ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.05.2024
Просмотров: 469
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
1. Особенности сценарного творчества
2. Разновидности современных праздничных программ
Глава 2. Сценарии как вид драматургии
2. Основные характеристики сущности драматургии
3.Общие и особенные черты драматургии театрализованных представлений
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
2. Основные этапы работы над сценарием театрализованного действа
4. Отбор документального и художественного материала
Глава 1. Основы сценарной культуры режиссёров театрализованных представлений и праздников
Глава 2. Сценарий как вид драматургии
Глава 3. Творческий процесс создания сценариев театрализованных представлений и праздников
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ
Кафедра режиссуры театрализованных представлений
СИ. Гавдис
ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА
Учебное пособие
для студентов специальности 070209
«Режиссура театрализованных представлений и праздников»
Рекомендовано Учебно-методический объединением высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 070209 - Режиссура театрализованных представлений и праздников. Дисциплина ОПД.Ф.05.01 - Теория драмы и основы сценарного мастерства
Орёл-2005
ББК 85.34 УДК 793 Г 123
Рецензенты:
Жарков А. Д., доктор педагогических наук, профессор, декан факультета театра, кино и телевидения МГУКИ;
Марков О. И., заслуженный деятель искусств Ингушетии, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета театрального искусства, заведующий кафедрой режиссуры КГУКИ;
Скляр И. Г., заслуж:енный деятель искусств республики Коми, кандидат философских наук, доцент, художественный руководитель МГУКИ
Якунина В.П., кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и псгаолого-педаго'гических наук ОГИИК
Гавдис СИ. Основы сценарного мастерства. Учебное пособие для студентов специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников». - Орёл: ОГИИК, Полиграфическая фирма «Картуш», 2005. - 242 с.
ISBN 5-9708-0019-8
Учебное пособие разработано на основе образовательной программы 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» в соответствии с содержанием дисциплины «Теория драмы и основы сценарного мастерства».
Учебное пособие посвящено одной из актуальных проблем сценарного мастерства - закономерностям творческого процесса работы над сценарием театрализованного представления и праздника. В пособии рассмотрены особенности сценарного творчества, выявлены разновидности праздничных программ, раскрыты общие и специфические особенности драматургии массового театра. Автор на конкретных примерах не только анализирует теоретические подходы к драматургии, но и «живую» сценарную практику.
Пособие предназначено для студентов вузов искусств и культуры специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», практиков в области организации и постановки массовых действ, а также для всех, занимающихся и интересующихся сценарным творчеством.
ISBN 5-9708-0019-8
ББК 85.34 УДК 793
От автора
Получив очередной заказ на художественную организацию какого бы то ни было праздничного события: Нового года или дня Святого Валентина, юбилея известного человека или коллектива, дня именинника или праздника Русской Масленицы, свадебного торжества или рождения ребёнка, праздника улицы или города, открытие художественной выставки или торгового центра, профессионального праздника или презентации фирмы, всякий раз, несмотря на многолетний опыт работы по организации и проведению разного рода мероприятий, возникает какое-то непонятное состояние души. С одной стороны, это радостное волнение, ожидание чего-то необычного, предчувствие какого-то открытия, с другой стороны - чувство тревоги, ответственности, осознания важности свершаемого дела, но всегда возникает желание предугадать - что же будет на этот раз? Хочется поскорее открыть ту таинственную дверь, за которой пока ещё скрывается твоё будущее детище. Но подобрать ключик к этой волшебной двери не так уж и просто. Для этого потребуется масса энергии, творческих переживаний, ворох прочитанных книг, журналов, изученных документов, пересмотренных фотографий; новые знакомства и общение с ранее неизвестными людьми, которые за это время станут хорошими знакомыми приятелями и друзьями. Сколько человеческих историй придётся выслушать и пережить, сколько нового и интересного откроется за период работы над сценарием! А сколько нужно «тебя», чтобы всё это стало близким и дорогим, тем единственным, что поможет тебе выразить то сокровенное, что давно созрело и просится наружу, то, о чём не можешь не поведать людям.
