле. Самым тяжелым для Российского государства оказалось объявление Черного моря «нейтральным», т. е. Россия и Турция лишались права иметь здесь военный флот, а на побережье – военные крепости.


Поражение России, обусловленное ее экономической, политической, социальной и военной отсталостью, вновь подтвердило необходимость кардинальных реформ в стране.

110. Эта война длилась более сорока пяти лет. Она началась, когда император Александр I собирался даровать России конституцию. Поводом к войне стало появление на Кавказе генерала Алексея Петровича Ермолова. Он доносил, что «горские народы примером независимости своей в самих подданных вашего императорского величества порождают дух мятежный и любовь к независимости». Ермолов предложил перейти к активным наступательным действиям в глубь территорий горских народов.В 1818году на реке Сунже, на расстоянии одного перехода в глубь Чечни от казачьей станицы Червленой, возникла новая крепость- Грозная. С нее началось планомерное продвижение русских от старой пограничной линии по Тереку к самому подножию гор. Одна за другой стали вырастать крепости с характерными названиями: Внезапная, Бурная . Казакам и военным частям другой пограничной линии, шедшей со времен Суворова по Кубани, Ермолов разрешил преследовать за линию границы бойцов закубанских народов, совершавшие набеги на русскую территорию. И здесь началось медленное продвижение к новым пограничным линиям, создававшимся вдоль левых притоков Кубани. Горцам оставалось либо смириться, либо потерять зимние пастбища и лучшие поля на равнинах. Намерения русских, казалось, были самые благородные: распространить законность и просвещение, прекратить междоусобицы и набеги. Но в России сложилось мнение, что в краю горцев «и добро надо делать насилием». Военный министр Николая I граф А.И. Чернышев откровенно заявлял, что только силой оружия может быть выполнен «план усмирения кавказских племен». Естественно, что горцы восприняли такие планы как посягательство на их вольность. Это со временем поняли многие участники и очевидцы войны.

111. Первая половина XIX в. — одна из наиболее значительных эпох в истории русской культуры. Образование, наука, литература, живопись, архитектура, музыка, театр — все они переживали подъем, являли стране и миру выдающиеся достижения и открытия .  Основой развития системы образования стала реформа 1803 г. Учреждались четыре типа учебных заведений: приходские школы для детей крестьян; уездные училища для горожан; губернские гимназии для дворянских детей; университеты          В архитектуре властвовал поздний классицизм (ампир). Надежность, монументальность, гражданственность и простота отличают здание Адмиралтейства (А. Д. Захаров), Казанский собор (А. Н. Воронихин), здания Главного штаба и Александрийского театра (К. И. Росси) в Петербурге,          В первой половине XIX в. родилось русское национальное музыкальное искусство, представленное в первую очередь творчеством М. И. Глинки (оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила»). Малый театр в Москве и Александрийский театр в Петербурге создали самобытные актерские школы, получившие признание и любовь зрителей (М. С. Щепкин, В. А. Каратыгин, Е. С. Семенова и др.).           112. Обличительные задачи русского реализма способствовали развитию критических тенденций этого художественного метода, что наблюдается уже в творчестве А. С. Пушкина. В нашем литературоведении понятие «критический реализм» имеет различные значения. Иногда так называют реалистический метод досоциалистического искусства, чтобы отличить этот метод от реализма социалистического, В противоположность этому, слишком широкому, употреблению термина некоторые придают ему чрезмерно узкое значение, обозначая им только то реалистическое направление, в котором критическое начало определяет собой весь метод изображения действительности, как это было, например, в реалистических произведениях Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина.  Критический реализм не сводится к критике, к отрицанию изображаемой действительности. Критический реалист, исходя из своих идеалов, может искать и находить в действительности положительные явления, положительные характеры, может создавать положительные образы. Творчество Пушкина вполне соответствует такому пониманию критического реализма. Великий поэт-реалист, уделяя основное внимание критической оценке изображаемой действительности, не отказывался от создания положительных образов. Русский реализм, утвердившись на основе более глубокого, чем это было у романтиков, постижения закономерностей развития действительности, по своей природе был выражением демократической идеологии, формирование которой протекает в период после 14 декабря 1825 г. 