Опыт по организации театрализованных представлений и праздников показывает, что всегда процесс создания очередного сценария проходит по-разному. Иногда сразу созревает сценарный ход всего представления, иногда ясно представляешь себе кульминацию своего будущего спектакля, порой слышишь музыку, которая не даёт покоя или видишь световое решение, цветовую гамму будущего действа, пространственное решение всего праздника, или отдельную мизансцену. А порой чувствуешь общий темпо-ритм или стиль сценического действия, который становится во главе всей дальнейшей работы и помогает выстроить весь материал в едином ключе. Иногда, уже на первом этапе работы над очередным праздничным действом, неожиданно возникает режиссёрское решение церемонии награждения или минуты Памяти, рождаются приёмы активизации аудитории. Или неожиданно, в процессе изучения или анализа сценарного материала, рождается трюк - сюрприз, который может взбудоражить зрителя своей неожиданностью, но уместностью та изюминка, которая поможет донести до зрителя то главное, что хочешь сказать, то, ради чего будешь создавать очередное действо. А зачастую приходится долго раздумывать над темой театрализованного представления, выявлением проблемы, которая будет интересна не только автору, но и тем, кому она адресована, с кем хочешь поделиться своими мыслями и взглядами, болью и радостью, кого хочешь вызвать на диалог или заставить задуматься о насущном, о том, что сегодня не даёт покоя, о том, что поможет сделать нашу жизнь лучше, полнее, интереснее.
Творческий процесс работы над сценарием театрализованного действа сложен и требует от сценариста самоотдачи. Даже изучив «технологию» создания сценария, мы не можем считать себя сценаристами, так как нельзя научить писать сценарии, если нет дарования, нет таланта, а при их наличии также нельзя надеяться на «авось», так как «только в результате труда могут укрепиться и развиться природные способности человека, только труд (практика) может выработать и накопить действенную силу вдохновения, раскрыть дальнейшие перспективы для творческой работы» (82).
Вместе с тем, сегодня мы можем, к сожалению, наблюдать, что «пишут» сценарии практически все кто мало-мальски образован, дискредитируя при этом и профессию, и сам вид искусства. Отсюда, на наш взгляд, и отношение к сценаристам-режиссёрам, можно сказать, пренебрежительное и труд низкооплачиваемый. Здесь же не нужно вагоны грузить или цифры считать, здесь не нужна сила, знания высшей математики не требуются: составил последовательность номеров, придумал текст ведущим праздничного мероприятия, добавил к ним выступления уважаемых людей - вот и сценарий готов. Затем подобрал подходящую музыку - и дело, как говорится, «в шляпе». Так и проводятся нередко мероприятия для галочки, в которых ни о какой драматургии, ни о какой образности и речи не может идти. Однако за постановку театрального спектакля по пьесе драматурга такие «режиссёры-постановщики» не берутся (хотя и такое можно наблюдать, но реже), так как понимают, что это по плечу лишь режиссёру-профессионалу. Вместе с тем, осуществить подготовку театрализованного представления или любого другого театрализованного массового действа - это для них якобы дело нехитрое, несмотря на то, что не каждый театральный режиссёр возьмётся это сделать, особенно в условиях нетрадиционной сценической площадки.
А порой можно наблюдать и другую картину, когда, делая заказ на очередной сценарий, практически каждый руководитель считает необходимым указать режиссёру-сценаристу, как тот должен выполнять предстоящую работу, его профессиональные обязанности. И здесь мы не имеем в виду высказанных заказчиком пожеланий (например: о поддержании сложившихся традиций в коллективе; о том, какие моменты в деятельности того или иного коллектива нужно выделить в ходе мероприятия; о ком нужно рассказать; кого повеличать и т.п.), а именно указаний, как должно быть. И чаще всё это должно быть так, как и в прошлом году и 10, 20, а то и 50 лет назад или как было у соседа. Поэтому и проводятся однообразные мероприятия по кем-то давно установленной схеме: выступает высокое начальство, затем идёт награждение, а потом концерт. Порой хочется сказать таким заказчикам: «Если вы знаете, как это должно быть организовано, зачем приглашаете сценариста, режиссёра? Делайте сами и не превращайте режиссёров в неких «молодцов-удальцов», которые будут выполнять лишь ваши указания, не используя своего творческого потенциала и профессиональных навыков».
Создание и проведение массового театрализованного действа, которое требует собственной драматургии, созданной на конкретном материале, для конкретной аудитории и зачастую для нетрадиционной сценической площадки, - дело сложное.
Итак, какими же качествами должен обладать сценарист-режиссёр, (обычно он выступает в этих ипостасях в одном лице)? Прежде всего он должен быть воспитанным, социально-активным человеком. Быть Личностью, быть Гражданином своей страны, иметь свой взгляд на мир, свои убеждения, своё мнение, быть смелым, активным, напористым в стремлении к достижению цели. Человеку, безразличному к жизни, к окружающей действительности, к проблемам, которые требуют сегодня разрешения, равнодушному к людям, среди которых живёт, к друзьям, к родным, близким, к братьям нашим меньшим, не место в нашей профессии. Интеллект, культура, наряду с высокими нравственными качествами, должны характеризовать личность сценариста. И, конечно же, здесь не обойтись без творческого мышления, воображения, фантазии, любознательности, умения увидеть то, мимо чего пройдут другие, разглядеть в нём то, что поможет преобразить этот мир, сделать его лучше, совершеннее - без этих качеств не может быть сценариста. И главное - надо любить, уважать того, для кого ты создаёшь своё действо, праздник, представление. Желая людям добра, мира, благополучия, вести их за собой через созданные творческие работы, заставляя сопереживать другим, радоваться и печалиться, думать и анализировать, активно участвовать в традиционных церемониальных, игровых и других действах, не забывая о том, что ты в ответе за них. Вспомните слова Антуана де Сент-Экзюпери, который в своей повести «Маленький принц» писал: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Так и каждый режиссёр театрализованных представлений и праздников в ответе за свою аудиторию, своего зрителя, участника праздничного действа, за его духовный мир, за его настроение, желания и помыслы.
Характер художественно-творческой деятельности будущих выпускников специальности «Режиссура театрализованных представлений и праздников» предъявляет высокие требования к их профессиональной подготовке—знаниям, умениям, навыкам, способностям, общему кругозору, уровню культуры.
Высококвалифицированный специалист должен уметь своим творчеством воздействовать на решение важных проблем современности, точно знать, что хочет сказать аудитории, быть глубоко убежденным в том, за что выступает, уметь идти в ногу со временем, чувствуя его ритм и характер.
Исходным моментом творчества режиссёра является создание сценария, все части которого должны быть подчинены закону сквозного действия и вместе с тем каждая часть должна иметь свою законченную мысль и внутреннее развитие. Лишь при условии точного отбора и умелой организации разноименного сценарного материала сценарист сумеет создать яркое театрализованное действо и придать ему эстетическую и педагогическую ценность.
Творческий процесс работы над сценарием предполагает не только овладение «технологией» создания сценариев, но и требует общего и профессионального развития личности студента, способного выразить свою гражданскую позицию.
Логическое и художественное мышление, чувства гармонии, пропорциональности, целостности в восприятии произведений искусств, окружающей действительности, гражданская позиция, владение монтажным методом создания динамичной структуры театрализованных действ - вот тот фундамент, на котором зиждется мастерство сценариста.
В данном пособии мы обращаем внимание будущих режиссёров театрализованных представлений и праздников на особенности сценарного творчества, выявляем разновидности современных праздничных программ и их основные характеристики, рассматриваем сценарий как разновидность драматургии, раскрываем общие и специфические особенности драматургии театрализованных представлений и праздников. Приоткрываем тайны создания художественного замысла известных произведений литературы и искусства, прослеживаем этапы творческого процесса по созданию сценариев театрализованных представлений.
Работая над пособием, мы опирались на опыт и труды известных талантливых литераторов, художников, исследователей, театральных деятелей, режиссёров и сценаристов театрализованных представлений и праздников.
Так, основные характеристики сущности драматургии как основы зрелищных искусств автор раскрывает, обращаясь к исследованиям Абрамовича ГЛ., Аля Д.Н., Волькенштейна В.И., Захавы Б.Е., Ершова П.М., Митты А., Осовцева СМ., Поламишева A.M., Полякова М.Я., Товстоногова Г.А.
Значительную роль в осмыслении и раскрытии специфических особенностей искусства театрализованных представлений и праздников сыграли труды Генкина Д.М., Коновича А.А., Орлова О.Л., Петрова Б.Н., Силина А.Д., Тихомирова Д.В., Триадского В.А., Туманова И.М., Шароева И.Г.
Проследить закономерности творческого процесса автору помогли труды Борева Ю.Б., Новикова В.И., Паперного З.С, Шкловского Е.А., Шорохова Е.В.