113. В начале XIX в. значительно возрос интерес общества к произведениям литературы и искусства.. Важной особенностью развития литературы и искусства этого периода была быстрая смена художественных направлений и одновременное существование различных художественных стилей. Яркой чертой эпохи стало и усложнение культурной жизни, усиление взаимовлияния различных областей культуры — литературы и истории, философии и литературы, живописи и музыки.Господствующим направлением в русском и европейском искусстве начала XIX в. оставался, как и ранее, классицизм. Его последователи в качестве образца избрали классическое античное искусство и стремились ему подражать. Однако русский классицизм имел и некоторые особенности. Если во второй половине XVIII в., в отличие от европейского, он был более тесно связан с идеями просвещения народа и освобождения угнетенных, то под влиянием наполеоновских войн в начале XIX в. в основу произведений классицизма были положены идеи служения государю и Отечеству. Одним из ведущих новых направлений в художественной культуре первых десятилетий XIX в. стал романтизм. Его главной отличительной чертой было противопоставление романтического, идеального образа реальной жизни. Русский романтизм отличал повышенный интерес к национальной самобытности, традициям, отечественной истории, утверждению сильной, раскрепощенной личности.В 20—50-е гг. XIX в. получает широкое распространение другое новое направление — реализм. Его последователи старались изображать окружающую действительность в ее наиболее типичных проявлениях. Одним из течений нового стиля стал критический реализм, выявлявший неблагополучные стороны жизни и самим содержанием произведений как бы требовавший перемен.

114. Меценатство - одна из давних наших отечественных традиций, которая отражает огромный духовный потенциал российского общества. Стоит отметить, что общественная деятельность в форме инициативы и материальной поддержки играла существенную, а подчас и решающую роль в развитии и функционировании таких сфер культуры, как образование и искусство, особенно на рубеже XIX и XX столетий, когда меценатство в России достигло своего расцвета. Меценаты принимали деятельное участие в развитии образования, науки, искусства. Благодаря участию просвещенных представителей российского торгово-промышленного мира были созданы Третьяковская галерея, Щукинское и Морозовское собрания новой западной живописи, Благотворительность и меценатство являлись особой формой общественной деятельности. Благодеяния осуществлялись людьми, которые не были великими деятелями искусства, но вошли в историю русской и мировой культуры, ибо способствовали ее обогащению, утверждению в ней новых направлений и форм. "Для того чтобы процветало искусство, - писал К. С. Станиславский, - нужны не только художники, но и меценаты".


115. Развитие русской культуры в первой половине XIX в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г. Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра Т и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. В отличие от XVIII в., для которого был характерен энциклопедизм ученых, в первой половине XIX в. началась дифференциация наук, выделение самостоятельных научных дисциплин (естественных и гуманитарных). Наряду с углублением теоретических познаний все большее значение приобретали научные открытия, имевшие прикладное значение и внедрявшиеся, хотя и медленно, в практическую жизнь. Особое значение для просвещения народа играло издание книг.В начале XIX в. существовали лишь государственные типографии, в 30 — 40-е годы распространилось частное книгоиздательство.

116. В первой половине XIX в. открылась новая страница в истории отечественной музыкальной культуры. Композиторы не стремились к заимствованиям у немецкой, итальянской и французской школ. Многовековое народное творчество создало основу для развития национальной музыкальной школы. Сочетание народных мотивов с романтизмом обусловило появление особого жанра — русского романса (А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилев).Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М. И. Глинка. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто Н. В. Кукольника, «Руслан и Людмила» по мотивам поэмы А. С. Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Кроме опер, М. И. Глинка писал романсы, этюды, хоры и струнные квартеты. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки.Реалист и новатор А. С. Даргомыжский вводил в свои произведения бытовые сюжеты и народные песенные мелодии, удачно развивал приемы и средства музыкальной выразительности в операх «Русалка» и «Каменный гость». Крупным представителем романтического направления в музыке был композитор А. Н. Верстовский (опера «Аскольдова могила»).